Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:16, научная работа
С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) — тератогенные.
Введение………………………………………………………………………..3
Критические периоды на стадии эмбриогенеза……………………………..6
С момента имплантации до 12 недели………………………………………9
Фетальный (плодный) период……………………………………………….10
Врожденные пороки развития……………………………………………….12
Момент рождения ребенка и период новорожденности…………………..13
Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)…………………………..15
Подростковый период………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………18
Министерство здравоохранения и социального развития
ГОУ ВПО Челябинская
Государственная Медицинская
Кафедра Биологии.
НИРС
По биологии
На тему:
Критические периоды в
Выполнили: студентки 108 группы
Крюкова Алёна,
Темникова Виктория
Челябинск 2012
План:
Введение…………………………………………………………
Критические периоды на стадии эмбриогенеза……………………………..6
С момента имплантации до 12 недели………………………………………9
Фетальный (плодный) период……………………………………………….10
Врожденные пороки развития……………………………………………….12
Момент рождения ребенка и период новорожденности…………………..13
Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)…………………………..15
Подростковый
период………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………18
Введение:
С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) — тератогенные.
Некоторые ученые полагают, что наиболее
чувствительными к самым
Критические периоды различных органов и областей тела не совпадают, друг с другом по времени. Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов. При этом действие разных факторов может вызвать одну и ту же аномалию.
П.Г.Светлов установил два
Однако этими двумя периодами
не исчерпывается проблема критических
периодов. В процессе закладки каждого
органа также существуют особо чувствительные
периоды, когда воздействие
В онтогенезе человека к критическим периодам относят:
1. оплодотворение;
2. имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);
3. развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);
4. развитие головного мозга (15-20-я недели);
5. формирование основных систем организма, в том числе половой (20-24-я недели);
6. рождение;
7. период до 1 года;
8. период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)
9. половое созревание (11-16 лет).
Критические периоды на стадии эмбриогенеза.
К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежат: перезревание женской половой клетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция, особенно вирусная. Для развития теплокровных животных и человека большое значение имеет температура тела. Длительное перегревание организма матери приводит к аномалиям развития плода. Рентгеновское облучение опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствительны к радиации.
Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й лунный месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных.
Точное число аномально
Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности Она составляет 0.8-2.4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии). В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия.
При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др. Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться. Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.
Таким образом, гибель зародыша возможна с самых ранних стадий развития, в результате спонтанных абортов (до 30% зародышей) и внематочной (эктопической) беременности.
После оплодотворения наиболее чувствительным периодом к действию тератогенов является период с 3-й по 8-ю недели развития. Именно в раннем эмбриогенезе человека закладывается большая часть аномалий и уродств развития. Чем раньше возникает повреждение, тем грубее бывают пороки развития.
При действии тератогенных факторов
в фетальном периоде возникают
малые морфологические
У каждого органа есть свой критический
период, во время которого его развитие
может быть нарушено. Чувствительность
различных органов к
Факторы, оказывающие повреждающее воздействие, не всегда представляют собой чужеродные для организма вещества или воздействия. Это могут быть и закономерные действия среды, обеспечивающие обычное нормальное развитие, но в других концентрациях, с другой силой, в другое время. К ним относят кислород, питание, температуру, соседние клетки, гормоны, индукторы, давление, растяжение, электрический ток и проникающее излучение.
С момента имплантации до 12 недели.
Критический период внутриутробного развития продолжается от 20-го до 70-го для после оплодотворения – это время максимальной ранимости зародыша. Весь эмбриональный период – с момента имплантации до 12 недели, – является очень ответственным периодом в развитии человека. Это время, когда происходит закладка и формирование всех жизненно важных органов, формируется плацентарный круг кровообращения, зародыш приобретает «человеческий облик».
Фетальный (плодный) период.
Фетальный (плодный) период длится с 12 недели до момента рождения. В это время происходит созревание организма – тонкая дифференцировка органов и тканей, сопровождающаяся быстрым ростом плода. При влиянии неблагоприятных факторов на развивающийся организм во время эмбрионального периода формируются так называемые «эмбриопатии», которые проявляются пороками развития. Те же вредности, влияющие на плод во время фетального периода, провоцируют развитие фетопатий, для которых морфологические пороки не характерны.
В первые 2-3 месяца внутриутробной жизни происходит интенсивное деление клеток и формирование тканей и органов. Благодаря делению, росту и переселению клеток каждая часть тела приобретают определенные очертания – осуществляется процесс морфогенеза. В основном процессы морфогенеза завершаются на 8-ой неделе развития. Развитие врожденных пороков связано с воздействием на эмбрион конкретных вредностей. Например, тератогенное действие противосудорожных препаратов, в частности, вальпроата. Этот препарат может индуцировать комплекс врожденных аномалий, в том числе, сочетание спинномозговой грыжи с дефектом межжелудочковой перегородки сердца. Такие пороки могут наблюдаться при вальпроатном синдроме, однако для этого необходимо, чтобы женщина принимала препарат до 8 недели беременности, так как к этому сроку завершается смыкание межжелудочковой перегородки и формирование позвоночного канала.
Нарушения развития в плодном периоде называет фетопатиями (от лат «fetus» – плод). Пороки развития в этот период могут возникнуть лишь в органах, не окончивших своего формирования (ткань головного мозга, зубы, гениталии, лёгкие). Для этого периода характерно формирование так называемых «вторичных» пороков развития – то есть искажения развития нормально сформированных органов вследствие воспалительных процессов (например, токсоплазмоз, вирусные инфекции) или нарушений созревания, приводящих к формированию дисплазий или гипоплазий органов и тканей.
Способность реагировать воспалительными процессами на инфекционное повреждение у плода формируется после 5-го месяца развития. Также свой вклад в патологию плодного периода вносят нарушения обмена веществ и хронические интоксикации у матери, в качестве примера можно привести диабетическую и алкогольную фетопатию. Из нарушений внутриутробного развития наибольшее клиническое и социальное значение имеют врожденные пороки развития (ВПР).
Врожденные пороки развития
Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Последнее отличает врожденные пороки развития органов от аномалий, при которых нарушение функции обычно не наблюдается. Врожденные пороки развития являются причиной приблизительно 20% смертей в неонатальном периоде, а также занимают значительное место в практике акушерства и гинекологии, медицинской генетике детской хирургии и ортопедии, патологической анатомии. В связи с этим знания по вопросам профилактики, этиологии, патогенеза, лечения и прогнозирования врожденных пороков развития имеют большое значение.
Кроме того, пороки развития представляют
собой как бы природные эксперименты,
обнаруживающие скрытые от глаз процессы.
Таким образом, сами эти пороки представляют
собой материал для научных поисков
и обобщений. Примером могут служить
такие врожденные пороки развития,
которые напоминают некоторые черты
строения, свойственные другим видам
взрослых позвоночных животных или
их зародышам. Они позволяют осознать
теснейшую эволюционно-
Существует несколько
Информация о работе Критические периоды в онтогенезе человека