Психоактивные вещества: табак, алкоголь, наркотики – профилактика и коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними – на современном этапе, пожалуй, самая злободневная проблема для общества в целом, и особенно для молодежной среды, и, к сожалению, приобретает угрожающий характер. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты возникновения и развития ПАВ
1.1 Алкоголь - наркотический яд ------------------------------------------ 4
1.2 Курение – наркотическое пристрастие---------------------------- --- 5
1.3 Наркотики и наркомания ----------------------------------------------- 6

2. Основные направления профилактики ПАВ
2.1 Виды профилактики------------------------------------------------------ 8

Заключение --------------------------------------------------------------------- 13
Список используемых источников ---------------------------------------- 14
Приложение -------------------------------------------------------------------- 15

Файлы: 1 файл

Табак, алкоголь, наркотики.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Наркотики — это сильно действующие природ­ные (в основном растительные), а также синтетические веще­ства, парализующие деятельность центральной нервной систе­мы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю со­знания и смерть.

Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», опреде­ляется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский — если соответствующее вещество оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему, которое является причиной его немеди­цинского применения.

Социальный — если это немедицинское применение при­нимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический — если исходя из двух первых предпосы­лок, соответствующая инстанция (в нашей стране — это Мини­стерство здравоохранения РБ) признала это средство наркоти­ческим и включила в список наркотических средств. Согласно определению, предложенному ВОЗ, наркоман — это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодическим или постоянным отравле­нием, представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей устойчивости к нар­котику постоянно повышает дозу вводимого вещества для полу­чения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препара­та, что проявляется в непреодолимом влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями.

Наркомания — это болезнь, которая проявляет­ся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физиче­ской зависимости от них с развитием синдрома лишения — в случае прекращения их приема.

Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркоманической зависи­мости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость.

Психическая зависимость — болезненное стремление принимать препарат, с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость воз­никает во всех случаях систематического употребления наркоти­ков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продол­жать употребление данного вещества, добывая его любыми путя­ми; тенденция увеличивать дозу приема; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости: созда­ние соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляю­щими наркотиками; начало употребления наркотического сред­ства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия.

Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоян­ное стремление к повторному употреблению, нару­шение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособ­ность сконцентрировать внимание, депрессия и др. Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растет толерант­ность к наркотику, а следовательно, требуется непрерывное уве­личение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состоя­ния.

Вторая стадия — физическая зависимость характеризуется не­преодолимым, т.е. влечением к наркотику, поте­рей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, в случае прекращения приема наркоти­ческого средства.

              Синдром отмены проявляется обычно через 12 — 48 ч после прекращения приема наркотика. Со­стояние  называемое ломкой при опийной наркома­нии доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желу­дочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюно­течение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровож­даются и психическими симптомами: бессонницей, подавленно­стью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами исте­рии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в со­стоянии абстиненции направлены только на одно — во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстинен­ции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром.  

Третья стадия развития наркомании — синдром измененной реактивности — отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую то­лерантность, многократно превышающую физиологические воз­можности обычного человека, снижение защитных реакций, из­менение формы потребления наркотика и формы опьянения. Воз­никает истощение всех систем организма, возможна полинарко­мания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии.

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПАВ

В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная.

Первичная профилактика - комплекс социальных, об­разовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вы­зывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика - комплекс социальных, об­разовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но еще не заболевших.

Третичная профилактика или реабилитация - комп­лекс социальных, образовательных и медико-психологичес­ких мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановле­нию личностного и социального статуса больного (наркома­на, токсикомана, алкоголика) и возвращению его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к обще­ственно полезной деятельности.

Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика имеет це­лью предотвратить возникновение нарушения или болезни, пре­дупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими пу­тями:

а) развитие и усиление мотивации на позитивные измене­ния в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с кото­рой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания ин­дивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных про­явлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адап­тационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресур­сов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их умень­шения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью;

е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, не­специфической, использующей преимущественно педагогичес­кие, психологические и социальные влияния. Ее воздействия на­правлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирование чис­ла лиц, у которых может быть начат патологический процесс,  что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развиваю­щихся процессов на другие. Сформировав активный, функцио­нальный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укре­пить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные ре­зультаты.

Первичная профилактика алкоголизма и наркомании прово­дится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия — информирование населения о пси­хоактивных веществах и формирование мотивации на эф­фективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия — дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешколь­ные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

Вторая стратегия — формирование мотивации на соци­ально-поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия — семья; учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещаю­щие школу; дети, лишенные семьи и постоянного места жи­тельства.

Третья стратегия — развитие протективных факторов здо­рового социально эффективного поведения.

Контингенты воздействия — дети, подростки, молодежь в учеб­ных заведениях и вне их; учителя; родители.

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемо­го психоактивного вещества.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь в учеб­ных коллективах и вне их; учителя; родители (семья).

В приведенных выше стратегиях используются специальные тех­нологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилак­тики:

воздействие средств массовой информации;

антинаркотическое обучение;

использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

создание социально-поддерживающих систем (социаль­ные службы, клубы, молодежные просоциальные организации и т.д.);

проведение антинаркотических мотивационных акций;

организация деятельности социальных работников и волон­теров;

деятельность системы ювенальной юстиции. Психологические технологии первичной профилактики:

развитие личностных ресурсов;

формирование социальной и персональной компетентности;

развитие адаптивных стратегий поведения;

формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществля­ются посредством определения генетических и биологических мар­керов поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, про­являющих поведение риска — социального резерва роста заболе­ваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздей­ствия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками инди­вида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, пове­денческих и других расстройств; характеристиками среды, воз­действующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведение индивида — как фактор риска нар­комании или алкоголизма.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуще­ствляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь груп­пы риска, родители, неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм по­ведения на адаптивные.

Контингенты воздействия — дети, подростки и молодежь груп­пы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

Третья стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия — дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование мотивации на полное прекращение употреб­ления наркотиков, если оно имеет место;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем преодолевающего поведения;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стра­тегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разреше­ния проблем, поиска и принятия социальной поддержки, рас­познавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресур­сов преодоления проблемы формирующейся зависимости от пси­хоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентации когнитивного развития, интернального локуса контроля; приня­тие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его послед­ствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереоти­пов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физи­ческого и психического развития, биохимического и физиологи­ческого равновесия.

Информация о работе Психоактивные вещества: табак, алкоголь, наркотики – профилактика и коррекция