Общая характеристика экологической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

        Этой статьей установлен также исчерпывающий перечень оснований, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет свою юридическую силу.

         2.2 Общественная экологическая экспертиза

      Согласно ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

     «Комментируемая статья устанавливает два вида субъектов, участвующих в осуществлении общественной экологической экспертизы:

1) субъекты, инициирующие процедуру  проведения общественной экологической  экспертизы. К таковым относятся  граждане, общественные организации  (объединения), органы местного самоуправления;

2) субъекты, проводящие общественную  экологическую экспертизу. Ее имеют  право проводить исключительно  общественные организации (объединения), а также иные некоммерческие  объединения в соответствии со  ст. 12 Закона об охране окружающей  среды, в уставе которых предусмотрен  указанный вид деятельности и  которые зарегистрированы в установленном  законодательством об общественных  объединениях порядке».

         Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые в целом совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.

        В данной статье перечислены два вида охраняемых законом сведений: государственная тайна и коммерческая тайна. Вместе с тем данный перечень не исчерпывающий, и законодательством могут быть предусмотрены также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться для проведения общественной экологической экспертизы.

         Статья 22 устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы. Исходя из содержания данной статьи, общественная экологическая экспертиза может проводиться либо до проведения государственной экологической экспертизы, либо во время ее проведения. Также она предусматривает возможность проведения общественной экологической экспертизы после проведения государственной экологической экспертизы.

         На экспертов общественной экологической экспертизы распространяется ряд требований, предъявляемых к экспертам государственной экологической экспертизы.

         Статья 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусматривает осуществление общественной экологической экспертизы «при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении»[5].

         Статья 24 устанавливает перечень условий, при которых в проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано. Данный перечень условий является исчерпывающим, а значит, никакие иные основания не могут быть основанием к отказу в реализации права на проведение общественной экологической экспертизы.

       Порядок утверждения заключения общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналогичен процедуре утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

       В результате утверждения заключения общественной экологической экспертизы оно приобретает правовой режим заключения государственной экологической экспертизы, а члены экспертной комиссии общественной экспертизы приобретают правовой статус экспертов государственной экологической экспертизы и несут юридическую ответственность за соответствие заключения общественной экологической экспертизы установленным законодательством требованиям.

    2.3. Иные виды  экологической экспертизы

        Государственная и общественная экологические экспертизы занимают ведущее место в системе экспертных работ.

       Однако существуют и другие виды экспертной деятельности.

1) Ведомственные экспертизы (например, государственная экспертиза промышленной  безопасности и рационального  использования недр, которая проводится  Ростехнадзором; государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляемая МЧС России и др.)

2) обследования (например, комплексные  экологические обследования территорий  для придания им статуса особо  охраняемых природных территорий  или зоны чрезвычайной (экологической)  ситуации либо зоны экологического  бедствия и др.)

          3) исследования (например лекарственных средств, пищевых продуктов и др.)

        4) испытания  (например, пестицидов и агрохимикатов)

        5) заключения (например, санитарно-гигиенические,  санитарно-эпидемиологические)

        6) расследования  (например, санитарно-эпидемиологические  расследования причин возникновения  инфекционных заболеваний).

      Профессор О.В. Дубовик выделяет следующие общие черты указанных видов экспертной деятельности:

       «проведение их (организация проведения) уполномоченным  на то органом в области  экологического управления, контроля  или надзора либо иными специально  уполномоченными субъектами;

       указание на  необходимость (в большинстве  случаев) или возможность экспертизы  в законе, т.е. ее обязательность  или добровольность;

       урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно процедуры;

оформление результатов в строго определенной форме;

обязывающий характер заключения;

предусмотренность в законе обжалования результатов (в административном, судебном порядке);

платность;

ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертную экологическую  деятельность».

 

Заключение

         Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных  Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды.

         Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС.

         К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым узким местом ЭЭ остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

         Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами от 15.04.1998 № 65-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 26.06.2008 N 96-ФЗ.
  2. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007. С. 6.
  3. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007
  4. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  5. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005. С. 237-238.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика экологической экспертизы