Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:06, реферат
Высшие корковые функции – это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Это особый вид психический функций, полностью отсутствующий у животных.
Сюда относятся уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис). Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга (Лурия, 1973).
Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИХ НАРУШЕНИЙ……………. ………………………………………..…………….4
1.1. Нарушение речи…...….……………………………………………..4
1.2. Нарушение гнозиса………………………………………………….8
1.3. Нарушение праксиса……………………………………………….12
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
Биологический факультет
Кафедра зоологии и физиологии
Нарушение высших корковых функций
(реферат)
Выполнила: студентка
4 курса, 792 гр.
Рябец С. П.
______________________
проверила:
к.б.н., доцент
Томилова И.Н.
_______________
Оценка_____________
Барнаул – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ИХ НАРУШЕНИЙ……………. ………………………………………..…………….4
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ……………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Высшие корковые функции
– это сложные, прижизненно формирующиеся
системные психические
Сюда относятся уникальная способность человека к речи и мышлению, предметному восприятию (гнозис) и действиям с предметами (праксис). Способности человека к речи и мышлению обеспечиваются в первую очередь особо развитой у него корой большого мозга (Лурия, 1973).
Высшие мозговые функции надстраиваются над низшими в фило– и онтогенезе, реализуясь через посредство низших психических функций в поведенческих актах. Следовательно, высшие психические функции имеют такое же иерархическое строение, как и другие функции ЦНС (чувствительные, двигательные, вегетативные и др.).
Условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Большой вклад в учение о высших психических функциях внесла отечественная физиология. В трудах И.М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о высшей нервной деятельности человека освещен условно-рефлекторный механизм высших психических функций. Такой механизм, формирующийся на основе врожденных безусловных рефлексов, объясняет индивидуальную вариабельность высших психических функций. Особенностью психической деятельности человека являются также способности к творчеству, открытиям, умению ориентироваться в новой ситуации, планированию и прогнозированию своих действий, приспособлению к жизни в обществе (Гусев, Бурд, 2000).
Глава 1. Высшие корковые функции и виды их нарушений
При нарушениях развития большого
мозга или его поражении
Как известно, речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.(Котляр, Шульговский, 1979).
Современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь в качестве двух основных самостоятельных видов (Жинкин, 1964;.), которые характеризуются разным психологическим строением.
Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).
Импрессивная речь — или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием) (Хомская, 1987).
В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и др.; каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи — многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.
Большой класс речевых расстройств носит название Афазии. Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь либо пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного (левого у правшей) полушария большого мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха (Соколов, 1968).
Различают области доминантного полушария большого мозга, при повреждении которых возникает афазия: премоторная – задняя часть нижней лобной извилины – корковые поля 44, 45; постцентральная – нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично поля 40; верхняя височная извилина – корковое поле 22; нижняя теменная долька – корковые поля 39, 40: задние отделы височной доли – корковое поле 37; префронтальная – передние отделы лобной доли – корковые поля 9, 10, 11, 46 (Хомская, 1987).
Структура речи, прежде всего, складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией.
Различают три формы нарушений экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.
Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.
Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут») (Гусев, Бурд, 1999г.).
1.2 Нарушения гнозиса
Гнозис – узнавание, благодаря которому человек ориентируется в пространстве. При помощи гнозиса человек узнает величину и форму предметов, их пространственное соотношение. Гнозис основан на анализе и синтезе всех импульсов, поступающих от анализаторов, а также на отложении информации в системе памяти. Расстройства гнозиса возникают при нарушении интерпретации поступающих импульсов, а также при нарушении сличения полученных данных с теми образами, которые хранятся в памяти. Расстройства гнозиса носят название агнозий. Они характеризуются потерей ощущения «знакомости» окружающих предметов и всего мира (Корсакова, 1988).
Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Выделяют шесть форм зрительного гнозиса:
1)если больной, правильно
оценивая отдельные элементы
объекта (или его изображения),
не может понять его смысла
в целом — это называется предм
2) если он не различает человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией. При грубой форме лицевой агнозии больные не могут различить женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени — нижних отделов «широкой зрительной сферы».
3)если он плохо ориентируется
в пространственных признаках
изображения — оптико-
При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в странах света;
4) если он, правильно копируя буквы, не может их читать — буквенной агнозией;
5) если он различает
цвета, но не знает, какие
предметы окрашены в данный
цвет, т. е. не может вспомнить
цвет знакомых предметов, — цве
6) как самостоятельная
форма выделяется и симультанна