Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 18:32, контрольная работа
Наиболее острым вопросом в проблеме построения коммунизма можно признать вопрос соотношения личного и общественного. Непонимание закономерностей жизни выливается во множество предположений: что коммунизм можно построить, только «переделав» человека; что только стремление каждого к реализации своих эгоистических целей может двигать все общество вперед; что коммунизм невозможен без тоталитарной власти с подавлением свобод; что потребности всегда обгоняют возможности экономики и потому никогда не удастся воздать каждому по потребности, и так далее. Ложных выводов так много, что опровергать каждый из них по отдельности можно вечно.
Введение……………………………………………………………………………
1.Индивидуальные потребности
2.Экономические потребности…….
3.Информационные потребности…………………………………..
4.Социальные потребности………………..
5.Высший уровень индивидуальных потребностей……………..
6.Общественные потребности………………..
Заключение.
Списоклитературы.
Информационные потребности выступают все большиммотиватором. Но настоящее «информационное потребление», в отличие от материального, неразделимо от самосовершенствования личности – от ее культурного и интеллектуального роста, и находится с ним в петле обратной связи. Удовлетворение любопытства, тяга к знаниям, понимание искусства также завязаны на самореализацию, на применение открытого, без которой они остаются пустыми, бесплодными суррогатами.
Особую роль занимает такое явление, как скука. По сути, скука является проявлением информационной потребности в разнообразии – согласно кибернетике, необходимом компоненте для обучения и развития. Но доминанта материальных потребностей в жизни человека ведет к падению потенциала его интеллектуального и культурного развития, а это означает ограниченность в содержательном информационном потреблении. В этих условиях все шире распространяются суррогаты информационного и эстетического разнообразия: поиск новых чувственных наслаждений, разнообразие потребления, разнообразие убеждений и ценностей. Стремление к открытию нового, к поиску знаний и даже к красоте сводится к задаче избыточно усложненного выбору из огромного набора заранее заданных вариантов. Вместо первооткрывательства, отражающего экспансию жизни – поездка по курортам; вместо поиска и создания знаний – просмотр развлекательных программ; вместо красоты – избыток красок, спецэффектов, вместо эмоциональных переживаний – усиленные дозы адреналина, насилия и разврата; вместо радости освоения новых навыков и личностном росте – обман собственных мозговых механизмов в азартных играх и online-RPG.
Социальные потребности.
Социальные потребности также весьма ограничены и на самом деле не завязаны на материальные ценности. Хотя для социальных потребностей есть фактор исключительности, их характер в основном двунаправлен. Эволюция социальных потребностей происходит по пути роста эффективность общественных отношений.
Важным на сегодняшний день извращением социальной потребности в уважении является статусное потребление. Зависимость дохода от полезности индивида и его деятельности для общества, которая проходит нитью через всю историю в форме образов «лучших генов» – «образца для подражания» – «эффективного собственника» привела к возникновению культурного кода: уровень потребления сигнализирует о полезности для общества, а следовательно, ассоциируется с уважением. В результате возникла извращенная модель: чем выше твой уровень потребления, тем больше тебя уважают. Это значительный стимул для сверхпотребления, выходящий за ограниченные биологией рамки реальных экономических потребностей, на самом деле является опасным извращением реальной связи «полезные достижения – уровень уважения». С этим явлением мы хорошо знакомы: «если ты такой умный – почему такой бедный?» и «если у тебя нет миллиона – можешь идти в жопу».
Но многие социальные потребности действительно развиваются и удовлетворяются более эффективно с применением информационных достижений: поддержание отношений на расстоянии через виртуализацию общения открывает дополнительный простор для удовлетворения социальных потребностей.
Высший уровень индивидуальных потребностей.
Маслоу разделил индивидуальные потребности по группам. Наверх пирамиды он поставил потребность в самореализации и самосовершенствовании. Если мы посмотрим более внимательно, то на самом деле это не отдельная потребность, а синтез всех трех групп потребностей: человек стремится к саморазвитию и совместной творческой самореализации в общественно-полезном труде. Это включает экономический уровень (труд), и социальный уровень (полезность определяет признание обществом, уважение), и информационный уровень (развитие – освоение нового и творчество – создание нового).
Именно к этой, и только к этой форме могут и должны придти отдельные индивидуальные потребности для гармоничного, счастливого развития человека. Текущий их синтез вокруг сферы потребления является временным перекосом, извращением с перевесом одной составляющей. Все, что способствует удовлетворению этой потребности в обществе – прогрессивно, а все, что мешает – реактивно и должно быть изжито, вытеснено из культурного кода его осознанным, целенаправленным исправлением. И это не произвол какой-то идеологии, это закономерный вывод из всей истории эволюции человека и жизни вообще, определенный его местом во вселенной и в структуре ее законов.
Общественные потребности.
Что же представляют собой общественные потребности и как они соотносятся с индивидуальными?
Если общество как форма организации людей является продолжением эволюции, то задачи общества проистекают ровно из тех же задач сохранения и развития жизни. Развитие жизни также имеет ровно одно направление – повышение вероятности ее сохранения. Общество, развивающееся в любую другую сторону в длительном периоде нежизнеспособно по самому определению жизнеспособности.
Для выполнения своей функции общество должно выполнять две задачи: создавать наилучшую среду для выживания элементов (человека) и повышать вероятность выживания самого общества (множества людей).
Общество состоит из людей и связей между ними. Выживание человека, как я написал выше, полностью описывается набором его потребностей, значит, первая потребность общества – наиболее полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека. Многие считают общество делом рук человека, его «инструментом», и поэтому на этом список целей существования общества завершают. Но общество, хотя состоит из людей и представляет собой структуру связей, слагающихся из действий людей, превосходит просто набор отдельных людей. Как безжалостные законы естественного отбора привели к тому, что выживает только тот, кто лучше умеет выживать, так и в отношении различных форм общественной организации отбор оставил только те, которые выработали механизмы для собственного выживания.
Таким образом, общество представляет собой еще одну единицу эволюции, которая имеет свою эволюционную историю. Впрочем, законы выживания остаются теми же самыми, следовательно и потребности общества должны быть теми же самыми: 1) защита 2) питание 3) развитие. Если человек оперирует личным поведением для получения еды, знаний и создания безопасности от врагов и естественных опасностей, то общество — внутренней организацией для эффективного ведения экономической, научной и оборонительной деятельности.
Экономическая и научная деятельность есть две стороны одного процесса. Знания служат более полному пониманию законов среды существования, включая сами законы жизни, для более эффективного использования этой среды для повышения выживания. Прав был Маркс – дело в том, чтобы мир изменить; это закон природы – информация в своей сути есть отражение возможности изменения материи. Экономика как организация труда есть процесс извлечения энергии и организации материи для лучшего удовлетворения потребностей людей и ведения оборонительной деятельности. Здесь стоит остановиться подробнее.
Что касается потребностей людей, то этот момент понятен почти каждому. Мы должны производить больше всего того, что нужно людям, чтобы они жили лучше.
Второй момент производства — это петля обратной связи: мы должны производить как можно больше того, что расширит наши возможности по производству, то есть больше средств производства. Гармоничный баланс между первым и вторым гарантирует успешное развитие; однако на разных этапах развития производительных сил и общества этот баланс различен. Этот баланс отражается в соотношении уровней потребления и инвестиций. Закономерность такого развития очень проста: лидирует и выживает то общество, которое быстрее наращивает свои производительные силы. При этом наибольшая скорость роста достигается при гармоничном сочетании инвестиций в капитал, в развитие человеческого ресурса и в развитие науки и технологий. Это означает также постоянный рост уровня жизни, то есть удовлетворения индивидуальных потребностей.
При этом можно заметить следующую закономерность: если индивидуальные экономические человеческие потребности ограничены, то со временем при постоянном росте экономики их насыщение будет постепенно приближаться к максимуму и значимость существенно упадет. Настолько, что, во-первых, потеряется смысл в мотивирующей системе распределения (экономическая мотивация почти перестанет работать), а во-вторых, все больше ресурсов будет оставаться для инвестиций в капитал и знания. Но это может привести к сокращению влияния инвестиций в капитал на рост производительности, то есть вкладывать ресурсы в производство средств производства будет иметь все меньше и меньше смысла, т.к. отдача от избыточных инвестиций будет мизерной. Останется только направить их…. Куда?
Вот тут мы вспоминаем про третью, «оборонительную» деятельность общества. Эволюционная оправданность общества такова, что оно позволяет противостоять опасностям, намного превосходящим те, с которыми могут справиться разрозненные люди. Например, защита целой планеты от опасностей столкновения с космическим телом; задачи расселения в космосе для того, чтобы не зависеть от единственной планеты; управление окружающей средой для сохранения ее жизнепригодности в условиях эксплуатации человеком. Это – оборонительное – направление требует огромных ресурсов как для материального производства, так и на развитие наук. И оно является основным, главным результатом эволюции общества – вовсе не максимальное «счастье» каждой «клетки» - человека, а успешная жизнь и развитие всего «организма» - человечества. Любое общество (а нам пока известно только одно), которое не сможет понять своей эволюционной задачи, со времени исчезнет в истории, обнулив все результаты миллиардов лет эволюции. А реализовать эту задачу можно только если ее осознанно понять – то есть, по Марксу, овладеть законами собственного развития жизни и перейти от стихийной эволюции к управляемой.
Какое же место имеют индивидуальные потребности в структуре общественных? Да в общем-то довольно посредственное. Пока мы все – все человечество – голодаем и болеем, поэтому наши личные потребности для организма приоритетны, нуждаются в скорейшем удовлетворении. Но это патология недоразвитости; развитие производительных сил все быстрее приближает нас к тому состоянию, когда первичные – экономические – потребности смогут быть удовлетворены до приличного уровня насыщения, и коллективный разум человечества сможет переключиться с «болевых» сигналов изнутри на свои настоящие задачи.
Значит ли это, что человеческая жизнь и личное счастье ничего не стоит? О нет, ровно наоборот; личное счастье и человеческая жизнь – это самая важная задача общества, но только после задачи выживания и развития самого общества. Человеческая жизнь очень важна, потому что на защите человеческих жизней существует и общество целиком. И потребности человека важны – только удовлетворив нижний уровень потребностей, мы сможем погасить «болевой» сигнал и выйти на реальную, «боевую» мощность: заменить ручной труд одними усилителями (средствами производства), рутинный интеллектуальный труд – другими усилителями (компьютерами), и сконцентрироваться на удовлетворении наивысшей потребности и настоящем предназначении человека в эволюционной спирали – в творческой самореализации, которая и поведет все человечество к восходящему прогрессу.
Заключение.
Завершая разговор о потребностях, я хочу сделать следующую выдержку:
1) Экономические индивидуальные потребности человека небезграничны: экономика развивается быстрее них и будет способно их удовлетворить.
2) Миф о невычислимых соотношениях потребностей опирается на расцвет нерациональных, устаревших форм их проявления, вроде статусного потребления. Эти формы тяготят человека и их необходимо изживать культурно, так как они уже не исполняют своей полезной роли закрепления эффективных генов, моделей поведения и даже форм организации, в процессе чего полное удовлетворение «чистых» потребностей станет вполне достижимым.
3) Этот процесс приведет к смерти экономической мотивации и выведет человека на новую ступень мотивации: творческую самореализацию. Это потребует замены системы распределения доступа к благам, или потребления, «по редкости», на форму «по потребностям».
4) Рациональность потребностей
означает необходимость и возможность
заниматься целеполаганием не путем определения
сиюминутных предпочтений людей и их агрегации
статистически-
5) Общество должно и будет удовлетворять потребности своих членов; но в связи с тем, что потребности сместятся в сторону общественно-полезной самореализации, основной задачей общества в этой сфере будет создание возможностей для общественно-полезного интересного труда, который будет только раздвигать возможности общества. Этот процесс станет самоцелью (потребность в самореализации = потребность в процессе) в составе более великой цели.
6) Снятие экономической мотивации при выборе сферы самореализации приведет к росту конкуренции за самые интересные рабочие места, что сделает социальные лифты автоматическими. Каждый сможет реализоваться на максимальном для себя уровне, предоставив в распоряжение общества все свои способности в их максимальном потенциале.
7) Основной задачей общества станет накопление знаний о мироустройстве и благоустройство среды (как планетарной, так и космической) для лучшего выживания человечества.
Следующим этапом я планирую перейти к отношениям свободы, ответственности и полномочий, что одно и то же, между человеком и обществом.
Список литературы.
Информация о работе Индивидуальные и общественные потребности