Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:55, реферат
Санитарное просвещение -- обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний (Брехман, 1987).
Введение
1. История развития организаций санитарного просвещения
2. Организация санитарно-просветительской работы
2.1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
2.2. Санитарное просвещение в стационаре
2.3. Санитарное просвещение на обслуживаемой территории
2.4. Санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья матери и ребенка
Список литературы
«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.
В условиях диспансеризации
эта форма санитарно-
2.2 Санитарное просвещение в стационаре
Цель санитарно-просветительной работы в больнице -- повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.
Санитарное просвещение в стационаре дает информацию:
- о правильном
гигиеническом поведении во
информации
о своем заболевании и
- дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.
В соответствии с информативными задачами санитарно-просветительная работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:
- в приемном
отделении - индивидуальная беседа,
с вручением памятки,
- в палате - индивидуальная или групповая беседа;
- в холлах больничных
отделении - групповая беседа
с больными, дискуссия в соответствии
с нозологической формой
- при выписке - индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания [1].
В программу гигиенического воспитания больных с хроническими заболеваниями (в стационаре и поликлинике) обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива заболевания с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу. Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими заболеваниями.
Данные литературы свидетельствуют о том, что 50% случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение.
Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.
Санитарное просвещение родственников и близких больного включает:
- индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки-памятки с основными требованиями и рекомендациями в адрес лиц, посещающих больного;
- индивидуальные
беседы лечащего врача в холле
для посетителей и
- справочно-информационные материалы;
- гигиеническую информацию общего характера -- пропаганда здорового образа жизни, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, острых желудочно-кишечных заболеваний и т. д.);
- целевую информацию
- профилактика хронических забол
Эта программа информации доводится до реципиентов с помощью отдельных форм и средств оформления. Для настенного оформления используют светящиеся плоскости (короба) с широкоформатными цветными слайдами и несветящиеся (стенды), экспозиции плакатов и тематических выставок, а для настольного оформления -- альбомы, картотеки, настольные турникеты.
В стационаре должно
предусматриваться санитарно-
При отборе форм
и средств санитарно-
2.3 Санитарное просвещение на обслуживаемой территории
Участково-территориальный
принцип здравоохранения
Эта работа складывается из санитарного просвещения:
- больных и
их родственников при
- всего населения
обслуживаемой территории (информация
населения о профилактических
и оздоровительных
Несомненно, значительный
объем санитарно-
Именно в жилом квартале должна быть сконцентрирована значительная часть профилактической, в том числе санитарно-просветительной, работы. Широко используются по месту жительства традиционные формы массовой и групповой санитарно-просветительной работы: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов и тематические. Врачи лечебно-профилактических учреждений принимают участие в народных университетах здоровья.
Для надлежащего проведения санитарно-просветительной работы с населением лечебно-профилактическое учреждение должно иметь необходимое санитарно-просветительное оборудование и набор санитарно-просветительных средств.
В целях методической подготовки медицинских работников поликлиники по вопросам гигиенического воспитания населения и оказания им организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник создается кабинет пропаганды здорового образа жизни. Основными задачами кабинета являются:
- организация
и проведение комплекса
- оказание организационной
помощи врачам поликлиники в
проведении санитарно-
- комплектование материалов для пропаганды и методических;
- методическая помощь среднему медицинскому персоналу и санитарному активу в проведении санитарно-просветительной работы с населением.
В задачи кабинета
пропаганды здорового образа жизни
входит осуществление связи с
местным домом санитарного
Дом санитарного просвещения обеспечивает лечебно-профилактическое учреждение необходимыми инструктивными методическими и наглядными материалами и по возможности материалами для работы с населением. К созданию материалов для населения должны привлекаться сотрудники лечебно-профилактических учреждений. Несомненно, что только их совместная работа со специалистами службы санитарного просвещения может обеспечить должный объем и высокое качество гигиенического воспитания населения в лечебно-профилактических учреждениях.
2.4 Санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья матери и ребенка
Система гигиенического
воспитания населения в акушерско-
Гигиеническое
воспитание женщин проводится дифференцирование
среди лиц репродуктивного
В группе женщин репродуктивного возраста программа информации включает пропаганду здорового образа жизни и материнства; планирование семьи и медико-генетические знания в целях предупреждения врожденных и наследственных заболеваний; профилактику гинекологических заболеваний и предупреждение не планируемой беременности; разъяснение вреда аборта для организма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимости ранней явки к врачу при наступлении беременности.
Санитарно-просветительная
работа осуществляется в виде индивидуальных
и групповых бесед с
Дифференцирование
должна вестись работа с женщинами,
обратившимися к акушеру-
К работе по пропаганде
материнства и отцовства, помимо
акушеров-гинекологов, привлекаются юристы.
Программа санитарно-
В программу
гигиенического воспитания больных
гинекологическими
Программа гигиенической
информации женщин старших возрастных
групп должна содержать анатомо-
Гигиеническое воспитание беременных и родильниц направлено на формирование у них адекватного гигиенического поведения и навыков, необходимых для благоприятного течения и исхода беременности и родов, послеродового периода, создания оптимальных условий вскармливания и ухода за новорожденным. Оно проводится в течение всей беременности (с момента взятия на учет) и послеродового периода в форме индивидуальных бесед и занятий в школе материнства. Занятия организуются дифференцирование в зависимости от сроков беременности (I, II, III триместры беременности и послеродовой период) и включают вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей организма женщины и плода в различные сроки и гигиены женщины в этот период (включая правила личной гигиены, двигательного режима, диеты, гигиену половой жизни и т. д.); значения регулярного посещения врача для благополучного течения и исхода беременности; физиологии родов и психопрофилактической подготовки к ним (с 32--34 нед. беременности); подготовки организма женщины к лактации и грудному вскармливанию; правильной организации условий жизни новорожденного дома [3].
В целях закрепления полученных знаний женщина должна получить в личное пользование печатный материал, содержащий гигиенические рекомендации, который лучше представлять в виде серии из 4 памяток (соответственно триместрам беременности и послеродовому периоду).
Гигиеническое воспитание женщин, имеющих повышенный риск неблагоприятного течения и исхода беременности и родов («группы риска»), осуществляется дифференцированно в зависимости от фактора риска, специфики экстрагенитального заболевания. Женщина должна получить специальные гигиенические рекомендации по вопросам режима жизни, гигиены, диеты, двигательного режима, необходимости выполнения всех врачебных назначений в целях охраны своего здоровья и здоровья будущего ребенка.