Метафизика Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:14, доклад

Описание работы

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Содержание работы

Актуальность и новизна……………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….4
1. Метафизика в философии………………………………………….…
1.1. История метафизики.
1.2. Метафизика во второй половине 19 века.
1.3. Метафизика в 20-21 веках (Новейшее время)
2. Метафизика Аристотеля…………………………………………....
3. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о
врожденных идеях и дедуктивный метод……………………………
Заключение…………………………………………………………..........
Литература………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реферат РЕНЕ Декарт филос.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Постмодернисты XX века, наследуя Ницше и Хайдеггеру, объявляют войну метафизике в целом, полагая, что за проклятыми вопросами о первоначалах стоит первоначальное и метафизическое понятие целостного субъекта, который хочет «что-то понять» («метафизика присутствия»).

Деконструктивисты фактически переносят декартовское эпохе на уровень фразы, слова, буквы. Текстом является «всё». При этом, в духе Гегеля, это «всё» является тождественным «ничто».

Вопросы преодоления метафизики рассматриваются такими современными философами как Юрген Хабермас и Карл-Отто Апель.

 

Глава 2. Метафизика Аристотеля.

«Метафи́зика» (др.-греч. φυσικά — то, что после физики) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.

1 книга

1 книгу Аристотель  начинает с утверждения, что  все люди от природы стремятся  к знанию. Источником же знания  является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт (μπειρία). На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание (πιστήμη), каковым является только знание самоценное — мудрость (σοφία) — знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как происхождения Вселенной, так и того, что хорошо. Такое знание он называет божественным. Далее, в 3 главе 1 книги, Аристотель перечисляет четыре причины всего:

  • Сущность (усиа)
  • Материя (хюле)
  • Начало движения (хэ архэ тэс кинэсэос)
  • Благо (агатхон)

Аристотель  критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или всех элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (5 гл.) и Платона (6 гл.).

 2 книга

Во 2 книге Аристотель определяет философию как знание об истине, причем истина оказывается целью знания.

3 книга

В 3 книге Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где  они пребывают? Он также критикует  представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.

 4 книга

4 книга посвящена понятию сущность. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.

5 книга

5 книга посвящена  началу движения. Аристотель говорит  о том, что все причины суть  начала. Здесь он также рассуждает  об элементах, которые являются  неделимыми составными частями;  и о природе. Он сообщает, что  сущностями могут быть названы и простые тела. Здесь раскрываются понятие возможности как начала движения.

6 книга

В 6 книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математика, философия и  теология.

7 книга

В 7 книге Аристотель продолжает разговор о сущности.

8 книга

В 8 книге он переходит к разговору о началах. причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственно воспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью.

9 книга

В 9 книге Аристотель разбирает отношения возможности  и действительности (осуществленности). Возможности делятся в свою очередь на врожденные и приобретенные.

10 книга

10 книга начинается  с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным,  либо целым.

11 книга

11 книга начинается  с рассмотрения мудрости как  науки о началах. Аристотель  противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий: сущность качество, место действие, страдание, отношение и количество.

12 книга

12 книга посвящена понятию первого двигателя, который есть неподвижной, бесконечной причиной, Богом или Умом (нусом), целью которого есть стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же он приводит свое знаменитое утверждение, что все изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Причем все, что подвержено изменению, материально.

13-14 книга

13 и 14 книги  посвящены критике эйдосов и  чисел, якобы существующих помимо  вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное и благо, ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию. Однако в пику своему учителю он противопоставляет общее сущности.

 

Глава 3. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях и дедуктивный метод.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью»  в этот период понимали не эмпирически  данный предмет, не физическую вещь, а  всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии бога», от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а их субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - се неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство; желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная  субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в  опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом  которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется  чисто механическим законам, которые  могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология и соответственно понятия души и жизни центральные в натурфилософии эпохи Возрождения [1, 217 с.]

По замыслу  трактат должен был состоять из трех частей, каждая из которых должна была включать 12 «Правил». В первой части  предстояло изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать  эмпирию объектом теоретического исследования: построить математическую модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных восемнадцати «Правил»; следующие три «Правила» обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом «Правила XXI» Декарт ставит «Конец».

Прежде чем  рассуждать дальше, посмотрим, что же представляют собой эти знаменитые правила.

ПРАВИЛО I

Целью научных  занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения обо всех встречающихся предметах

ПРАВИЛО II

Нужно заниматься только такими предметами, о которых  наш ум кажется способным достичь  достоверных и несомненных познаний

ПРАВИЛО III

В предметах  нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе

ПРАВИЛО IV

Метод необходим  для отыскания истины

ПРАВИЛО V

Весь метод  состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем его, если будем  постепенно сводить темные и смутные  положения к более простым  и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных

ПРАВИЛО VI

Для того чтобы  отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при  этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково

ПРАВИЛО VII

Для завершения знания надлежит все, относящееся к  нашей задаче, вместе и порознь  обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической энумерацией

ПРАВИЛО VIII

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш ум не может  достаточно хорошо понять, то нужно  на ней остановиться и не исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда

ПРАВИЛО IX

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться  на них, пока не привыкнем отчетливо  и ясно прозревать в них истину

ПРАВИЛО X

Для того чтобы  сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства, но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок

ПРАВИЛО XI

После того как  мы усвоим несколько простых положений и выведем из них какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор

ПРАВИЛО XII

Наконец, нужно  использовать все вспомогательные  средства интеллекта, воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и для верного  сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть сравниваемы между собой; словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств, находящихся в распоряжении человека.

ПРАВИЛО XIII

Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех излишних представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же количество возможных частей посредством энумерации

ПРАВИЛО XIV

Сказанное следует  отнести и к реальному протяжению тел; это протяжение нужно всецело представлять в виде простых фигур: таким образом оно сделается более понятным для интеллекта

ПРАВИЛО XV

Большей частью также полезно чертить эти  фигуры и преподносить их внешним  чувствам, для того чтобы таким  образом нам было легче сосредоточивать внимание нашего ума

ПРАВИЛО XVI

Что же касается измерений, не требующих в данный момент внимания нашего ума, хотя и  необходимых для заключения, то лучше  изображать их в виде сокращенных  знаков, чем полных фигур. Таким образом, именно память не будет нам изменять и вместе с тем мысль не будет разбрасываться, чтобы удержать в себе эти измерения, в то время как она занята выведением других

Информация о работе Метафизика Рене Декарта