Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа
Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны.
1.4 Финансирование экологической экспертизы
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы».
Финансирование государственной экологической экспертизы является одной из гарантий проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с принципами, установленными в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Для обеспечения более высокой степени независимости экспертов государственной экологической экспертизы целесообразно было бы, возможно, обеспечивать государственное финансирование проведения государственной экологической экспертизы соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Однако финансирование государственной экологической экспертизы за счет заказчика документации стимулирует данное лицо к более качественной подготовке предпроектной и проектной документации, материалов по оценке окружающей среды с целью получить положительное заключение без повторного проведения государственной экологической экспертизы»[4].
Стоимость работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и материальных затрат, связанных с проведением государственной экологической экспертизы документации и материально-техническим обеспечением внештатных экспертов.
Стоимость проведения повторной государственной экологической экспертизы документации, выполняемой после доработки материалов по результатам ранее проведенной экспертизы или на основании решения судебных органов, определяется в общем порядке.
Согласно ст. 29 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых
в соответствии с решением
соответствующих органов
Порядок финансирования проведения общественной экологической экспертизы принципиально отличается от порядка финансирования государственной экологической экспертизы. Это обусловлено тем, что ее проведение необязательно и происходит по инициативе граждан, общественных организаций (объединений), иных некоммерческих объединений и органов местного самоуправления. Источниками финансирования проведения общественной экспертизы могут быть любые не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» не запрещает заказчику документации оплачивать проведение общественной экологической экспертизы в добровольном порядке. Однако обязать к финансированию общественной экологической экспертизы заказчика нельзя, поскольку статья предусматривает исключительно добровольный порядок финансирования проведения общественной экологической экспертизы гражданами и организациями, которые не были ее инициаторами.
Статья предусматривает возможность финансирования проведения общественной экологической экспертизы за счет соответствующего органа местного самоуправления. «Представляется, что им будет тот орган местного самоуправления, который выступил с инициативой проведения общественной экологической экспертизы».
Глава 2. Виды экологической экспертизы
2.1 Государственная экологическая экспертиза
Согласно ст. 5
Федерального закона «Об
Статья 10 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает, что «государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Статья 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает объекты именно государственной экологической экспертизы, причем федерального уровня. Объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня посвящена ст. 12 этого же закона.
«Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, во-первых, определены исходя из степени сложности и значимости для целостности Российской Федерации, экологической безопасности, во-вторых, определены исходя из предметов ведения, федеральной собственности, исключительной компетенции федеральных органов государственной власти в соответствии как с конституционными положениями, так и положениями федеральных законов».
Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, данный в ст. 11, не является исчерпывающим, поскольку содержит в себе положение, согласно которому обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.
«Условно содержание ст. 11 можно разделить на две составляющие:
объекты государственной экологической экспертизы, ранее не получавшие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне;
объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне».
Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня не является исчерпывающим, поскольку содержит в себе положение, согласно которому обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на региональном уровне, подлежат иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
«Условно содержание комментируемой статьи можно разделить на две составляющие:
объекты государственной экологической экспертизы, ранее не получавшие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на региональном уровне;
объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, требующие обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на региональном уровне».
Статья 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает требуемый состав документов для государственной экологической экспертизы, в том числе повторной. Документация должна соответствовать по форме и по содержанию установленным требованиям.
Также она устанавливает, что повторное проведение государственной экологической экспертизы возможно только на основании решения суда или арбитражного суда.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Статья 15 посвящена экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. В состав комиссии входят руководитель, ответственный секретарь, внештатные эксперты, эксперты штата федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и его территориальных органов.
Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:
формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;
составляют календарный план работы экспертной комиссии;
разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы;
обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;
организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.
В процессе работы экспертной комиссии:
проводится организационное
подготавливаются
составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.
Статья 16 устанавливает требования к эксперту государственной экологической экспертизы, а именно: требования к нему как к специалисту по определенному направлению, обладающему научными или практическими знаниями; как к личности, не заинтересованной в объекте государственной экологической экспертизы и в субъекте, представившем материалы на государственную экологическую экспертизу (отсутствие трудовых, договорных отношений с заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы и т.п.).
Статья 18 посвящена важному документу, относящемуся к разряду разрешительной документации, - заключению государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы является результатом работы экспертной комиссии. Заключение должно содержать: выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности; выводы о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение должно получить квалифицированное большинство (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии.
Если отдельные члены экспертной комиссии не согласны с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.
Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
о необходимости доработки
о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы. Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.
Информация о работе Общая характеристика экологической экспертизы