Психоактивные вещества: табак, алкоголь, наркотики – профилактика и коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними – на современном этапе, пожалуй, самая злободневная проблема для общества в целом, и особенно для молодежной среды, и, к сожалению, приобретает угрожающий характер. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты возникновения и развития ПАВ
1.1 Алкоголь - наркотический яд ------------------------------------------ 4
1.2 Курение – наркотическое пристрастие---------------------------- --- 5
1.3 Наркотики и наркомания ----------------------------------------------- 6

2. Основные направления профилактики ПАВ
2.1 Виды профилактики------------------------------------------------------ 8

Заключение --------------------------------------------------------------------- 13
Список используемых источников ---------------------------------------- 14
Приложение -------------------------------------------------------------------- 15

Файлы: 1 файл

Табак, алкоголь, наркотики.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направ­лена на восстановление личности и ее эффективного функциони­рования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направле­ние третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем пер­вичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздей­ствия определяется необходимостью замены, патологических зве­ньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилакти­ки основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивиду­ального подхода и направлен на предупреждение перехода сфор­мированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие прове­дения третичной профилактики.

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуще­ствляется с применением нескольких стратегий. Первая стратегия — формирование мотивации на изме­нение поведения, включение в лечение, прекращение употребле­ния алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, нар­котиков, других психоактивных веществ. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи и дру­гие значимые лица.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, нар­котиков, других психоактивных веществ. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Третья  стратегия — осознание ценностей личности.

Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, нар­котиков, других психоактивных веществ.

Четвертая  стратегия — изменение жизненного стиля.

Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, нар­котиков, других психоактивных веществ.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и соци­альной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, нар­котиков, других психоактивных веществ.

Шестая стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

Контингента воздействия — члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

формирование мотивации на изменение поведения, прекра­щение употребления психоактивных веществ и постоянное под­держание процесса продвижения к здоровью;

развитие навыков копинг-поведения, социальной компе­тентности, преодоления искушения наркотизации или алкого­лизации;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддержи­вающих сетях.

Психологические технологии:

осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нрав­ственных ценностей;

осознание личных целей и путей их достижения;

осознание влечения и зависимости;

формирование копинг-стратегий преодоления влечения и за­висимости;

изменение жизненного стиля в целом;

развитие коммуникативной и социальной компетентности;

развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофар­макологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физи­ологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в об­ществе, разделяются на ряд направлений:

профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

профилактика, основанная в семье (семейные и родитель­ские программы);

профилактика в организованных общественных группах на­селения;

профилактика с помощью средств массовой информации;

профилактика, направленная на группы риска в учебных за­ведениях;               систематическая подготовка специалистов в области профи­лактики;

мотивационная профилактическая работа;

профилактика рецидивов;

терапия социальной средой;

профилактика последствий, связанных с употреблением пси­хоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактиче­ские программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Проделанная работа позволяет заключить, что в целом ситуация с психоактивными веществами в молодежной среде в республике Беларуси находится под контролем и поддерживается на должном уровне.

              Проблема влияния вредных привычек на здоровье всесторонне изучена и широко освещается в печати и в средствах массовой информации. В достаточной мере были изучены теоретические аспекты возникновения и развития психоактивных веществ таких как табака, алкоголя, наркотиков, был показан состав и их происхождение.

              Злоупотребление ПАВ несовершеннолетними приводит к зависимости. Формирование зависит к алкоголю, курению и наркотикам происходит постепенно. Начинается с легкой степени которая характерезуется в основном психическим нарушением – повышением настроения, многоречивостью, снижением самокритики. Заканчивается патологическим влечением, когда необходимо любым способом приобрести желаемое.

              Также были изучены основные направления и виды профилактики психоактивных веществ. Проблема заключается в том, что в недостаточной мере семья не введет беседу со своими детьми по данной тематике. Нередко присутствует также небрежное или легкомысленное отношение к собственному здоровью, нежелание ограничивать себя во вредных привычках. В данных случаях следует использовать меры пропаганды здорового образа жизни, информирование по вопросам психоактивных веществам.

              Данные и выводы, могут  быть использованы педагогами, социальными педагогами, педагогами-психологами для работы формирования здорового образа жизни, а также кураторами учебных  групп во время подготовки и проведения часов куратора и внеклассных мероприятий, в профилактической и просветительской деятельности среди учащейся молодежи по психоактивных веществах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. ЗОЖ как молодая проблема региональные аспекты / Под общ. ред. М.Н.Хурса – Мн. ИСПИ, 2002. – 142с.

2. Оздоровительно – развитый  подход к организации воспитанию студенческой молодежи. Желобкович М.Т., Купчиков Р.И.

3. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. всш. уеб. заведений/ Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.

              4. Пособие по профилактике потребления психоактивных веществ/ Белорусско-украинско программа по борьбе с незаконным оборотом и торговлей наркотическими средствами (Программа БУМАД). – Минск Белсэнс, 2006.- 112с. ил., 12 отд. с цв.ил. 

              5. Лаптенок С.А. ЗОЖ как условие и цель учебно-воспитательного процесса \ Лаптенок С.А. \\ Адукацыя і выхаванне. – 2005. - №4. – с.74-78.

6. Социология молодежи учебник /под ред. В.Н.Кузнецова. – М. Гардарики, 2007.- 335с

              7. Смирнов В.К. Табачная зависимость и курение табака / Под ред. А.Е. Успенского. – Москва ВИНИТИ, 1993.-108с.

              8. Крайг, Г. Психология развития \ Г. Крайг. – Спб. 2000.

              9. Майстер, Д. Социальная психология / Д. Майстер. – Спб, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

                Была разработана анкета «Влияние вредных привычек на социализацию учащихся», включающая вопросы какие вредные привычки более престижны в молодежной среде и как они влияют на социализацию личности.  В эксперименте приняли участи 115 студентов, обучающихся на 1-4 курсах, в возрасте от 16 до 20 лет. Опрос проводился  анонимно. При анализе анкет  учитывались следующие параметры: причины вредных привычек, отношение к вредным привычкам, влияние привычек на социализацию учащихся.

По данным анкетирования только 36,5% респондентов не употребляли

спиртных напитков. Дали утвердительный ответ на  вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?» – 28%, 35,5 % иногда употребляют спиртные напитки.                В качестве причин пьянства были названы следующие: выпиваю для

того, чтобы поддержать компанию -51,5% учащихся,  из любопытства -20%, от нечего делать – 11%,  чтобы быть как все -5,5%, из-за семейных проблем -4,5%, модно и современно -2,5%.

              Мотивы потребления алкоголя показывают, что для подростков он стал средством улучшения общения и  индивидуальных положительных эмоций. Неслучайно, что среди основных мотивов употребления алкоголя у молодежи преобладает следующий: за компанию - 32%, забыть о проблемах, снять напряжение – 31%, привлекает ритуал выпивки – 23%. Среди других причин употребления спиртных напитков наиболее реже встречается чтобы выглядеть взрослее – 8%, принято в семье – 6%.

       На вопрос «Как Вы относитесь к пьяницам и любителям выпить?» учащиеся дали следующие ответы: осуждаю – 49%, безразлично – 40% и  одобряют – 11%.

              В нашей стране табакокурение широко распространено, особенно среди молодежи. Анкетный опрос учащихся показал, что большая часть опрошенных  - 63% курят, из них курят  каждый день – 51%, иногда – 12% и 37% опрошенных не курят.                                                                                                                                            Основными мотивами курения учащиеся назвали следующие: курят друзья – 37%, от нечего делать – 30%, антистрессовый эффект – 25%, модно – 7%, из любопытства – 2%. Как видно из анализа, большинство учащихся курят из-за того, что курят их друзья и неумения себя занять в свободное время.

              Большая часть респондентов - 66% указала, что наличие такой вредной привычки, как курение, является личным делом каждого, 21% считают необходимым ведение пропаганды здорового образа жизни среди сверстников, 13%  не желают  убеждать ровесников о пагубности курения.

              Подростками были выделены и основные причины пьянства и курения среди молодежи. Названы: влияние друзей, компании – 34%, отсутствие интересов, неумение занять себя – 22%, подражание взрослым - 17%, реклама спиртных напитков и сигарет – 16%, слабая система наказания – 11%. Таким образом, выявленные причины распространения табакокурения  и пьянства среди студентов,  указывают на то, что социальные факторы являются преобладающими при формировании вредных привычек в молодежной среде.

              Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что значительная часть студентов не употребляли наркотические вещества – 96%, употреблял  1-2 раза и неоднократно ответили по – 2% (с учетом того,

что за 100% брались лица употребляющие наркотики). Одна из причин распространения наркомании среди подростков и молодежи является компания – 75% и 25% - желание испытать новые ощущения.

              На вопрос «Что могло бы заставить Вас бросить употреблять наркотические средства?» мнения учащихся разделились с учетом следующих социальных факторов: помощь и поддержка родителей и создание семьи  по 50% соответственно.

              Результаты исследования позволяют утверждать, что студенты осознают влияние вредных привычек на успешную социализацию в обществе. Ответы на вопрос: «Влияют ли вредные привычки на социализацию?» распределились в следующем порядке (по степени убывания значимости): мешают созданию прочной семьи – 44%, приводят к потере друзей – 25%, снижают успеваемость – 20%, снижают статус в группе – 11%.

К сожалению, наличие вредных привычек не осознается молодыми людьми, как непривлекательное, о чем свидетельствуют последние цифровые данные.

Информация о работе Психоактивные вещества: табак, алкоголь, наркотики – профилактика и коррекция