Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 15:25, курсовая работа
Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними – на современном этапе, пожалуй, самая злободневная проблема для общества в целом, и особенно для молодежной среды, и, к сожалению, приобретает угрожающий характер. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
1. Теоретические аспекты возникновения и развития ПАВ
1.1 Алкоголь - наркотический яд ------------------------------------------ 4
1.2 Курение – наркотическое пристрастие---------------------------- --- 5
1.3 Наркотики и наркомания ----------------------------------------------- 6
2. Основные направления профилактики ПАВ
2.1 Виды профилактики------------------------------------------------------ 8
Заключение --------------------------------------------------------------------- 13
Список используемых источников ---------------------------------------- 14
Приложение -------------------------------------------------------------------- 15
Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены, патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье — обязательное условие проведения третичной профилактики.
Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий. Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.
Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.
Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.
Третья стратегия — осознание ценностей личности.
Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.
Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.
Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.
Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.
Контингента воздействия — лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.
Шестая стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингента воздействия — члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.
В этих стратегиях используются различные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;
развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;
формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.
Психологические технологии:
осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;
осознание личных целей и путей их достижения;
осознание влечения и зависимости;
формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;
изменение жизненного стиля в целом;
развитие коммуникативной и социальной компетентности;
развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.
Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.
Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
профилактика в организованных общественных группах населения;
профилактика с помощью средств массовой информации;
профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях; систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
мотивационная профилактическая работа;
профилактика рецидивов;
терапия социальной средой;
профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.
Проделанная работа позволяет заключить, что в целом ситуация с психоактивными веществами в молодежной среде в республике Беларуси находится под контролем и поддерживается на должном уровне.
Проблема влияния вредных привычек на здоровье всесторонне изучена и широко освещается в печати и в средствах массовой информации. В достаточной мере были изучены теоретические аспекты возникновения и развития психоактивных веществ таких как табака, алкоголя, наркотиков, был показан состав и их происхождение.
Злоупотребление ПАВ несовершеннолетними приводит к зависимости. Формирование зависит к алкоголю, курению и наркотикам происходит постепенно. Начинается с легкой степени которая характерезуется в основном психическим нарушением – повышением настроения, многоречивостью, снижением самокритики. Заканчивается патологическим влечением, когда необходимо любым способом приобрести желаемое.
Также были изучены основные направления и виды профилактики психоактивных веществ. Проблема заключается в том, что в недостаточной мере семья не введет беседу со своими детьми по данной тематике. Нередко присутствует также небрежное или легкомысленное отношение к собственному здоровью, нежелание ограничивать себя во вредных привычках. В данных случаях следует использовать меры пропаганды здорового образа жизни, информирование по вопросам психоактивных веществам.
Данные и выводы, могут быть использованы педагогами, социальными педагогами, педагогами-психологами для работы формирования здорового образа жизни, а также кураторами учебных групп во время подготовки и проведения часов куратора и внеклассных мероприятий, в профилактической и просветительской деятельности среди учащейся молодежи по психоактивных веществах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ЗОЖ как молодая проблема региональные аспекты / Под общ. ред. М.Н.Хурса – Мн. ИСПИ, 2002. – 142с.
2. Оздоровительно – развитый подход к организации воспитанию студенческой молодежи. Желобкович М.Т., Купчиков Р.И.
3. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. всш. уеб. заведений/ Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
4. Пособие по профилактике потребления психоактивных веществ/ Белорусско-украинско программа по борьбе с незаконным оборотом и торговлей наркотическими средствами (Программа БУМАД). – Минск Белсэнс, 2006.- 112с. ил., 12 отд. с цв.ил.
5. Лаптенок С.А. ЗОЖ как условие и цель учебно-воспитательного процесса \ Лаптенок С.А. \\ Адукацыя і выхаванне. – 2005. - №4. – с.74-78.
6. Социология молодежи учебник /под ред. В.Н.Кузнецова. – М. Гардарики, 2007.- 335с
7. Смирнов В.К. Табачная зависимость и курение табака / Под ред. А.Е. Успенского. – Москва ВИНИТИ, 1993.-108с.
8. Крайг, Г. Психология развития \ Г. Крайг. – Спб. 2000.
9. Майстер, Д. Социальная психология / Д. Майстер. – Спб, 1998.
Была разработана анкета «Влияние вредных привычек на социализацию учащихся», включающая вопросы какие вредные привычки более престижны в молодежной среде и как они влияют на социализацию личности. В эксперименте приняли участи 115 студентов, обучающихся на 1-4 курсах, в возрасте от 16 до 20 лет. Опрос проводился анонимно. При анализе анкет учитывались следующие параметры: причины вредных привычек, отношение к вредным привычкам, влияние привычек на социализацию учащихся.
По данным анкетирования только 36,5% респондентов не употребляли
спиртных напитков. Дали утвердительный ответ на вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?» – 28%, 35,5 % иногда употребляют спиртные напитки. В качестве причин пьянства были названы следующие: выпиваю для
того, чтобы поддержать компанию -51,5% учащихся, из любопытства -20%, от нечего делать – 11%, чтобы быть как все -5,5%, из-за семейных проблем -4,5%, модно и современно -2,5%.
Мотивы потребления алкоголя показывают, что для подростков он стал средством улучшения общения и индивидуальных положительных эмоций. Неслучайно, что среди основных мотивов употребления алкоголя у молодежи преобладает следующий: за компанию - 32%, забыть о проблемах, снять напряжение – 31%, привлекает ритуал выпивки – 23%. Среди других причин употребления спиртных напитков наиболее реже встречается чтобы выглядеть взрослее – 8%, принято в семье – 6%.
На вопрос «Как Вы относитесь к пьяницам и любителям выпить?» учащиеся дали следующие ответы: осуждаю – 49%, безразлично – 40% и одобряют – 11%.
В нашей стране табакокурение широко распространено, особенно среди молодежи. Анкетный опрос учащихся показал, что большая часть опрошенных - 63% курят, из них курят каждый день – 51%, иногда – 12% и 37% опрошенных не курят. Основными мотивами курения учащиеся назвали следующие: курят друзья – 37%, от нечего делать – 30%, антистрессовый эффект – 25%, модно – 7%, из любопытства – 2%. Как видно из анализа, большинство учащихся курят из-за того, что курят их друзья и неумения себя занять в свободное время.
Большая часть респондентов - 66% указала, что наличие такой вредной привычки, как курение, является личным делом каждого, 21% считают необходимым ведение пропаганды здорового образа жизни среди сверстников, 13% не желают убеждать ровесников о пагубности курения.
Подростками были выделены и основные причины пьянства и курения среди молодежи. Названы: влияние друзей, компании – 34%, отсутствие интересов, неумение занять себя – 22%, подражание взрослым - 17%, реклама спиртных напитков и сигарет – 16%, слабая система наказания – 11%. Таким образом, выявленные причины распространения табакокурения и пьянства среди студентов, указывают на то, что социальные факторы являются преобладающими при формировании вредных привычек в молодежной среде.
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что значительная часть студентов не употребляли наркотические вещества – 96%, употреблял 1-2 раза и неоднократно ответили по – 2% (с учетом того,
что за 100% брались лица употребляющие наркотики). Одна из причин распространения наркомании среди подростков и молодежи является компания – 75% и 25% - желание испытать новые ощущения.
На вопрос «Что могло бы заставить Вас бросить употреблять наркотические средства?» мнения учащихся разделились с учетом следующих социальных факторов: помощь и поддержка родителей и создание семьи по 50% соответственно.
Результаты исследования позволяют утверждать, что студенты осознают влияние вредных привычек на успешную социализацию в обществе. Ответы на вопрос: «Влияют ли вредные привычки на социализацию?» распределились в следующем порядке (по степени убывания значимости): мешают созданию прочной семьи – 44%, приводят к потере друзей – 25%, снижают успеваемость – 20%, снижают статус в группе – 11%.
К сожалению, наличие вредных привычек не осознается молодыми людьми, как непривлекательное, о чем свидетельствуют последние цифровые данные.
Информация о работе Психоактивные вещества: табак, алкоголь, наркотики – профилактика и коррекция