Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:33, доклад
Эволюция и генетика – это краеугольные камни понимания человечеством своего происхождения и путей развития жизни на Земле. В своей работе я постараюсь рассмотреть вопросы развития эволюционных учений, начиная с Эмпедокла, жившего в V веке до нашей эры, утверждавшего, что изначально были созданы различные органы – ноги, руки, ласты и т. д.; и заканчивая последней, наиболее совершенной (широко известной) теорией о происхождении видов Чарльза Дарвина, а также её оппонентов и многочисленных сторонников, самостоятельно занимающихся изучением и разработкой дарвиновской концепции. Также следует сказать, что генетика и эволюция – науки взаимосвязанные. Принципы генетики укрепили и дали прочную научную основу для развития эволюционных учений. Этот процесс начался с открытием законов Менделя и применением их к теории эволюции Дарвина.
Для своего реферата я выбрала именно эту тему, так как она была интересной ещё древним мыслителям и остаётся актуальной в наше время. Эволюция и генетика – это краеугольные камни понимания человечеством своего происхождения и путей развития жизни на Земле. В своей работе я постараюсь рассмотреть вопросы развития эволюционных учений, начиная с Эмпедокла, жившего в V
веке до нашей эры, утверждавшего, что изначально были созданы различные органы – ноги, руки, ласты и т. д.; и заканчивая последней, наиболее совершенной (широко известной) теорией о происхождении видов Чарльза Дарвина, а также её оппонентов и многочисленных сторонников, самостоятельно занимающихся изучением и разработкой дарвиновской концепции. Также следует сказать, что генетика и эволюция – науки взаимосвязанные. Принципы генетики укрепили и дали прочную научную основу для развития эволюционных учений. Этот процесс начался с открытием законов Менделя и применением их к теории
эволюции Дарвина.
Современная биология при
описании живого идет по пути перечисления
основных свойств живых организмов.
При этом подчеркивается, что только
совокупность данных свойств может
дать представление о специфике
жизни. Первое. Живые организмы
передавать потомкам заложенную
в них информацию, содержащуюся в
генах - единицах наследственности. Эта
информация в процессе передачи может
видоизменяться и искажаться. Это
предопределяет изменчивость живого.
Седьмое. Живые организмы способны
приспосабливаться к среде
Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: Жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты. Структурный или системный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно
многообразен и имеет сложную структуру. Именно этому я постараюсь найти доказательства в своей работе.
Развитие
научных знаний о живой природе
началось очень давно. Однако вплоть
до конца XVIII в. задачи биологической
науки сводились
В результате длительной и кропотливой работы Линней собрал весь фактический материал о разнообразии животных и растений, каким располагала биология XVIII в. Анализ этого материала позволил Линнею прежде всего прочно ввести в науку понятие о видах: все многообразие животных и растений выражено в многообразии видов. Вид по Линнею - это группа сходных особей, свободно скрещивающихся между собой и никогда не меняющих своих основных видовых признаков. Каждому виду растений и животных Линней дал краткое и четкое описание и отдельное название на латинском языке. Им было описано около 8000 видов растений и около 4500 видов животных.
На очередь стала задача «разложить эти виды по полочкам», привести их в такую систему, которой удобно было бы пользоваться в научном исследовании. Линней предложил следующий принцип систематизации растений и животных: наиболее близкие по совокупности признаков виды объединять в один род; сходные роды объединять в один отряд (порядок); сходные отряды - в один класс. Этот принцип, предложенный Линнеем, используется и в современной биологии, хотя самих систематических групп стало больше. Стал строго обязательным и способ наименования видов по Линнею: все виды животных и растений называют на латинском языке двумя словами, из которых первое обозначает род, а второй - собственно вид. Поэтому все виды одного рода будут обозначаться одним общим (родовым) словом и одним специальным (видовым) словом. Так, в роду пшеницы мы различаем виды: пшеница мягкая, пшеница твердая, пшеница однозернянка и т. д. Таким образом, К. Линней стал основателем научной систематики растений и животных. Но конкретные системы растений и животных, созданные Линнеем, были искусственными.
Искусственными называются системы, которые не отражают родственных связей между видами, так как виды объединяются в крупные систематические единицы по какому-нибудь одному или немногим признакам. Так, весь растительный мир Линней разделил на 24 класса: 23 класса семенных растений и один класс споровых («тайнобрачных», по Линнею). В пределах семенных растений классы различались или числом тычинок, или их величиной и расположением в цветке, или, наконец, однодомностью - двудомностью растений. При таком подходе почти все классы оказались чрезвычайно искусственными, т. е. объединяли очень различные между собой виды. Например, в 21-м классе находились вместе ель, сосна, дуб, кукуруза, ряска.
Животный мир Линней разделил всего на 6 классов: млекопитающие, птицы, «гады» (земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые и черви. Таким образом, все колоссальное разнообразие видов беспозвоночных объединено в два сборных класса - насекомые и черви. Искусственны и многие отряды животных, выделенные Линнеем. Так, по форме рыла (один признак) в одном отряде оказались еж, землеройка и свинья; по форме зубов в один отряд попали: морж, слон, ленивец и муравьед; в отряде приматов, куда Линней правильно поместил человека вместе с обезьянами, оказалась и летучая мышь. Поэтому конкретные искусственные системы животных и растений, созданные Линнеем, давно отброшены наукой.
В своем дальнейшем развитии систематика пошла по пути создания естественных систем, которые строятся на учете многих признаков организмов и отражают родственные связи между ними. При этом принципы классификации при помощи соподчиненных систематических единиц, введенные в биологию К. Линнеем, оказались не просто удобными, но и научно оправданными, что позже сумел показать Ч. Дарвин.
Линней рассматривал все виды животных и растений неизменными. В этом отразился метафизический подход к природе, который характеризуется тем, что все явления рассматриваются неизменными, вне связи и взаимодействия друг с другом и с окружающими условиями. Метафизический подход тесно связан с идеалистическим представлением о природе: природа, в том числе и все виды организмов, включая человека, была когда-то создана высшей силой, богом и с тех пор остается неизменной. Факт приспособленности организмов к условиям их жизни также рассматривался в додарвиновский период идеалистически: все виды созданы для определенных условий, все органы этих видов - для выполнения определенных функций.
История науки свидетельствует
о том, что господство метафизического
идеализма в биологии на ее описательном
этапе результат все еще
Основой воззрений Ламарка, как уже говорилось, стало положение о том, что материя и законы ее развития были созданы творцом. Ламарк проанализировал сходства и различия между живой и неживой материей и перечислил их. Важнейшим из таких отличий является способность реагировать на внешние раздражители. Ламарк осознавал, что живая материя устроена гораздо сложнее, чем мертвая, но все же не признавал за ней способности к жизни. По его мнению, причина жизни лежит не в самом живом теле, а вне его.
Внешнее, по отношению к живому организму, пространство как бы пронизано вездесущими, тонкими и неуловимыми флюидами, которые, соприкасаясь с особой организацией материи (с живой материей), поддерживают в ней жизнь. Если живая материя разрушается, то флюиды уже не могут поддерживать в ней жизнь. У сложноустроенных организмов влияние этих флюидов происходит через нервную систему. Таким образом, живой организм напоминает нечто вроде радиоприемника, улавливающего радиоволны и работающего под их воздействием.
Жизнь, по мнению Ламарка, может самопроизвольно зарождаться на Земле и продолжает зарождаться в настоящее время. В 17 веке существовали представления о том, что для самозарождения мышей необходима темнота и зерно, а для самозарождения червей — гнилое мясо. Однако успехи науки 18 века опровергли такие воззрения. Было замечено, что черви в мясе не заводятся, если его предварительно не посетили мухи и т. п.
Тем не менее, Ламарк полагает, что глисты и кишечнополостные все же могут самозарождаться. Одноклеточные, по его мнению, способны к самозарождению абсолютно точно. Он считает, что никто не может доказать того, что все одноклеточные образовались только в результате деления других одноклеточных, а не зародились сами под влиянием тепла, влаги и электричества. По его мнению, такое самозарождение происходит в природе постоянно.
Далее Ламарк предполагает, что все животные и растения, имеющие более высокую организацию, чем одноклеточные, появились в результате долговременного развития живых организмов.
Все организмы были поделены Ламарком на 14 классов и размещены на “лестнице существ” в следующем порядке:
“Лестница существ” отображает эволюцию животного мира, а не статичную его картину, показывающую усложнение организации материи (как это было до Ламарка). Каждый последующий класс произошел от предшествующего и обладает более сложной организацией. Резкие скачки сложности организации, то есть то, что сейчас называется ароморфозом, были названы Ламарком градациями. По его мнению, они вызваны внутренним стремлением живой материи к усложнению организации, такое стремление к совершенству является свойством материи, заложенным в нее создателем. Эти скачки происходят не в одночасье, чтобы они произошли, требуется очень много времени.
Целостное единство представляют собой только классы, в то время как виды, по мнению ученого, не представляют собой дискретной единицы и находятся в постоянном движении и изменении. Границ между видами, по мнению Ламарка, нет, и переходы от одного вида к другому происходят постепенно.
В пределах одного класса изменение форм происходит под воздействием внешних условий. Такое изменение (что-то вроде того, что сейчас называется идиоадаптацией) состоит из следующих последовательных процессов:
Упражнение органов происходит в результате усиленного притока “жидкостей” под воздействием воли животного. Например, предку жирафа необходимо достать листву с высокого дерева, он пытается вытянуть шею, туда притекают “жидкости”, и шея немного удлиняется, этот признак передается по наследству. Если необходимость в удлинении шеи происходит и у потомков, то в течение ряда поколений шея также будет удлиняться. Если органы не упражняются, как например, глаза у крота, то приток жидкостей к ним замедляется, и органы постепенно атрофируются.
Такое направление притока
“жидкостей” возможно лишь у высокоорганизованных
животных. У низших животных и растений
изменение органов возможно только
непосредственно под
Как мы видим, Ламарк внес существенный
вклад в развитие теории эволюции.
Он создал первую целостную теорию,
в которой скомпоновал многие
правильные идеи, выдвинутые в течение
2-х веков до него. Его теория была
во многом материалистическая, то есть
не основанная на абстрагированных от
действительности теологических и
философско-идеалистических