Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:55, реферат
Санитарное просвещение -- обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний (Брехман, 1987).
Введение
1. История развития организаций санитарного просвещения
2. Организация санитарно-просветительской работы
2.1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
2.2. Санитарное просвещение в стационаре
2.3. Санитарное просвещение на обслуживаемой территории
2.4. Санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья матери и ребенка
Список литературы
Содержание:
Введение
1. История развития
организаций санитарного
2. Организация
санитарно-просветительской
2.1. Санитарное
просвещение в работе
2.2. Санитарное просвещение в стационаре
2.3. Санитарное просвещение на обслуживаемой территории
2.4. Санитарное
просвещение по вопросам
Список литературы
Введение
Санитарное просвещение -- раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.
Санитарное
просвещение -- обязательный раздел деятельности
каждого лечебно-
Санитарное
просвещение как научная
Санитарно-просветительская
работа среди населения осуществляется
по программам, разработанным Госкомсанэпиднад
Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.
1. История развития организаций санитарного просвещения
В том или
ином объёме санитарное просвещение
проводится во всех развитых странах.
Как часть государственной
За рубежом
научно-исследовательские
С 1 января 1989 г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения - в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.
2. Организация
санитарно-просветительской
В настоящее
время положения о лечебно-
- недооценка
врачами действенности этого
раздела профилактической
- отсутствие
знаний об организации и
Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.
Санитарно-просветительная
работа в лечебно-профилактическом
учреждении представляет собой комплекс
дифференцированных, целенаправленных
санитарно-просветительных
Общее руководство
и контроль за организацией и проведением
санитарно-просветительной
Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.
2.1 Санитарное просвещение
в работе амбулаторно-
Усиление профилактической
деятельности амбулаторно-поликлинических
учреждений, расширение масштабов профилактических
осмотров и диспансерного наблюдения,
постепенный переход к
В современных
условиях выделяют 2 основных аспекта
санитарно-просветительной
- санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;
- санитарное
просвещение диспансеризуемых
Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
-агитационно-информационным
санитарно-просветительным
- наглядными
средствами (плакаты, лозунги и
т. д.), экспонируемыми по месту
жительства населения и
- разъяснением
и убеждением с помощью
- чтением лекций,
разъясняющих существо
- демонстрацией
тематических санитарно-
Цель данной работы -- выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения.
Дальнейшая
санитарно-просветительная
Гигиеническое
воспитание здоровых имеет целью
сохранение и укрепление их здоровья.
Программа медико-
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры, издаваемые обществом «Знание».
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник -- контролировать выполнение этих обязательств (Вайнер, 2007).
Методика санитарно-
Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное
просвещение больных имеет
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями [2].
Многие хронические
заболевания являются следствием недостаточно
вылеченных острых, поэтому адекватное
гигиеническое поведение
На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.
Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:
- индивидуальную
беседу, в процессе которой больной
получает необходимые
- групповую
беседу с участием врачей-
- выдачу «Книжки
диспансеризуемого», которая является
основным элементом заочного
обучения и где отмечают сроки
явки на очередной