Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:16, научная работа
С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили название критические, а повреждающие факторы (включают лекарственные средства, наркотики и многие другие вещества) — тератогенные.
Введение………………………………………………………………………..3
Критические периоды на стадии эмбриогенеза……………………………..6
С момента имплантации до 12 недели………………………………………9
Фетальный (плодный) период……………………………………………….10
Врожденные пороки развития……………………………………………….12
Момент рождения ребенка и период новорожденности…………………..13
Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)…………………………..15
Подростковый период………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………18
Момент рождения ребенка и период новорожденности
Дети с первых дней жизни все
больше и больше соприкасаются с
внешней средой во всем ее разнообразии,
а обменные процессы у них протекают
с высокой активностью. В дыхательные
пути поступает воздух, в котором
могут быть посторонние частицы.
Пищевые антигены, а вместе с ними
и другие чужеродные вещества, и
патогенные микроорганизмы воздействуют
на слизистую оболочку органов пищеварения.
Требуется защита и от появляющихся
в самом организме и
Период новорожденности начинается с первого вдоха ребенка и перевязки пупочного канатика и длится 3—4 нед. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно центральной нервной системы, а также целым рядом функциональных, биохимических и морфологических изменений, обусловленных переходом от внутриутробного развития плода к внеутробной жизни ребенка. Организму новорожденного свойственна большая лабильность водного обмена. Потребность в воде в среднем составляет 160—200 г на 1 кг массы ребенка в сутки. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, даже незначительное нарушение условий окружающей среды может привести к серьезным изменениям в организме и некоторые физиологические процессы легко переходят в патологические. Все это требует особых гигиенических условий и тщательного специального ухода за новорожденным ребенком, правильной организации вскармливания.
Для периода новорожденности
характерны особые состояния, пограничные
между физиологией и
Критический период от 3 до 6 месяцев, когда наблюдается ослабление пассивного иммунитета. В этот период дети проходят интенсивную вакцинацию.
Период обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.
Период раннего и первого детства (2 года - 7 лет)
2 - ой год жизни. В это время значительно расширяются контакты ребенка, так как они начинают свободно перемещаться и употреблять более разнообразную пищу. Таким образом, количество лимфоидных узелков возрастает. Так, в небных миндалинах детей в возрасте до 3 лет число узелков, по сравнению с таковым у новорожденных, увеличивается в 29 раз, в глоточной миндалине - в 8 раз. В стенках тонкой кишки количество лимфоидных узелков за 2 - 3 года жизни ребенка возрастает в 14 раз, аппендикса - в 3 раза, мочевого пузыря - в 10 раз.
Значительное расширение контактов ребенка определяет повышение частоты инфекционных заболеваний, что приводит к декомпенсации незрелых иммунных механизмов и манифестации аномалий иммунитета.
Основные возрастные особенности иммунной системы в этот период
• Сохраняется первичный характер иммунного ответа. Ребенок плохо адаптируется к детским коллективам.
• Сохраняется дефицит IgG2 и IgG4. Сохраняется чувствительность к вирусным инфекциям, Haemophilus influenzae. Созревает гуморальный иммунитет.
• Повышается чувствительность В-лимфоцитов к интерлейкинам, активируется хелперная функция Т-клеток. Повышается антигенная нагрузка, появляются фенотипические проявления аномалий иммунитета.
• Незрелость иммунных процессов в слизистых оболочках. Дети чувствительны к вирусным инфекциям, частые заболевания ЛОР-органов.
4 - 6 - й годы жизни. В этом возрасте завершается период становления адаптивного иммунитета. Характерна склонность заболеваний верхних дыхательных путей к хроническому или рецидивирующему течению в связи с недостаточностью мукозального иммунитета у некоторых детей.
Основные возрастные особенности защитной системы организма
• Происходит 2-й перекрест процентного содержания в крови лимфоцитов и нейтрофилов. Иммунный ответ усовершенствуется.
• Формируется выраженный вторичный защитный ответ на большинство антигенов. Возрастает надежность вакцинации и эффективность преодоления инфекции.
• Повышается иммунорегуляторный индекс. Уменьшается супрессорная направленность иммунных реакций.
• Абсолютное число В-лимфоцитов снижается, а уровень IgM приближается к норме взрослого. Повышается эффективность иммунного ответа.
• Секреторный IgA значительно ниже уровня, характерного для взрослого человека. Сохраняется недостаточность мукозального иммунитета. Характерно учащение рецидивирующих заболеваний носоглотки.
• Физиологическое повышение уровня IgE. Возрастает частота иммунопатологических заболеваний.
Подростковый период.
Следующий период - подростковый - называется
также периодом полового созревания,
или пубертатным периодом. Он продолжается
у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек
- с 12 до 15 лет. В это время наблюдается
дальнейшее увеличение скоростей роста
- пубертатный скачок, который касается
всех размеров тела. Наибольшие прибавки
в длине тела у девочек имеют
место между 11 и 12 годами, по массе
тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков
прибавка в длине наблюдается
между 13 и 14 годами, а прибавка в массе
тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика
скорость роста длины тела у мальчиков,
в результате чего в 13,5-14 лет они
обгоняют девочек по длине тела.
В связи с повышением активности
гипоталамо-гипофизарной системы формируются
вторичные половые признаки. У
девочек продолжается развитие молочных
желез, наблюдается рост волос на
лобке и в подмышечных
В подростковый период происходит интенсивное
половое созревание мальчиков. К 13 годам
у них происходит изменение (мутация) голоса
и появляются волосы на лобке, а в 14 лет
появляются волосы в подмышечных впадинах.
В 14-15 лет у мальчиков появляются первые
поллюции (непроизвольные извержения
спермы).
У мальчиков, по сравнению с девочками,
более продолжителен пубертатный период
и сильнее выражен пубертатный скачок
роста.
Список использованной литературы:
1. Медицинский научный и учебно-
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в
6-ти томах. Том 4.
3. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной
периодизации детского развития"
4. Обухова Л.Ф. учебник "Детская (возрастная)
психология". Фундаментальная и клиническая
физиология / Под ред.А.Г. Камкина и А.А.
Каменского. - М.: "Академия", 2004.
5. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека:
Пер. с англ. – М.: Мир, 1996.
6. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек.
– 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф,
2004.
7. Сапин. М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология
детей и подростков: Учеб. пособие для
студ. пед. Вузов. - М.: Издательский центр
"Академия", 2002.
8. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб.
пособие для пед. Училищ (спец. № 1910). –
М.: Просвещение, 1981.
9. Энциклопедия "Кругосвет"
10. "Русмедсервис"
11. Энциклопедия "Википедия"
Информация о работе Критические периоды в онтогенезе человека