Дыхательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь в небольших
количествах, совершенно недостаточных для поддержания жизни. Существует легенда об итальянских детях, которых для участия в религиозной процессии покрасили золотой краской; история дальше повествует, что все они умерли от удушья, потому что “кожа не могла дышать”. На основании научных данных смерть от удушья здесь совершенно исключена, так как поглощение кислорода через кожу едва измеримо,

Содержание работы

1.Функции дыхательной системы……………………………… 3
Анатомия. ………………………………………………………………………. 4 а)Воздухоносные пути………………………………………………….. 4
б) Легкие.............................................................................. 7 в) Плевра…………………………………………………………………………. 8
г)Кровеносные сосуды легких……………………………………….. 9
3.Легочная вентиляция…………………………………………………… 10 Дыхательные движения................................................... 11 4.Дыхательные движения. Акты вдоха и выдоха........... 13

Файлы: 1 файл

дыхательная система.docx

— 227.16 Кб (Скачать файл)

Частота дыхательных движений у детей  уменьшается с возрастом. У плода  она колеблется в пределах 46 – 64 в минуту. До 8 лет частота дыханий (ЧД) у мальчиков больше, чем у  девочек. К периоду полового созревания ЧД у девочек становится больше, и это соотношение сохраняется  в течение всей жизни. К 14 – 15-летнему  возрасту ч. д. приближается к величине у взрослого человека.

Частота дыхания у детей значительно  больше, чем у взрослых, изменяется под влиянием различных воздействий. Она увеличивается при психическом  возбуждении, небольших физических упражнениях, незначительном повышении  температуры тела и среды.

е)Изменение с возрастом величины дыхательного и минутного объемов легких, их жизненной емкости.

Жизненная емкость легких, дыхательный и  минутный объемы у детей с возрастом  постепенно увеличиваются в связи  с ростом и развитием грудной  клетки и легких.

У новорожденного ребенка легкие малоэластичны  и относительно велики. Во время  вдоха их объем увеличивается  незначительно, всего на 10 – 15 мм.Обеспечение организма ребенка кислородом происходит за счет увеличения частоты дыхания. Дыхательный объем легких увеличивается с возрастом вместе с уменьшением частоты дыхания.

С возрастом абсолютная величина МОД  увеличивается, но относительный МОД (отношение МОД к массе тела) уменьшается. У новорожденных и детей первого года жизни он в два раза больше, чем у взрослых.Это связано с тем, что у детей при одинаковом относительном дыхательном объеме частота дыханий в несколько раз больше, чем у взрослых. В связи с этим легочная вентиляция на 1 кг массы тела у детей больше (у новорожденных она равна 400 мл,в 5 – 6-летнем возрасте она составляет 210, в 7-летнем – 160, в 8 – 10-летнем – 150, 11 – 13-летнем – 130 – 145, 14-летних – 125,а у 15 – 17-летних – 110). Благодаря этому обеспечивается большая потребность растущего организма в О2.

Величина  ЖЕЛ увеличивается с возрастом  в связи с ростом грудной клетки и легких. У ребенка 5 – 6 лет она  равна 710—800мл, в 14 – 16 лет – 2500 – 2600 мл. С 18 до 25 лет жизненная емкость  легких является максимальной, а после 35 – 40 лет уменьшается. Величина жизненной  емкости легких колеблется в зависимости  от возраста, роста, типа дыхания, пола (у девочек на 100 – 200 мл меньше, чем  у мальчиков).

У детей при физической работе дыхание  изменяется своеобразно. Во время нагрузки увеличивается ЧД и почти не меняется ДО. Такое дыхание неэкономно и не может обеспечить длительное выполнение работы. Легочная вентиляция у детей при выполнении физической работы увеличивается в 2 – 7 раз, а при больших нагрузках (беге на средние дистанции) почти в 20раз. У девочек при выполнении максимальной работы потребление кислорода меньше,чем у мальчиков, особенно в 8 – 9 лет и в 16 – 18. Все это следует учитывать при занятиях физическим трудом и спортом с детьми различного возраста.

 

Гигиена дыхания.                     

Физиологии   наиболее  важные газы - O2, CO2, N2.  Они  присутствуют  в  атмосферном  воздухе  в  пропорциях  указанных  в  табл. 1.  Кроме  того,  атмосфера  содержит  водяные   пары  в  сильно  варьирующих  количествах.

 

Табл. 1

Компонент

Содержание,  %

Кислород

Двуокись  углерода

Азот

Аргон

20,95

0,03

78,09

0,93


 

С  точки  зрения медицины  при недостаточном снабжении  тканей кислородом  возникает  гипоксия.  Краткое изложение разных причин гипоксии может служить и сокращенным обзором всех дыхательных процессов. Ниже в каждом пункте указаны нарушения одного или более процессов. Систематизация их позволяет рассматривать все эти явления одновременно.

I. недостаточный транспорт О2 кровью (аноксемическая гипоксия) (содержание О2 в артериальной крови большого круга понижено).

     А. Сниженное РO2:

         1) недостаток О2 во вдыхаемом воздухе;

         2) снижение легочной вентиляции;

         3) снижение газообмена между альвеолами и кровью;

        4) смешивание крови большого и малого круга,

     Б. Нормальное РO2:

         1) снижение содержания гемоглобина (анемия);

         2) нарушение способности гемоглобина присоединять O2

  II. Недостаточный транспорт крови (гипокинетическая гипок-  сия).

     А. Недостаточное кровоснабжение:

         1) во всей  сердечно-сосудистой системе (сердечная    недостаточность)

         2) местное (закупорка отдельных артерий)

     Б. Нарушение оттока крови;

         1) закупорка определенных вен;

     В. Недостаточное снабжение кровью при возросшей    потребности.

  III. Неспособность ткани использовать  поступающий О2    (гистотоксическая  гипоксия).

Гигиенические требования к воздушной  среде учебных заведений

 

Гигиенические свойства воздушной  среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением электрического поля атмосферы, солнечной радиацией  и др. Для нормальной жизнедеятельности  человека огромное значение имеет постоянство  температуры тела и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов теплообразования и теплоотдачи.

Высокая температура окружающего  воздуха затрудняет отдачу тепла, что  приводит к повышению температуры  тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение пребывание человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Кроме того, потеря тепла организмом зависит от скорости движения воздуха и самого организма (езда на открытой машине, велосипеде и т. д.).

Электрическое и магнитное поля атмосферы также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т. д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные – менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми. В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится теплым, спертым и душным.

В воздухе содержатся примеси разного  происхождения: пыль, дым, различные  газы. Все это отрицательно сказывается  на здоровье людей, животных и жизнедеятельности  растений.

Кроме пыли, в воздухе содержатся и микроорганизмы – бактерии, споры, плесневые грибки и др. Их особенно много в закрытых помещениях.

а)Микроклимат школьных помещений.

Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических  свойств воздушной среды. Для  школы эту среду составляют ее помещения, для города – его территория и т. д. Гигиенически нормальный воздух в школе – важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35–40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков.

Косвенным показателем загрязнения  воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно  допустимая концентрация (ПДК) углекислого  газа в школьных помещениях составляет 0,1 %, но уже при меньшей его концентрации (0,08 %) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности.

Наиболее благоприятными условиями  в классе являются температура 16–18 °C и относительная влажность 30–60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. При этом разница температуры воздуха по вертикали и горизонтали класса не должна превышать 2–3 °C, а скорость движения воздуха – 0,1–0,2 м/с.

В спортивном зале, рекреационных  помещениях, мастерских температура  воздуха должна поддерживаться на уровне 14–15 °C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5–6 куб. м. Но, чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1 %, ребенку 10–12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В возрасте 14–16 лет потребность в нем увеличивается до 25–26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.

б)Естественная вентиляция.

Приток наружного воздуха в  помещение ввиду разности температуры  и давления через поры и щели в  строительном материале или через  специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания  классных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги. Последние имеют преимущество перед форточками, так как наружный воздух через открытую фрамугу поступает сначала вверх, к потолку, где согревается и теплым опускается вниз. При этом находящиеся в помещении люди не переохлаждаются и ощущают приток свежего воздуха. Фрамуги можно оставлять открытыми во время занятий даже зимой.

Площадь открытых форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса – это так называемый коэффициент  проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным  является сквозное проветривание, когда  во время перемены одновременно открываются  форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет  за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей.

Особое внимание уделяется проветриванию  кабинетов, химических, физических и  биологических лабораторий, где  после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.

В)Искусственная вентиляция.

Это вентиляция приточная, вытяжная и  приточно-вытяжная (смешанная) с естественным или механическим побуждением. Такая  вентиляция устанавливается чаще всего  там, где необходимо удаление отработанного  воздуха и газов, образующихся при  проведении опытов. Ее называют принудительной вентиляцией, так как воздух выводится наружу с помощью специальных вытяжных каналов, которые имеют несколько отверстий под потолком комнаты. Воздух из помещений направляется на чердак и по трубам выводится наружу, где для усиления тока воздуха в вытяжных каналах устанавливают тепловые побудители движения воздуха – дефлекторы или электрические вентиляторы. Устройство этого вида вентиляции предусматривается во время строительства зданий.

Вытяжная вентиляция особенно хорошо должна действовать в уборных, гардеробах, буфете, чтобы воздух и запахи этих помещений не проникали в классы и другие основные и служебные помещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

 

Н.П. Наумов,  Н.Н. Карташов “Зоология  позвоночных”

К. Шмидт-Ниельсен “Физиология  животных” (перевод   с английского  М. Д.  Гроздовой)

“Основы  Физиологии”  под  редакцией П. Стерки   перевод с английского  Н. Ю. Алексеенко

 


Информация о работе Дыхательная система