Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории массового обслуживания и принятия решений.
Исходя из цели, задачи курсовой работы:
1) рассмотрение элементов теории массового обслуживания и принятия решений;
2) проанализировать расчет основных параметров в моделях массового обслуживания
3) решить задачу «Бери и кати»
Введение………………………………………………………………………...…5
1 Элементы теории массового обслуживания и принятия решений……..…...7
1.1 Основные положения теории массового обслуживания.………………......7
1.2 Принятие решений в экономике с использованием моделей массового обслуживания………………………………………………………………….....11
2 Расчет основных параметров в моделях массового обслуживания………...14
2.1 Постановка и математические модели задач………………….…………...14
2.2 Определение основных параметров процессов…………………………....18
3 Решение задачи «Бери и кати…………………………………………….…...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Глоссарий………………………………………………………………………...32
Список используемых источников …………………………………………….34
Введение…………………………………………………………
1 Элементы теории массового обслуживания и принятия решений……..…...7
1.1 Основные положения теории массового обслуживания.………………......7
1.2 Принятие решений в экономике
с использованием моделей массового обслуживания………………………………………………
2 Расчет основных параметров
в моделях массового
2.1 Постановка и математические модели задач………………….…………...14
2.2 Определение основных параметров процессов…………………………....18
3 Решение задачи «Бери и кати…………………………………………….…...27
Заключение ………………………………………………………………………30
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников …………………………………………….34
Целью курсовой работы является изучение теории массового обслуживания и принятия решений.
Исходя из цели, задачи курсовой работы:
1 Элементы теории массового обслуживания и принятия решений
1.1 Основные положения теории массового обслуживания
Системы массового обслуживания (СМО) – это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания /1, 122 с./. С позиции моделирования процесса массового обслуживания ситуации, когда образуются очереди заявок (требований) на обслуживание, возникают следующим образом. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания.
Цикл функционирования системы массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени.
Основными признаками реальной системы, позволяющими рассматривать ее как своеобразную систему массового обслуживания, являются /2, 333 с./:
Примерами систем массового обслуживания могут служить:
Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются:
Раскроем содержание каждого
из указанных выше компонентов.
Входной поток требований. Для описания
входного потока требуется задать вероятностный
закон, определяющий последовательность
моментов поступления требований на обслуживание
и указать количество таких требований
в каждом очередном поступлении. При этом,
как правило, оперируют понятием «вероятностное
распределение моментов поступления требований».
Здесь могут поступать как единичные,
так и групповые требования (требования
поступают группами в систему). В последнем
случае обычно речь идет о системе обслуживания
с параллельно-групповым обслуживанием.
Дисциплина очереди — это важный компонент системы массово го обслуживания, он определяет принцип, в соответствии с которым поступающие на вход обслуживающей системы требования подключаются из очереди к процедуре обслуживания.
Чаще всего используются дисциплины очереди, определяемые следующими правилами:
Механизм обслуживания определяется
характеристиками самой процедуры обслуживания
и структурой обслуживающей системы. К
характеристикам процедуры обслуживания
относятся: продолжительность процедуры
обслуживания и количество требований,
удовлетворяемых в результате выполнения
каждой такой процедуры. Для аналитического
описания характеристик процедуры обслу
живания оперируют понятием «вероятностное
распределение вре мени обслуживания
требований».
Следует отметить, что время обслуживания
заявки зависит от характера самой заявки
или требований клиента и от состояния
и возможностей обслуживающей системы.
В ряде случаев приходится также учитывать
вероятность выхода обслуживающего прибора
по истечении некоторого ограниченного
интервала времени.
Структура обслуживающей системы
определяется количеством и взаимным
расположением каналов обслуживания (механизмов,
приборов и т. п.). Прежде всего следует
подчеркнуть, что система обслуживания
может иметь не один канал обслуживания,
а несколько; система такого рода способна
обслуживать одновременно несколько требований.
В этом случае все каналы обслуживания
предлагают одни и те же услуги, и, следовательно,
можно утверждать, что имеет место параллельное
обслуживание.
Система обслуживания может состоять
из нескольких разно типных каналов обслуживания,
через которые должно пройти каж дое обслуживаемое
требование, т. е. в обслуживающей системе
процедуры обслуживания требований реализуются
последовательно. Механизм обслуживания
определяет характеристики выходящего
(обслуженного) потока требований.
Рассмотрев основные компоненты систем
обслуживания, можно констатировать, что функциональные
возможности любой системы массового
обслуживания определяются следующими
основными факторами:
Для многих реальных процессов поток требований достаточно хорошо описывается законом распределения Пуассона. Такой поток называется простейшим.
Простейший поток обладает такими важными свойствами /3, 34 с./:
1) Свойством стационарности, которое выражает неизменность вероятностного режима потока по времени. Это значит, что число требований, поступающих в систему в равные промежутки времени, в среднем должно быть постоянным. Например, число вагонов, поступающих под погрузку в среднем в сутки должно быть одинаковым для различных периодов времени, к примеру, в начале и в конце декады.
2) Отсутствия последействия,
которое обуславливает
3) Свойством ординарности,
которое выражает практическую
невозможность одновременного
1.2 Принятие решений с
использованием моделей
Трудности использования стандартных моделей, разработанных в теории массового обслуживания, можно преодолеть одним из следующих способов. Во-первых, можно модифицировать структурно-функциональные характеристики обслуживающей системы так, чтобы чисто логическим путем достичь желательных операционных показателей этой системы и одновременно сделать рассматриваемую систему массового обслуживания поддающейся анализу одной из стандартных математических моделей. Во-вторых, можно признать справедливым некоторые упрощающие предположения относительно реальной обслуживающей системы и, следовательно, возможно представить ее с помощью математической модели без риска получить существенные ошибки в численных оценках операционных характеристик исследуемой системы. Второй из указанных способов представляет собой более перспективным, поскольку за счет его реализации увеличивается круг задач, решение которых может быть обеспеченно путем использования разработанных в теории массового обслуживания математических моделей и методов.
Выбор того или иного метода для исследования функциональных характеристик обслуживающей системы независимо от того, является ли он аналитическим или же относится к категории имитационных, в каждом конкретном случае определяется законом распределения моментов поступления требований и продолжительностей обслуживания.
Стоимостные модели массового обслуживания направлены на определение такого уровня функционирования обслуживающей системы, при котором достигается "компромисс" между следующими двумя экономическими показателями:
а) прибылью, получаемой за счет предоставления услуг;
б) потерями прибыли, обусловленными задержками в предоставлении услуг.
Рассмотрим мультиканальную модель.
Стоимостная модель массового обслуживания в данном случае должна быть ориентирована на определение оптимального числа обслуживающих машин, которое мы обозначили выше через с. предполагается, что значения l и m фиксированы. Интегральная стоимость показателей задается формулой
ТС(с)=сСi+C2TS(c) (1)
где С1 - отнесены к единице времени затраты на обеспечение функционирования одного дополнительного обслуживающего прибора;