Критические периоды в онтогенезе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:16, научная работа

Описание работы

С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) — тератогенные.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Критические периоды на стадии эмбриогенеза……………………………..6
С момента имплантации до 12 недели………………………………………9
Фетальный (плодный) период……………………………………………….10
Врожденные пороки развития……………………………………………….12
Момент рождения ребенка и период новорожденности…………………..13
Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)…………………………..15
Подростковый период………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………18

Файлы: 1 файл

НИРС биология.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

Момент рождения ребенка и период новорожденности

Дети с первых дней жизни все  больше и больше соприкасаются с  внешней средой во всем ее разнообразии, а обменные процессы у них протекают  с высокой активностью. В дыхательные  пути поступает воздух, в котором  могут быть посторонние частицы. Пищевые антигены, а вместе с ними и другие чужеродные вещества, и  патогенные микроорганизмы воздействуют на слизистую оболочку органов пищеварения. Требуется защита и от появляющихся в самом организме и становящихся чужеродными продуктов жизнедеятельности. Естественно, что в детском организме  очень рано формируются механизмы  защиты от всего генетически чужеродного. В связи с этим после рождения человека выделяют несколько критических периодов.

 

 Период новорожденности начинается с первого вдоха ребенка и перевязки пупочного канатика и длится 3—4 нед. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно центральной нервной системы, а также целым рядом функциональных, биохимических и морфологических изменений, обусловленных переходом от внутриутробного развития плода к внеутробной жизни ребенка. Организму новорожденного свойственна большая лабильность водного обмена. Потребность в воде в среднем составляет 160—200 г на 1 кг массы ребенка в сутки. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, даже незначительное нарушение условий окружающей среды может привести к серьезным изменениям в организме и некоторые физиологические процессы легко переходят в патологические. Все это требует особых гигиенических условий и тщательного специального ухода за новорожденным ребенком, правильной организации вскармливания.

Для периода новорожденности  характерны особые состояния, пограничные  между физиологией и патологией, например эритема новорожденных, физиологическая  желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря веса, альбуминурия, мочекислый инфаркт, половые кризы.

 

 

Критический период от 3 до 6 месяцев, когда наблюдается ослабление пассивного иммунитета. В этот период дети проходят интенсивную вакцинацию.

 

Период обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)

2 - ой год жизни. В это время значительно расширяются контакты ребенка, так как они начинают свободно перемещаться и употреблять более разнообразную пищу. Таким образом, количество лимфоидных узелков возрастает. Так, в небных миндалинах детей в возрасте до 3 лет число узелков, по сравнению с таковым у новорожденных, увеличивается в 29 раз, в глоточной миндалине - в 8 раз. В стенках тонкой кишки количество лимфоидных узелков за 2 - 3 года жизни ребенка возрастает в 14 раз, аппендикса - в 3 раза, мочевого пузыря - в 10 раз.

 Значительное расширение контактов ребенка определяет повышение частоты инфекционных заболеваний, что приводит к декомпенсации незрелых иммунных механизмов и манифестации аномалий иммунитета.

Основные возрастные особенности иммунной системы в этот период

•  Сохраняется первичный характер иммунного ответа. Ребенок плохо адаптируется к детским коллективам.

•  Сохраняется дефицит IgG2 и IgG4. Сохраняется чувствительность к вирусным инфекциям, Haemophilus influenzae. Созревает гуморальный иммунитет.

•  Повышается чувствительность В-лимфоцитов к интерлейкинам, активируется хелперная функция Т-клеток. Повышается антигенная нагрузка, появляются фенотипические проявления аномалий иммунитета.

•  Незрелость иммунных процессов в слизистых оболочках. Дети чувствительны к вирусным инфекциям, частые заболевания ЛОР-органов.

 

 

4 - 6 - й годы жизни. В этом возрасте завершается период становления адаптивного иммунитета. Характерна склонность заболеваний верхних дыхательных путей к хроническому или рецидивирующему течению в связи с недостаточностью мукозального иммунитета у некоторых детей.

Основные возрастные особенности  защитной системы организма 

•  Происходит 2-й перекрест процентного содержания в крови лимфоцитов и нейтрофилов. Иммунный ответ усовершенствуется.

•  Формируется выраженный вторичный защитный ответ на большинство антигенов. Возрастает надежность вакцинации и эффективность преодоления инфекции.

• Повышается иммунорегуляторный индекс. Уменьшается супрессорная направленность иммунных реакций.

•  Абсолютное число В-лимфоцитов снижается, а уровень IgM приближается к норме взрослого. Повышается эффективность иммунного ответа.

•  Секреторный IgA значительно ниже уровня, характерного для взрослого человека. Сохраняется недостаточность мукозального иммунитета. Характерно учащение рецидивирующих заболеваний носоглотки.

•  Физиологическое повышение уровня IgE. Возрастает частота иммунопатологических заболеваний.

 

 

 

 

Подростковый период.

Следующий период - подростковый - называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается  дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют  место между 11 и 12 годами, по массе  тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков  прибавка в длине наблюдается  между 13 и 14 годами, а прибавка в массе  тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они  обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются  вторичные половые признаки. У  девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.  
 
В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).  
 
У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Медицинский научный и учебно-методический  журнал № 28 [Октябрь 2005]. Раздел  – Лекции. Название работы - ПЕРИОДЫ  ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. Автор - П.Д.  Ваганов 
 
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.  
 
3. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития" 
 
4. Обухова Л.Ф. учебник "Детская (возрастная) психология". Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред.А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: "Академия", 2004.  
 
5. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: Пер. с англ. – М.: Мир, 1996.  
 
6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2004.  
 
7. Сапин. М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.  
 
8. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. пособие для пед. Училищ (спец. № 1910). – М.: Просвещение, 1981.  
 
9. Энциклопедия "Кругосвет" 
 
10. "Русмедсервис" 
 
11. Энциклопедия "Википедия"

 


Информация о работе Критические периоды в онтогенезе человека