Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:17, реферат
Строение и функции организма изучают такие разделы биологии, как анатомия, физиология и гигиена.
Анатомия человека – наука, изучающая строение тела человека, его органов и систем.
Физиология человека – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.1
Гигиена человека – наука о влиянии физических, химических, биологических и социальных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
1. Организм человека как единая биологическая система
1.1 Уровни организации человеческого организма
1.2 Основные функции обеспечения жизнедеятельности организма
1.3 Онтогенез, его возрастные периоды
1.4 Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
Список использованных источников
Кора головного мозга
оказывает влияние на все функции
организма и обеспечивает связь
организма с внешней средой, обусловливая
высшую нервную деятельность организма
(психическую деятельность, мышление,
память, речь и т.д.). В коре больших
полушарий находятся центры условных
рефлексов. Условные рефлексы – это
приобретенные в процессе обучения
знания, в течение жизни – навыки
и умения. Если при повреждающих
воздействиях погибают клетки коры головного
мозга, то человек полностью или
частично лишается знаний, умений и
навыков, полученных им ранее. Такое
воздействие возможно при клинической
смерти, когда клетки коры головного
мозга погибают от недостатка кислорода.
Память имеет огромное значение в
жизни человека. Можно лишь приблизительно
оценить информационную емкость
человеческого мозга. Общая информационная
емкость головного мозга
Уровень целостного организма.
Организм человека функционирует как
единое целое и представляет собой
саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная,
согласованная работа всех органов
и физиологических систем обеспечивается
гуморальной и нервной
Гуморальная (химическая) регуляция функций осуществляется за счет переноса током крови или лимфы гормонов, неорганических веществ, газов, продуктов обмена и других активных веществ. Этот вид регуляции с точки зрения эволюционного развития является более древним, чем нервная регуляция. Однако за счет гуморальной регуляции невозможна быстрая перестройка деятельности организма, т.к. этот вид регуляции ограничен скоростью движения крови по сосудам.
Нервная регуляция обеспечивает быструю перестройку функций органов и организма в целом в соответствии с условиями существования. Это возможно потому, что скорость распространения нервных импульсов по нервным проводникам значительно превышает скорость движения крови по сосудам, нервные импульсы всегда имеют точную направленность к определенным клеткам, тканям, органам. Примером нервной регуляции могут служить различные рефлексы: коленный, зрачковый, чихательный, глотательный, ориентировочный и другие.
В целостном организме существует единая нейрогуморальная регуляция функций. Например, дыхание регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. При возбуждении дыхательного центра происходит вдох, при торможении – выдох. Возбуждение дыхательного центра происходит как нервным (рефлекторным), так и гуморальным путем. Специфическим химическим раздражителем дыхательного центра является СО2. Повышение содержания СО2 в крови сопровождается возбуждением дыхательного центра (наступает вдох), понижение – его торможением (наступает выдох).
Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Оно поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др. Благодаря этому в организме происходит само регуляция физиологических функций, включающаяся всякий раз, когда происходит отклонение от определенного постоянного уровня какого-либо жизненно важного фактора внешней или внутренней среды. Например, благодаря механизмам гомеостаза в крови человека непрерывно поддерживается постоянство уровня глюкозы, хлорида натрия, кислотно-щелочного баланса и т.д.
Взаимосвязь организма с окружающей средой осуществляется через обмен веществ и энергии. Обмен веществ (метаболизм) – главная функция живой материи и представляет собой совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в организме человека. К основным видам обмена относятся: белковый, липидный, углеводный, минеральный и водный.
клеточный онтогенез организм тканевый
Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения (зачатия) до его смерти называется онтогенезом. Выделяют следующие периоды жизни человека (по Н.П. Гундобину, 1982):
1. Новорожденный (1 - 30 дней);
2. Грудной возраст (30 дней - 1 год);
3. Раннее детство (1 - 3 года);
4. Первое детство (4 - 7 лет);
5. Второе детство (8 - 12 лет мальчики, 8 -11 лет девочки);
6. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки);
7. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16-20 лет девушки);
8. Зрелый возраст: I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины); II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины);
9. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины);
10. Старческий возраст (75-90 лет);
11. Долгожители (90 лет и выше).8
Итак, рассмотрение всех разделов и подразделов главы, посвященной организму человека, позволяет нам убедиться, что человеческий организм - это универсальная единая целостная биологическая система, адекватно реагирующая на различные изменения как в самом организме, так и в окружающей его природной, техногенной и социальной среде.
Внешняя среда. На человека воздействуют
различные факторы окружающей среды. При
изучении многообразных видов его деятельности
н обойтись без учета влияния природных
факторов (барометрическое давление, газовый
состав и влажность воздуха, температура
окружаю щей среды, солнечная радиация
– так называемая физическая окружающая
среда), биологических факторов растительного
и животного окружения, а также факторов
социальной среды с результатами бытовой,
хозяйственной, производственной и творческой
деятельности человека.
Из внешней среды в организм поступают
вещества, необходимые для его жизнедеятельности
и развития, а также раздражители (полезные
и вредные), которые нарушают постоянство
внутренней среды. Организм путем взаимодействия
функциональных систем всячески стремится
сохранить необходимое постоянство своей
внутренней: среды.
Деятельность всех органов и их систем
в целостном организме характеризуется
определенными показателями, имеющими
те или иные " диапазоны колебаний. Одни
константы стабильны и довольно жесткие
(например, рН крови 7,36 – 7,40, температура
тела – в пределах 35 – : 42"0), другие и
в норме отличаются значительными колебаниями
(например, ударный объем сердца – количество
крови, выбрасываемой за ! одно сокращение
– 50 – 200 см"). Низшие позвоночные, у
которых регуляция показателей, характеризующих
состояние внутренней среды, несовершенна,
оказываются во власти факторов окружающей
среды. Например, лягушка, не обладая механизмом,
регулирующим постоянство температуры
тела, дублирует температуру внешней среды
настолько, что зимой все жизненные процессы
у нее затормаживаются, а летом, оказавшись
вдалеке от воды, она высыхает и гибнет.
В процессе филогенетического развития
высшие животные, в том числе и человек,
как бы сами себя поместили в теплицу,
создав свою стабильную внутреннюю среду
и обеспечив тем самым относительную независимость
от внешней среды.
Природные социально-экологические факторы
и их воздействие на организм.
Природные и социально-биологические
логические факторы, влияющие на организм
человека, неразрывно связаны с вопросами
экологического характера.
Экология (греч,oikos– дом, жилище, родина
+ logos – понятие, учение) – это и область
знания, и часть биологии, и учебная дисциплина,
и комплексная наука. Экология рассматривает
взаимоотношения организмов друг с другом
и с неживыми компонентами природы: Земли
(ее биосферы). Экология человека изучает
закономерности взаимодействия человека
с природой, проблемы сохранения и укрепления
здоровья. Человек зависит от условий
среды обитания точно так же, как природа
зависит от человека. Между тем влияние
производственной деятельности на окружающую
природу (загрязнение атмосферы, почвы,
водоемов отходами производства, вырубка
лесов, повышенная радиация в результате
аварий и нарушений технологий) ставит
под угрозу существование самого человека.
К примеру, в крупных городах значительно
ухудшается естественная среда обитания,
нарушаются ритм жизни, психоэмоциональная
ситуация труда, быта, отдыха, меняется
климат. В городах интенсивность солнечной
радиации на 15 – 20% ниже, чем в прилегающей
местности, зато среднегодовая температура
выше на 1 – 2"0, менее значительны суточные
и сезонные колебания, ниже атмосферное
давление, загрязненный воздух. Все эти
изменения оказывают крайне неблагоприятное
воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Около 80М болезней
современного человека – результат ухудшения
экологической ситуации на планете. Экологические
проблемы напрямую связаны с процессом
организации и проведения систематических
занятий физическими упражнениями и спортом,
а также с условиями, в которых они происходят.
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры
- физические упражнения. Существует физиологическая
классификация упражнений, в которой
вся многообразная мышечная деятельность
объединена в отдельные группы упражнений
по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к неблагоприятным
факторам зависит от: врожденных и приобретенных
свойств. Она весьма подвижна и поддается
тренировке как средствами мышечных нагрузок,
так и различными внешними воздействиями
(температурными колебаниями, недостатком
или избытком кислорода, углекислого газа).
Отмечено, например, что физическая тренировка
путем совершенствования физиологических
механизмов повышает устойчивость к перегреванию,
переохлаждению, гипоксии, действию некоторых
токсических веществ, снижает заболеваемость
и повышает работоспособность. Тренированные
лыжники при охлаждении их тела до 350С
сохраняют высокую работоспособность.
Если нетренированные люди не в состоянии
выполнять работу при подъеме их температуры
до 37 – 380С, то тренированные успешно справляются
с нагрузкой даже тогда, когда температура
их тела достигает 390С и более.
У людей, которые систематически и активно
занимаются физическими упражнениями,
повышается психическая, умственная и
эмоциональная устойчивость при выполнении
напряженной умственной или физической
деятельности.
К числу основных физических или двигательных)
качеств, обеспечивающих высокий уровень
физической работоспособности человека,
относят силу, быстроту и выносливость,
которые проявляются в определенных соотношениях
в зависимости от условий выполнения той
или иной двигательной деятельности, ее
характера, специфики, продолжительности,
мощности и интенсивности. К названным
физическим качествам следует добавить
гибкость и ловкость, которые во многом
определяют успешность выполнения некоторых
видов физических упражнений. Многообразие
и специфичность воздействия упражнений
на организм человека можно понять, ознакомившись
с физиологической классификацией физических
упражнений (с точки зрения спортивных
физиологов). В основу ее положены определенные
физиологические классификационные признаки,
которые присущи всем видам мышечной деятельности,
входящим в конкретную группу. Так, по
характеру мышечных сокращений работа
мышц может носить статический или динамический
характер. Деятельность мышц в условиях
сохранения неподвижного положения тела
или его звеньев, а также упражнение мышц
при удержании какого-либо груза без его
перемещения характеризуется как статическая
работа (статическое усилие). Статическими
усилиями характеризуется поддержание
разнообразных поз тела, а усилия мышц
при динамической работе связаны с перемещениями
тела или его звеньев в пространстве.
Значительная группа физических упражнений
выполняется в строго постоянных (стандартных)
условиях как на тренировках, так и на
соревнованиях; двигательные акты при
этом производятся в определенной последовательности.
В рамках определенной стандартности
движений и условий их выполнения совершенствуется
выполнение конкретных движений с проявлением
силы, быстроты, выносливости, высокой
координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических
упражнений, особенность которых в нестандартности,
непостоянстве условий их выполнения,
в меняющейся ситуации, требующей мгновенной
двигательной реакции (единоборства, спортивные
игры). Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или нестандартностью
движений, в свою очередь, делятся на упражнения
(движения) циклического характера (ходьба,
бег, плавание, гребля, передвижения на
коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения
ациклического характера (упражнения
без обязательной слитной повторяемости
определенных циклов, имеющих четко выраженные
начало и завершение движения: прыжки,
метания, гимнастические и акробатические
элементы, поднимание тяжестей). Общее
для движений циклического характера
состоит в том, что все они представляют
работу постоянной и: переменной мощности
с различной продолжительностью. Многообразный
характер движений не всегда позволяет
точно определить мощность выполненной
работы (т.е. количество работы в единицу
времени, связанное с силой мышечных сокращений,
их частотой и амплитудой), в таких случаях
используется термин «интенсивность».
Предельная продолжительность работы
зависит от ее мощности, интенсивности
и объема, а характер выполнения работы
связан с процессом утомления в организме.
Если мощность работы велика, то длительность
ее мала вследствие быстро наступающего
утомления, и наоборот. При работе циклического
характера спортивные физиологи различают
зону максимальной мощности (продолжительность
работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление
и снижение работоспособности большей
частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной
(от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до
30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность
50 мин и более).
Особенности функциональных сдвигов организма
при выполнении различных видов циклической
работы в различных зонах мощности: определяет
спортивный результат. Так, например, основной
характерной чертой работы в зоне максимальной
мощности является то, что деятельность
мышц протекает в бескислородных (анаэробных)
условиях. Мощность работы настолько велика,
что организм не в состоянии обеспечить
ее совершение за счет кислородных (аэробных)
процессов. : Если бы такая мощность достигалась
за счет кислородных реакций, то органы
кровообращения и дыхания должны были
обеспечить доставку к мышцам свыше 40
л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного
спортсмена при полном усилении функции
дыхания и кровообращения потребление
кислорода может только приближаться
: к указанной цифре. В течение же первых
10 – 20 с работы потребление кислорода
в пересчете на 1 мин достигает лишь 1 –
2 л. Поэтому работа максимальной мощности
выполняется «в долг», который ликвидируется
после окончания мышечной деятельности.
Процессы дыхания и кровообращения во
время работы максимальной мощности не
успевают усилиться до уровня, обеспечивающего
нужное количество кислорода, чтобы дать
энергию работающим мышцам. Во время спринтерского
бега делается лишь несколько поверхностных
дыханий, а иногда такой бег совершается
при полной задержке дыхания. При этом
афферентные и эфферентные отделы нервной
системы функционируют с максимальным
напряжением, вызывая достаточно быстрое
утомление клеток центральной нервной
системы. Причина утомления самих мышц
связана со значительным накоплением
продуктов анаэробного обмена и истощением
энергетических веществ в них. Главная
масса энергии, освобождающаяся при работе
максимальной мощности, образуется за
счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный
долг, ликвидируемый в период восстановления
после выполненной работы, используется
на окислительный ресинтез (восстановление)
этих веществ.
Снижение мощности и увеличение продолжительности
работы связано с тем, что помимо анаэробных
реакций энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и процессы аэробного
энергообразования. Это увеличивает (вплоть
до полного удовлетворения потребности)
поступление кислорода к работающим мышцам.
Так, при выполнении работы в зоне относительно
умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные
дистанции) уровень потребления кислорода
может достигать примерно 85% максимально
возможного. При этом часть потребляемого
кислорода используется на окислительный
ресинтез АТФ, КФ и углеводов. При длительной
(иногда многочасовой) работе умеренной
мощности углеводные запасы организма
(гликоген) значительно уменьшаются, что
приводит к снижению содержания глюкозы
в крови, отрицательно сказываясь на деятельности
нервных центров, мышц и других работающих
органов. Чтобы восполнить израсходованные
углеводные запасы организма в процессе
длительных забегов и проплывов, предусматривается
специальное питание растворами сахара,
глюкозы, соками. Ациклические движения
не обладают слитной повторяемостью циклов
и представляют собою стереотипно следующие
фазы движений с четким завершением. Чтобы
выполнить их, необходимо проявить силу,
быстроту, высокую координацию движений
(движения силового и скоростно-силового
характера). Успешность выполнения этих
упражнений связана с проявлением либо
максимальной силы, либо скорости, либо
сочетания того и другого и зависит от
необходимого уровня функциональной готовности
систем организма в целом.
К средствам физической культуры относятся
не только физические упражнения, но и
оздоровительные силы природы (солнце,
воздух и вода), гигиенические факторы
(режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические
условия). Использование оздоровительных
сил, природы способствует укреплению
и активизации защитных сил организма,
стимулирует обмен веществ и деятельность
физиологических систем и отдельных органов.
Чтобы повысить уровень физической и,
лиственной работоспособности, необходимо
бывать на свежем воздухе, отказаться
от вредных привычек, проявлять двигательную
активность, заниматься закаливанием.
Систематические занятия физическими
упражнениями в условиях напряженной
учебной деятельности снимают нервно-психические
напряжения, а систематическая мышечная
деятельность повышает психическую, умственную
и эмоциональную устойчивость организма
при напряженной учебной работе.
4. Двигательная функция
и повышение уровня адаптации
и устойчивости организма
Развитие двигательных и вегетативных
функций организма у детей
и совершенствование их у взрослых
и пожилых людей связано с
двигательной активностью. Оздоровительное
значение физической культуры общеизвестно.
Имеется огромное количество исследований,
показывающих положительное влияние
физических упражнений на опорно-двигательный
аппарат, центральную нервную систему,
кровообращение, дыхание, выделение, обмен
веществ, теплорегуляцию, органы внутренней
секреции. Велико значение физических
упражнений и как средства лечения.
В жизни постоянно возникают ситуации,
когда человек, будучи подготовлен к существованию
в одних условиях, должен готовить себя
(адаптироваться) к деятельности в других.
При этом проблема адаптации связана с
тем, что физиологические и биологические
вопросы сопоставляются с социальными
проблемами развития человека и общества.
Механизмы адаптации впервые описал канадский
ученый Ганс Селье. В его представлении
адаптация развивается под действием
гуморальных механизмов. Концепция адаптации
Селье неоднократно пересматривалась
с более широких представлений и анализа
экспериментальных данных, в том числе
о роли в процессе адаптации нервной системы.
Действие факторов, вызывающих развитие
адаптационных механизмов организма,
всегда было комплексным. Так, все живые
организмы в ходе эволюции приспосабливались
к земным условиям существования: барометрическому
давлению и гравитации, уровню космических
и тепловых излучений, газовому составу
воздуха, окружающей атмосфере. Животный
мир адаптировался и к смене сезонов –
времен года, которые включают изменения
освещенности, температуры, влажности,
радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным
образом связана с перестройкой организма
и изменениями биологических ритмов деятельности
его функциональных систем.
Человек может мигрировать, оказываться
в равнинных или горных условиях, в условиях
жары или холода, при этом он оказывается
связан с особенностями питания, обеспечения
водой, различными условиями индивидуального
комфорта и цивилизации. Все это связано
с развитием дополнительных механизмов
адаптации, которые достаточно специфичны.
В зависимости от силы воздействия раздражителей
окружающей среды, условий и функционального
состояния организма адаптивные факторы
могут вызывать как благоприятные, так
и неблагоприятные реакции организма.
Систематическая тренировка формирует
физиологические механизмы, расширяющие
возможности организма, его готовность
к адаптации, что обеспечивает в различные
периоды (фазы) развертывания приспособительных
физиологических процессов. Известный
спортивный физиолог, специалист по адаптации
А.В. Коробков выделял несколько таких
фаз: начальная, переходная, устойчивая,
дезаптация и повторная адаптация. Под
готовностью к адаптации понимается такое
морфофункциональное состояние организма,
которое обеспечивает ему успешное приспособление
к новым условиям существования. Для готовности
организма к адаптации и эффективности
в ее осуществлении значительную роль
играют факторы, укрепляющие общее состояние
организма, стимулирующие его неспецифическую
резистентность (устойчивость): 1) рациональное
питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие
медикаментозные средства; 4) физическая
тренировка; 5) закаливание. Из многообразия
факторов развития адаптации особое место
отводится физической тренировке. Еще
Л.А. Орбели, известный русский физиолог,
в развитие учения об упражняемости Ж.
Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей
19-го в., отмечал, что физическая тренированность,
развивая механизм координации в нервной
системе, обусловливает повышение обучаемости,
тренируемости нервной системы и организма
в целом.
Список использованных источников
1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб., 1997.
2. Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – любовь – красота. В 2-х книгах, 5 томах. 2-е изд. СПб., 1998.
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997.
4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
5. Делль Р.А., Афанасьева Р.Ф., Чубарова З.С. Гигиена одежды. М., 1991.
6. Кавриго Н.М. Валеология: системный подход. Ижевск, 1998.
7. Самойлов Н.Н., Стратиенко Е.Н. Особенности строения и функций мужских и женских половых органов. Брянск, 1998.
8. Семенов Э.А. Анатомия и физиология человека. М., 1997.
9. Татарникова Л.Г. и др. Валеология подростка. СПб., 1996.
10. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
11. Шелтон Г. Натуральная гигиена. СПб., 1993.
Размещено на Allbest.ru
.
Информация о работе Организм человека как единая биологическая система