Эволюционное учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:33, доклад

Описание работы

Эволюция и генетика – это краеугольные камни понимания человечеством своего происхождения и путей развития жизни на Земле. В своей работе я постараюсь рассмотреть вопросы развития эволюционных учений, начиная с Эмпедокла, жившего в V веке до нашей эры, утверждавшего, что изначально были созданы различные органы – ноги, руки, ласты и т. д.; и заканчивая последней, наиболее совершенной (широко известной) теорией о происхождении видов Чарльза Дарвина, а также её оппонентов и многочисленных сторонников, самостоятельно занимающихся изучением и разработкой дарвиновской концепции. Также следует сказать, что генетика и эволюция – науки взаимосвязанные. Принципы генетики укрепили и дали прочную научную основу для развития эволюционных учений. Этот процесс начался с открытием законов Менделя и применением их к теории эволюции Дарвина.

Файлы: 1 файл

Реферат по Эволюционному учению.docx

— 582.20 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему эволюционного  учения

Введение

Для своего реферата я выбрала  именно эту тему, так как она  была интересной ещё древним мыслителям и остаётся актуальной в наше время. Эволюция и генетика – это краеугольные камни понимания человечеством своего происхождения и путей развития жизни на Земле. В своей работе я постараюсь рассмотреть  вопросы развития эволюционных учений, начиная с Эмпедокла, жившего в V

веке до нашей эры, утверждавшего, что изначально были созданы различные  органы – ноги, руки, ласты и т. д.; и заканчивая последней, наиболее совершенной (широко известной) теорией  о происхождении видов Чарльза  Дарвина, а также её оппонентов и  многочисленных сторонников, самостоятельно занимающихся изучением и разработкой  дарвиновской концепции. Также следует  сказать, что генетика и эволюция – науки взаимосвязанные. Принципы генетики укрепили и дали прочную  научную основу для развития эволюционных учений. Этот процесс начался с  открытием законов Менделя и  применением их к теории

эволюции Дарвина.

Современная биология при  описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может  дать представление о специфике  жизни. Первое. Живые организмы характеризуются  сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно  выше, чем в неживых системах. Второе. Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя  ее на поддержание своей высокой  упорядоченности. Большая часть  организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию. Третье. Живые  организмы активно реагируют  на окружающую среду. Способность реагировать  на внешние раздражители - универсальное  свойство всех живых существ, как  растений, так и животных. Четвертое. Живые организмы способны не только изменяться, но и усложняться. Они  могут создавать новые органы, отличающиеся от породивших их структур. Пятое. Живое способно к самовоспроизведению. Шестое. Живые организмы способны

передавать потомкам заложенную в них информацию, содержащуюся в  генах - единицах наследственности. Эта  информация в процессе передачи может  видоизменяться и искажаться. Это  предопределяет изменчивость живого. Седьмое. Живые организмы способны приспосабливаться к среде обитания и своему образу жизни.

Из совокупности этих признаков  вытекает следующее обобщенное определение  сущности живого: Жизнь есть форма  существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации  самовоспроизведению. Важнейшими функциональными  веществами этих систем являются белки  и нуклеиновые кислоты. Структурный  или системный анализ обнаруживает, что мир живого чрезвычайно

многообразен и имеет  сложную структуру. Именно этому  я постараюсь найти доказательства в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея

Развитие  научных знаний о живой природе  началось очень давно. Однако вплоть до конца XVIII в. задачи биологической  науки сводились преимущественно  к описанию многообразия животных и  растений (по внешнему и внутреннему  строению) и к их систематизации. Многие ученые работали над разрешением  названных выше задач. Немалая роль принадлежала и практикам-медикам, составляющим «травники» - описания лекарственных  растений, и людям сельскохозяйственной практики. Огромная роль в объединении  и систематизации всех этих данных  принадлежит  шведскому  натуралисту  Карлу   Линнею (приложение 1).

В результате длительной и  кропотливой работы Линней собрал весь фактический материал о  разнообразии животных и растений, каким располагала биология XVIII в. Анализ этого материала позволил Линнею прежде всего прочно ввести в науку понятие о видах: все многообразие животных и растений выражено в многообразии видов. Вид по Линнею - это группа   сходных особей,   свободно   скрещивающихся между собой   и никогда не   меняющих своих основных видовых признаков. Каждому виду растений и животных Линней дал краткое и четкое описание и отдельное название на латинском языке. Им было описано около 8000 видов растений и около 4500 видов животных.

На очередь стала задача «разложить эти виды по полочкам», привести их в такую систему, которой удобно было бы пользоваться в научном исследовании. Линней предложил следующий принцип систематизации растений и животных: наиболее близкие по совокупности признаков виды объединять в один род; сходные роды объединять в один отряд (порядок); сходные отряды - в один класс. Этот принцип, предложенный Линнеем, используется и в современной биологии, хотя самих систематических групп стало больше. Стал строго обязательным и способ наименования видов по Линнею: все виды животных и растений называют на латинском языке двумя словами, из которых первое обозначает род, а второй - собственно вид. Поэтому все виды одного рода будут обозначаться одним общим (родовым) словом и одним специальным (видовым) словом. Так, в роду пшеницы мы различаем виды: пшеница мягкая, пшеница твердая, пшеница однозернянка и т. д. Таким образом, К. Линней стал основателем научной систематики растений и животных. Но конкретные системы растений и животных, созданные Линнеем, были искусственными.

Искусственными называются системы, которые не отражают родственных  связей между видами, так как виды объединяются в крупные систематические  единицы по какому-нибудь одному или  немногим признакам. Так, весь растительный мир Линней разделил на 24 класса: 23 класса семенных растений и один класс споровых («тайнобрачных», по Линнею). В пределах семенных растений классы различались или числом тычинок, или их величиной и расположением в цветке, или, наконец, однодомностью - двудомностью растений. При таком подходе почти все классы оказались чрезвычайно искусственными, т. е. объединяли очень различные между собой виды. Например, в 21-м классе находились вместе ель, сосна, дуб, кукуруза, ряска.

Животный мир  Линней разделил всего на 6 классов: млекопитающие, птицы, «гады» (земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые и черви. Таким образом, все колоссальное разнообразие видов беспозвоночных объединено в два сборных класса - насекомые и черви. Искусственны и многие отряды животных, выделенные Линнеем. Так, по форме рыла (один признак) в одном отряде оказались еж, землеройка и свинья; по форме зубов в один отряд попали: морж, слон, ленивец и муравьед; в отряде приматов, куда Линней правильно поместил человека вместе с обезьянами, оказалась и летучая мышь. Поэтому конкретные искусственные системы животных и растений, созданные Линнеем, давно отброшены наукой.

В своем дальнейшем развитии систематика пошла по пути создания естественных систем, которые строятся на учете многих признаков организмов и отражают родственные связи  между ними. При этом принципы классификации  при помощи соподчиненных систематических  единиц, введенные в биологию К. Линнеем, оказались не просто удобными, но и  научно оправданными, что позже сумел  показать Ч. Дарвин.

Линней рассматривал все  виды животных и растений неизменными. В этом отразился метафизический   подход к природе, который характеризуется тем, что все явления рассматриваются неизменными, вне связи и взаимодействия друг с другом и с окружающими условиями. Метафизический подход тесно связан с идеалистическим представлением о природе: природа, в том числе и все виды организмов, включая человека, была когда-то создана высшей силой, богом и с тех пор остается неизменной. Факт приспособленности организмов к условиям их жизни также рассматривался в додарвиновский период идеалистически: все виды созданы для определенных условий, все органы этих видов - для выполнения определенных функций.

История науки свидетельствует  о том, что господство метафизического  идеализма в биологии на ее описательном этапе результат все еще непререкаемого господства религии над наукой. Церковь  в XVIII в. уже не могла запретить  исследовать природу, как она  это делала в средние века, но все еще диктовала науке свое понимание природы.

Эволюционные воззрения  Ламарка

Основой воззрений Ламарка, как уже говорилось, стало положение  о том, что материя и законы ее развития были созданы творцом. Ламарк проанализировал сходства и различия между живой и неживой материей и перечислил их. Важнейшим из таких  отличий является способность реагировать  на внешние раздражители. Ламарк осознавал, что живая материя устроена гораздо  сложнее, чем мертвая, но все же не признавал за ней способности  к жизни. По его мнению, причина  жизни лежит не в самом живом  теле, а вне его.

Внешнее, по отношению к  живому организму, пространство как  бы пронизано вездесущими, тонкими  и неуловимыми флюидами, которые, соприкасаясь с особой организацией материи (с живой материей), поддерживают в ней жизнь. Если живая материя  разрушается, то флюиды уже не могут  поддерживать в ней жизнь. У сложноустроенных организмов влияние этих флюидов  происходит через нервную систему. Таким образом, живой организм напоминает нечто вроде радиоприемника, улавливающего  радиоволны и работающего под  их воздействием.

Жизнь, по мнению Ламарка, может  самопроизвольно зарождаться на Земле и продолжает зарождаться  в настоящее время. В 17 веке существовали представления о том, что для  самозарождения мышей необходима темнота  и зерно, а для самозарождения червей — гнилое мясо. Однако успехи науки 18 века опровергли такие воззрения. Было замечено, что черви в мясе не заводятся, если его предварительно не посетили мухи и т. п.

Тем не менее, Ламарк полагает, что глисты и кишечнополостные все  же могут самозарождаться. Одноклеточные, по его мнению, способны к самозарождению абсолютно точно. Он считает, что  никто не может доказать того, что  все одноклеточные образовались только в результате деления других одноклеточных, а не зародились сами под влиянием тепла, влаги и электричества. По его мнению, такое самозарождение происходит в природе постоянно.

Далее Ламарк предполагает, что все животные и растения, имеющие  более высокую организацию, чем  одноклеточные, появились в результате долговременного развития живых  организмов.

Все организмы были поделены Ламарком на 14 классов и размещены  на “лестнице существ” в следующем  порядке:

  • Ступень 1: классы — Инфузории и Полипы;
  • Ступень 2: Лучистые и Черви;
  • Ступень 3: Насекомые и Паукообразные;
  • Ступень 4: Ракообразные и Кольчецы;
  • Ступень 5: Усоногие и Моллюски;
  • Ступень 6: Рыбы, Рептилии, Птицы и Млекопитающие.

“Лестница существ” отображает эволюцию животного мира, а не статичную  его картину, показывающую усложнение организации материи (как это  было до Ламарка). Каждый последующий  класс произошел от предшествующего  и обладает более сложной организацией. Резкие скачки сложности организации, то есть то, что сейчас называется ароморфозом, были названы Ламарком градациями. По его мнению, они вызваны внутренним стремлением живой материи к  усложнению организации, такое стремление к совершенству является свойством  материи, заложенным в нее создателем. Эти скачки происходят не в одночасье, чтобы они произошли, требуется  очень много времени.

Целостное единство представляют собой только классы, в то время  как виды, по мнению ученого, не представляют собой дискретной единицы и находятся  в постоянном движении и изменении. Границ между видами, по мнению Ламарка, нет, и переходы от одного вида к  другому происходят постепенно.

В пределах одного класса изменение  форм происходит под воздействием внешних  условий. Такое изменение (что-то вроде  того, что сейчас называется идиоадаптацией) состоит из следующих последовательных процессов:

  • изменение условий внешней среды;
  • изменение потребностей животного;
  • изменение его действий;
  • выработка новых привычек;
  • упражнение органов, необходимых для выработки этих привычек, и не упражнение органов не нужных для этого;
  • изменение органов под влиянием длительного упражнения, или не упражнения (1-й закон Ламарка);
  • закрепление изменений, произошедших в организме в результате передачи их по наследству (2-й закон Ламарка).

 

 

Упражнение органов происходит в результате усиленного притока  “жидкостей” под воздействием воли животного. Например, предку жирафа необходимо достать листву с высокого дерева, он пытается вытянуть шею, туда притекают  “жидкости”, и шея немного удлиняется, этот признак передается по наследству. Если необходимость в удлинении  шеи происходит и у потомков, то в течение ряда поколений шея  также будет удлиняться. Если органы не упражняются, как например, глаза  у крота, то приток жидкостей к  ним замедляется, и органы постепенно атрофируются.

Такое направление притока  “жидкостей” возможно лишь у высокоорганизованных животных. У низших животных и растений изменение органов возможно только непосредственно под воздействием внешних условий, например как, изменение  формы листьев у водного лютика под водой и над водой.

Как мы видим, Ламарк внес существенный вклад в развитие теории эволюции. Он создал первую целостную теорию, в которой скомпоновал многие правильные идеи, выдвинутые в течение 2-х веков до него. Его теория была во многом материалистическая, то есть не основанная на абстрагированных от действительности теологических и  философско-идеалистических представлениях. В теории Ламарка ясно поставлен  знак равенства между изменением организма и его стремлением  приспособиться к окружающей среде. Конечно, при уровне развития науки  в начале 19 века, Ламарк не мог ответить на многие вопросы с материалистических позиций, а если и пытался делать это, то часто неправильно. Но все  же теория Ламарка стала важной вехой  в развитии представлений об эволюции, и во многом предопределило его дальнейшее направление.

Информация о работе Эволюционное учение