Метафизика Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:14, доклад

Описание работы

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Содержание работы

Актуальность и новизна……………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….4
1. Метафизика в философии………………………………………….…
1.1. История метафизики.
1.2. Метафизика во второй половине 19 века.
1.3. Метафизика в 20-21 веках (Новейшее время)
2. Метафизика Аристотеля…………………………………………....
3. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о
врожденных идеях и дедуктивный метод……………………………
Заключение…………………………………………………………..........
Литература………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Реферат РЕНЕ Декарт филос.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

ПРАВИЛО XVII

Встретившуюся трудность надо просматривать прямо, не обращая внимания на то, что некоторые  из ее терминов известны, а некоторые неизвестны, и интуитивно следовать правильным путем по их взаимной зависимости

ПРАВИЛО XVIII

Для этой цели необходимы только четыре действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Двумя последними из них часто здесь даже нет надобности пользоваться как во избежание ненужных усложнений, так и потому, что в дальнейшем они могут быть более легко выполнимы

ПРАВИЛО XIX

Путем такого метода вычислений нужно отыскивать столько  величин, выраженными двумя различными способами, сколько неизвестных терминов мы предполагаем известными, для того чтобы исследовать трудность прямым путем. Именно таким образом мы получим столько же сравнений между двумя равными величинами

ПРАВИЛО XX

Составив уравнения, мы должны совершить ранее отложенные нами действия, никогда не пользуясь умножением, если уместно деление

ПРАВИЛО XXI

Если имеется  много таких уравнений, то нужно  их привести все к одному, а именно к тому, термины которого займут наименьшее количество ступеней в ряде последовательно пропорциональных величин, где они и должны быть расставлены в соответствующем порядке.

Придя к выводу, что «метод необходим для отыскания  истины», Декарт вплотную приступает к его разработке [4, 50 с.]. «Главный секрет метода» состоит, по его словам, в том, что рассматривается не та или иная вещь сама по себе («нужно ... их не рассматривать изолированно одну от другой»), а ряд вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин».

Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию. В дальнейшем к ним присоединяется еще и полная энумерация, или индукция.

Интуиция - центральное  положение картезианского рационалистического  метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности. Поэтому учение Декарта  об интуиции совпадает с учением об «естественном свете разума». Под интуицией имеется в виду «понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума».

Интуиция выступает  элементарным актом познания и его  «точкой роста», а само познание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиций. Следует подчеркнуть, что картезианская интуиция не только не имеет ничего общего с иррациональной, мистической интуицией средневековых схоластов, но составляет ее прямую противоположность. Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией.

Полная математическая энумерация завершает обретенное таким образом знание. «Для завершения знания необходима энумерация, так как если все другие предписания и содействуют разрешению многих вопросов, то только посредством энумерации мы можем создать всегда прочное и достоверное суждение о вещах, с которыми мы имеем дело. Благодаря ей ничто совершенно не ускользает от нас, и мы оказываемся осведомленными понемногу обо всем» [1, 387 с.] Но она одновременно и продолжает его, и вновь «начинает», то есть обеспечивает непрерывное воспроизведение процесса. Действительно, то, что охвачено индукцией, становится единой частью знания, освоенной интуицией; но тогда мы вновь имеем дело с исходным образом, посылкой, «схватываемой» одним интуитивным актом.

Хотя «Правила ...» - одно из первых сочинений Декарта, они поистине неисчерпаемы, и в них, в «замысле» как реализованных, так и не осуществленных идей, надежд и стремлений, представлено почти все грядущее Картезианство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Традиционно  понимаемая метафизика не только предоставляет исторически корректную трактовку классического философского проекта, но и позволяет очертить обозримую и удобную схему действия технологической мыслительной программы классики.

Метафизический  проект оказывается в некотором смысле закрытым – не потому, что был полностью реализован (если бы это произошло, философия смогла бы дать окончательные ответы на свои вечные сакраментальные вопросы и, тем самым, исчерпаться, победоносно завершив выполнение своей программы), и даже не потому, что метафизикой никто больше не занимается (в конце концов, и физику Аристотеля можно сегодня продолжать развивать), а скорее потому, что постепенно пришло необратимое понимание как невыполнимости, так и невыполняемости его [10, 19 с.]  Дело идет о том, что лучшие умы человечества в течение долгих веков стремились усовершенствовать и пытались реализовать этот проект. Метафизика Декарта основывается на признании независимой от субъекта протяженной субстанции. В соответствии с этим центральное гносеологическое понятие «идеи» имеет у Декарта ярко выраженный антисубъективистский характер. Под «идеями» Декарт разумеет образы, или отражения вещей. Понимание Декартом «идей» и познания вообще как отражения объективной реальности служит четким водоразделом между картезианской гносеологией и феноменализмом. То, что идеалистическая струя метафизики Декарта есть объективный идеализм, явствует также из того, что «я», субъект, понимается им как мыслящая субстанция. Более того, в отличие от единства материальной субстанции, Декарт признает множественность «я» как духовных субстанций. Наконец, понятие несотворенной духовной субстанции, бога, первичной по отношению к «я», целиком находится в русле объективного идеализма.

 

 

 

                                              ЛИТЕРАТУРА

1.  Алексеев  П.В. ,  Панин А.В.  Философия.  Издание третье, переработанное и дополненное.  М.: ООО «ТК Велби», 2002. 608 с.

2. Аристотель. Метафизика. М.: изд-во Эксмо,2006. 608 с. - (Антология мысли). (перевод в редакции 1934 г.)

          3. Губин В.Д. Философия: учеб. М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Ильин В.  Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учеб. М.: Изд-во Высшая школа, 2006.

5. Фишер, Куно. История Новой философии.Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. СПб.:2004.

7. Катречко С.Л.  «Как возможна метафизика: на  пути к научной (трансцендентальной) метафизике, // Вопросы философии, № 3, 2012г., с. 3.

 

 

8. Кузнецов В.Ю. «Преодоление метафизики как проблема современной философии», // Вопросы философии, 2012г., №1, с. 28.

         9. Метафизика. / Пер. П. Первова и В. Розанова. Вып. 1. Кн. 1-5. СПб., 1895. 193 стр. (перевод не завершен) , переизд.: М., 2006.

10. Метафизика. / Пер. А. В. Кубицкого. М.-Л.: Соцэкгиз. 1934. 348 стр.

11. Чанышев А.В. Философия древнего мира: Учеб. М.: Высшая школа, 2003.

          12. Яковлев  В.А. Метафизика креативности. // Вопросы философии, 2010 г., №6, с. 44

          13. Яковлев В.А. «Метафизика и физика жизни», // Вопросы философии 2012г., №2, с. 14.

 

 

 




Информация о работе Метафизика Рене Декарта