Нарушение высших корковых функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Высшие корковые функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Это особый вид психический функций, полностью отсутствующий у животных.
Сюда относятся уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис). Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга (Лурия, 1973).
Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИХ НАРУШЕНИЙ……………. ………………………………………..…………….4
1.1. Нарушение речи…...….……………………………………………..4
1.2. Нарушение гнозиса………………………………………………….8
1.3. Нарушение праксиса……………………………………………….12
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный  университет»

Биологический факультет

Кафедра зоологии и физиологии

 

 

 

Нарушение высших корковых функций

(реферат)

 

 

Выполнила: студентка 

4 курса, 792 гр. 

Рябец С. П.

______________________

проверила:

к.б.н., доцент

Томилова И.Н.

_______________

Оценка_____________

 

 

 

 

Барнаул – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ И  ВИДЫ ИХ НАРУШЕНИЙ……………. ………………………………………..…………….4

    1. Нарушение речи…...….……………………………………………..4
    2. Нарушение гнозиса………………………………………………….8
    3. Нарушение праксиса……………………………………………….12

ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ……………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Высшие корковые функции  – это сложные, прижизненно формирующиеся  системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Это  особый вид психический функций, полностью отсутствующий у животных.

 Сюда относятся уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис). Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга (Лурия, 1973).

Высшие мозговые функции  надстраиваются над низшими в  фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).

Условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Большой вклад в учение о высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе (Гусев, Бурд, 2000).

 

 

 

 

Глава 1. Высшие корковые функции и виды их нарушений

При нарушениях развития большого мозга или его поражении возникают  расстройства  высших корковых функций, в частности гнозиса, праксиса и речи, при этом их реализация во многом определяется особенностями деятельности определенных ассоциативных зон коры больших полушарий. Поражение этих зон коры ведет к развитию вариантов нарушения гнозиса, праксиса, речи.

 

    1. Нарушения речи

Как   известно,   речь   представляет   собой   очень   сложную   психическую   деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.(Котляр, Шульговский, 1979).

Современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь в качестве двух основных самостоятельных видов (Жинкин, 1964;.), которые характеризуются разным психологическим строением.

Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).

Импрессивная речь — или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием) (Хомская, 1987).

В речевой функциональной системе принимают участие все  анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и др.; каждый из них  вносит свой вклад в афферентные  и эфферентные основы речи. Поэтому  мозговая организация речи очень  сложна, а нарушения речи — многообразны и различны по характеру в зависимости  от того, какое из звеньев речевой  системы пострадало в результате мозгового поражения.

Большой класс речевых  расстройств носит название Афазии. Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха (Соколов, 1968).

  Различают области доминантного полушария большого мозга, при повреждении которых возникает афазия: премоторная – задняя часть нижней лобной извилины – корковые поля 44, 45; постцентральная – нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично поля 40; верхняя височная извилина – корковое поле 22; нижняя теменная долька – корковые поля 39, 40: задние отделы височной доли – корковое поле 37; префронтальная – передние отделы лобной доли – корковые поля 9, 10, 11, 46 (Хомская, 1987).

Структура речи, прежде всего, складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение  процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией.

Различают три формы нарушений  экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

  • Афферентная моторная афазия возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Кинестетические афферентации обеспечивают необходимую силу, размах и направление движений мышц, участвующих в артикуляции, а нарушение речевых кинестезии приводит к центральному дефекту – нарушению произнесения отдельных звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией (Коллинз, 1986).
  • Эфферентная моторная афазия возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока, полей 44 и 45. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Нарушается кинетика речевого процесса вследствие трудностей переключения, расстройств механизмов речи – персеверации (повторения слов и фраз). Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями и в тяжелых случаях представлена речевым эмболом (Кураев, 2000).
  • Динамическая моторная афазия возникает при поражениях префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии – нарушение активной продуктивной речь. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы. В основе этой формы афазии лежит нарушение внутренней речи, основными функциями которой являются программирование и структурирование предложения (Хомская, 1987).

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

  • Сенсорная афазия возникает при повреждении области Вернике (поле 22). В основе нарушения понимания речи лежит расстройство фонематического слуха. Фонема – смыслоразличительный признак языка, к которому в русском языке относятся звонкость и глухость («б» «п», «д» «т», «с» «з»), ударность и безударность («замок» и «замок), твердость и мягкость („пыл“, „пыль“). Больной с сенсорной афазией не может повторить такие слоги, как „ба па“, „та да“, „са за“, не воспринимая разницы между коррелирующими фонемами; не может сосчитать количество звуков в слове. Не понимая речи окружающих, больной все время стремится говорить. В речи его отмечаются литеральные (замена одного звука другим) и вербальные (замена одного слова другим, близким по звучанию либо значению) парафазии, искажения слов. В относительно легких случаях сенсорной афазии, помимо нарушения фонематического слуха, возникает феномен отчуждения смысла слова, который является следствием нарушения звукобуквенного анализа. Больному предлагают показать глаз, нос, ухо и, если он справляется с заданием, расширяют его до объема двух элементов (покажите нос–глаз, ухо–глаз и т.д.). В этих условиях наступает отчуждение смысла слова и больной начинает беспомощно искать нос, который при первом задании он безошибочно находил. Следствием нарушения фонематического слуха является расстройство письма, например написание таких слов, как „забор“, „собор“, „запор“. При этом имеются типичные ошибки; написание „с“ вместо „з“, „п“ вместо „б“ (Хомская, 1987).
  • Семантическая афазия возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого полушария. В основе этой афазии лежит расстройство пространственного синтеза, вследствие чего больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения. Например, он не может правильно выполнить инструкцию: «Нарисуйте круг под квадратом», «Нарисуйте треугольник над кругом», так как не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов. Больной не понимает также смысла сравнительных, возвратных и атрибутивных конструкций. Нарушение понимания сложных логико грамматических структур демонстрируют, давая больному инструкцию: «Покажите ручку карандашом» или «Покажите карандаш ручкой».

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут») (Гусев, Бурд, 1999г.).

 

1.2 Нарушения гнозиса

 

Гнозис – узнавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение. Гнозис основан на анализе и синтезе всех импульсов, поступающих от анализаторов, а также на отложении информации в системе памяти. Расстройства гнозиса возникают при нарушении интерпретации поступающих импульсов, а также при нарушении сличения полученных данных с теми образами, которые хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят название агнозий. Они характеризуются потерей ощущения «знакомости» окружающих предметов и всего мира (Корсакова, 1988).

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Выделяют шесть форм зрительного гнозиса:

1)если больной, правильно  оценивая отдельные элементы  объекта (или его изображения), не может понять его смысла  в целом — это называется предметной агнозией;

2) если он не различает  человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией. При грубой форме лицевой агнозии больные не могут различить женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени — нижних отделов «широкой зрительной сферы».

3)если он плохо ориентируется  в пространственных признаках  изображения — оптико-пространственной агнозией. В особенно грубой форме она наблюдается при двухстороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.

При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность  ориентации в пространственных признаках  окружающей среды и изображений  объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в странах света;

4) если он, правильно копируя  буквы, не может их читать  — буквенной агнозией;

5) если он различает  цвета, но не знает, какие  предметы окрашены в данный  цвет, т. е. не может вспомнить  цвет знакомых предметов, — цветовой агнозией;

6) как самостоятельная  форма выделяется и симультанная агнозия — такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения (Лурия, 1982).

Информация о работе Нарушение высших корковых функций