Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа
Так же не стоит забывать значение выявления критических периодов у разных групп организмов для научных экспериментов. В частности критические периоды развития стали предметом пристального внимания феногенетиков, использующих факторы внешней среды для изучения действия генов в онтогенезе (Б.П. Токин, 1987).
Эмбрионы водных животных в наиболее чувствительные периоды могут служить в качестве биотестов для оценки токсичности среды, например эмбрион амфибий на стадии закладки осевого комплекса (О.П. Мелехова, 1994; О.П. Мелехова, Г.В. Коссова, 1997 цит. по С.М. Падалка, 2006).
Актуальность………………………………………………………………..…3
Критические периоды……………………………………………………..…..4
Критические периоды в эмбриогенезе млекопитающих…………………....8
Имплантация…………………………………………………………....11
Плацентация…………………………………………………………….12
Основные группы тератогенов, влияющих на развитие млекопитающих...18
Гипоксия………………………………………………….……………..18
Изменение температуры……………………………………………….19
Ионизирующее излучение……………………………………………..20
Хемиотератогенез………………………………………………………22
Фармакологические препараты………………………………….…….23
Выводы………………………………………………………………………....25
Список литературы………………………………………………………..…..26
В результате действия протеолетических ферментов в слизистой оболочке матки возникают небольшие полости, при слиянии которых образуются – лакуны. Лакуны изначально не связаны между собой, но потом клетки между ними разрушаются и лакуны наполняются материнской кровью.
Плацентация
После того как зародыш имплантировался в стенку матки, он питается за счет выделений маточных желез, диффузно проникающих через ворсинки хориона. По мере роста зародыша этот источник питания становится недостаточным, и на смену связи плода с материнским организмом через трофобласт приходит более совершенная связь — через плаценту.
При формировании
плаценты со стороны эмбриона участвуют
трофобласт и внезародышевая мезенхима.
А со стороны матери — функциональный
слой слизистой матки (эндометрий). Трофобласт
и внезародышевая мезенхима образуют
хорион. Это
происходит следующим образом: вначале
трфобласт представляет собой полый пузырек
из одного слоя клеток, в последующем клетки
трофобласта начинают усиленно размножаться
и поэтому трофобласт становится многослойным.
Причем клетки наружных слоев сливаются
друг с другом и образуют симпласт — этот
слой называется симпластическим трофобластом;
самый внутренний слой трофобласта сохраняет
клеточное строение и называется цитотрофобласт.
Параллельно с этим из эмбриобласта выселяются
клетки — внезародышевая мезенхима и
она покрывает внутреннюю поверхность
цитотрофобласта. Эти 3 слоя вместе :симпластический
и клеточный трофобласт, внезародышевая
мезенхима - называются хорионом или сосудистой
оболочкой.
Все 3 слоя хориона вместе образуют вторичные
ворсинки хориона, которые проникают через
стенки кровеносных сосудов слизистой
матки и плавают в крови матери, т.е. начинается
плацентация. В дальнейшем во вторичные
ворсинки хориона врастают сосуды плода
и вторичные ворсинки превращаются в третичные
ворсинки.
Типы плацент (Б.П. Токин, 1987):
Рис.9. Чувствительность эмбрионов крыс к повреждениям на разных стадиях развития (по А.П. Дыбану, 1968).
Несмотря на выводы сделанные П.Г. Светловым, некоторые ученные считают, что не существует критических периодов с повышенной чувствительностью ко всем факторам: в одни периоды зародыш чувствителен к одним повреждающим агентам, в другие – к другим, что наглядно демонстрирует рисунок 4 (А.П. Дыбан, 1968).
Так же интересен вопрос о причинах,
обуславливающих патологии
Для примера обратимся к
Табл.1. Наличие пороков развития у разных линий мышей.
Область с пороком развития |
Линия мышей | ||||
ISS |
B6 |
129 |
C3H |
A | |
Фаланги пальцев |
- |
+ |
- |
+ |
- |
Почки |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Желудочки мозга |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Ребра |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Дуги позвонков |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Из Таблицы 1 видно, что зародыши всех линий мышей так или иначе восприимчивы к воздействию этанола, однако проявляется это в разной степени: линия В6 наиболее чувствительна и у зародышей были обнаружены отклонения почти во всех исследуемых областях; линия 129 – наиболее резистентна.
Таким образом можно сделать вывод, что чувствительность к воздействию этанола в период ранней нейруляции проявляется по-разному у каждой линии и зависит от генотипа самого эмбриона.
Количество сомитов
Рис.10. Различный эффект воздействия алкоголя на количество сомитов у С6 и D2 линий мышей по (Ogawa et al., 2005).
Alc - воздействие алкоголем концентрацией 6 моль/мл; Control – отсутствие алкоголя. Количество сомитов значительно уменьшено только при воздействии алкоголя на эмбрионов D2.
Подобные результаты были получены и на эмбрионах культивируемых в среде (Y. Chen at al, 2011; T. Ogawa at al, 2005). При этом помимо морфологических аномалий Т. Огава оценивал количество развившихся сомитов к девятому гестационному дню ( Рис.5.), а Ю. Чен – распределение активной (с)-каспазы-3 в клетках эмбрионов, которая является маркером апоптотических процессов (Рис. 6.)
Несмотря на то что исследователи работали с разными линиями мышей и оценивали разные параметры, их выводы содержали одну идею – генотип эмбриона является важным фактором, влияющим на развитие врожденных дефектов при воздействии этанола на эмбрион в период ранней нейруляции.
Рис. 11. Распределение активной (с)-каспазы-3 в клетках эмбрионов разных линий мышей. (по Y. Chen at al., 2011).
Сtrl – контроль, Alc – воздействие алкоголя. Наибольшее увеличение каспазы наблюдается при влиянии этанола на эмбрионы линии В6. (Значимое увеличение отмечено звездочками)
Однако говоря о том, что генотип эмбриона влияет на развитие аномалий, не стоит взаимоисключать «внутренние» и «внешние» факторы, необходимо учитывать, например, что генотип эмбриона может изменяться как раз под влиянием окружающей среды, что может привести к дефектам развития. (А.П. Дыбан., 1959).
Основные группы тератогенов, влияющих на развитие млекопитающих
Как уже говорилось, одним из главных свойств критических периодов является повышенная чувствительность к повреждающим факторам. Следовательно, именно в эти периоды будут возникать различные врожденные аномалии при воздействии на эмбрион так называемыми тератогенными агентами.
В настоящее время известно огромное количество различных тератогенных агентов и этой проблеме посвящены столь многочисленные исследования, что невозможно рассмотреть все случаи. Поэтому коротко рассмотрим их основные группы, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни.
Гипоксия
Существует несколько причин, по которым у зародыша может быть вызвана гипоксия: анемия материнского организма, нарушение кровообращения матки, маточные кровотечения, эктопическая беременность, диабет, сердечно-сосудистая недостаточность материнского организма, недостаточное парциальное давление окружающей среды(А.П. Дыбан, 1959; W.S. Webster, 2007). Нарушение кровообращения матки может быть вызвано сужением сосудов при потреблении наркотических веществ, таких как кокаин, никотин, эпинефрин (W.S. Webster, 2007). Гипоксия во время беременности может привести к таким аномалиям развития как аненцефалия, небная расщелина, крипторхизм, дефекты конечностей(W.S. Webster, 2007).
Что касается периодов наибольшой чувствительности эмбрионов к гипоксии, то ряд авторов указваывает, что они так же соответствуют периодам имплантации и планцентации (А.П. Дыбан, 1959; W.S. Webster, 2007).
Изменение температуры
Патологию развития зародышей одинаково обуславливают как повышение так и понижение температуры, поэтому при оценки температуры как тератогенного агента необходимо оценивать не колебание значений, а отклонение от температурного оптимума. (А.П. Дыбан, 1959).
Как и другие тератогены изменение температуры имеет наиболее повреждающее действие во время критических периодов. В таблице 2 приведено обобщение критических периодов по отношению к повышенной температуре для разных органов.
Таблица 2. Тератогенный эффект гипертермии на резных стадиях развития (M.J. Edwards, 2003).
Стадия развития |
Предимплантационный период |
Формирование нервной трубки, глаз, сердца, позвонков |
Нейрогенез (вкулючая формирование коры больших полушарий, миграции нервных клеток и развития структур тела. |
Хомяк, дни Мышь, дни Крыса, дни Морская свинка Эквивалентная стадия у человека, недели |
3-5 3-6 3-6 4-6
1-3 |
6-9 7-9 9-12 12-15
3-7 |
9-14 12-15 13-18 20-35
8-18 |
Механизм приводящий к патологии обнаруженный у экспериментальных животных |
Клеточная гибель, нарушение индукции генов, клеточных мембран и миграции клеток нервного гребня (дефекты сердца). |
Клеточная гибель, нарушение индукции генов в ходе органогенеза, нарушение пролиферации и миграции нейронов, повреждение плаценты. | |
Патология |
Смерть, отсутствие дефектов |
Аборты, дефекты нервной трубки, сердца, позвоночника. Микрофтальмия, слепота, колобома. |
Аборты, мертворождение, микроцефалия, нарушение обучаемости, судороги, косолапие, синдром Мебиуса, катаракта. |
В предимплантационный период повышение температуры как правило вызывает смерть эмбриона, По мере развития эмбрион теряет свою чувствительность к повышению температуры, и к завершению формирования органов он проявляет практически полную резистентность. Гипертермия в течение органогенеза может являться причиной разнообразных врожденных дефектов, включая дефекты нервной трубки, позвоночника и сердца, микрофтальмию, слепоту, микроцефалию и тд. (табл.2.) (M.J. Edwards et al., 2003).
Рис.12. Влияние повышения температуры на развитие эмбрионов крысы в культуре (M.J. Edwards, 1997). Период воздействия – 9,5 гестационный день;
а – контроль (на 11,5 гестационный день); b – на 10 минут до 42°С; с- на 15 мин до 42°С; d – на 20 мин до 42°С.
Также существует прямо пропорциональная зависимость степени патологии развития от времени воздействия повышенной температурой (Рис. 12)
Чувствительность эмбрионов к переохлаждению, так как и к перегреванию достигает своего максимума к 9-11 дню, что говорит о связи данного процесса с формированием плаценты (А.П. Дыбан, 1959).
Ионизирующее излучение
Среди факторов, вызывающих патологии развития, особое положение занимает ионизирующая радиации. Интерес к данному типу воздействия возрос в период интенсивного исследования ядерной энергии и не угасает до сих пор.
Влияние ионизирующего излучение на развитие зародышей зависит не только от дозы, которая была поглощена, но и от периода, в который производилось воздействие (Табл. 3.)
Таблица
3. Влияние ионизирующего
Эффект |
Предимплантационный период |
Период органогенеза |
Поздний эмбриогенез |
Гибель |
++ |
± |
- |
Дефекты развития |
- |
+ |
- |
Задержка внутриутробного |
- |
+ |
+ |
Задержка умственного развития |
- |
+ |
+ |
+: часто, ±: иногда, ++: высокая встречаемость.
В предимпалантационный период зародыш менее чувствителен к действию ионизирующего излучения, и воздействие в течение него, как правило, приводит к гибели эмбриона. Самым чувствительным же является период органогенеза, в особенности формирование нервной системы. Воздействие во время этого периода приводит к различным порокам развития, возникновение которых зависит от дозы ионизирующего излучения (M.De Santis et al., 2007).
Наблюдение на белых крысах показывают, что даже однократное облучение рентгеновским излучением в предимплантационный период дозой в 30 Рад (соответствует дозе, воздействующей на женщину во время обычного рентгенологического исследования) приводит к повреждению значительного числа эмбрионов (А.П. Дыбан, 1959).
Воздействие ионизирующего излучения в период эмбриогенеза может вызвать следующие дефекты: микроцефалия, микрофтальмия, колобома, катаракта и другие аномалии развития (А.П. Дыбан, 1995; M.De Santis et al., 2005).
Информация о работе Критические периоды в эмбриогенезе млекопитающих