Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:35, реферат
Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень.
Пояснительная записка.
Основное содержание тем.
Календарно-тематическое поурочное планирование.
Учебно-методический комплект (примеры лабораторных работ, тест)
Требования к уровню подготовки учащихся.
Литература, электронное сопровождение, контроль уровня обучения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Устьинская
средняя общеобразовательная
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом
от 01.09.2009г.
Рабочая программа
учебного курса «Биология»
11 класс
Срок реализации 2009 – 2011 г.г.
Составил:
учитель биологии 2 категории
Т.В.Добина
с. Устье 2009 г.
1. Титульный лист
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы среднего (полного)
общего образования. Базовый уровень.
(Сборник нормативных
Биология как учебный предмет
– неотъемлемая составная часть
естественнонаучного образовани
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. В 2009-2011 годах на преподавание биологии в 11 классе в нашей школе отводится 1,5 часа в неделю
В 11 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного
и дополнительного содержания в
рабочую программу связаны с
преемственностью целей образования
на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также возрастными
В 11 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа содержит разделы и темы изучаемые в основной общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока приведено в соответствие с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
В программе есть темы, которые не рассматриваются в учебнике Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. По темам «Развитие жизни в криптозое», «Развитие жизни в раннем палеозое», « Развитие жизни в позднем палеозое», «Развитие жизни в мезозое», «Развитие жизни в кайнозое» разработаны лекции по учебнику Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные единицы |
количество количество уроков |
Возникновение и развитие жизни на земле Развитие представлений о |
9 |
Основы учения об эволюции Популяции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций. Вид и его критерии. Основные положения теории эволюции. История представлений о развитии жизни на Земле. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции. . Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба
за существование, Л. Р. «Морфологический критерий вида» Л. Р. «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных» |
14 |
Антропогенез Положение человека в системе |
4 |
Основы экологии. Основные типы экологических взаимодействий. Среда обитания организмов и ее факторы. Основные экологические характеристики популяций. Экологические сообщества Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. Л.Р. «Построение экологической пирамиды» |
16 |
Эволюция биосферы и человек. Основные этапы развития жизни на земле. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. |
4 |
Повторение тем 10 класса, 11 класса, итоговое тестирование |
3 |
Резервное время |
1 |
Итого |
51 |
Календарно-тематическое поурочное планирование
№
|
ТЕМА УРОКА |
ДАТА |
Тип урока |
Оборудование |
Требования к уровню подготовки |
Практическая часть |
Д/З |
Основы учения об эволюции |
|||||||
1 |
Развитие эволюционного учения Дарвина |
вводный |
Презентация по теме |
Уметь объяснять основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. |
П 52 | ||
2 |
Вид и его критерии |
ком |
таблица по теме |
Уметь объяснять что такое биологический вид, каковы его критерии, структура |
П 53 | ||
3 |
Популяции |
ком |
гербарий |
Уметь объяснять понятие «популяция», ее демографические показатели. |
П 54 карт | ||
4 |
Генетический состав популяций Изменение генофонда популяций. |
ком |
гербарий |
Объяснять причины изменения генофонда популяций |
П 56 55 | ||
5 |
Борьба за существование и ее формы |
ком |
Знать в чем состоит действие борьбы за существование и естественного отбора. выявлять приспособления организмов к среде обитания, |
П 57 карт | |||
6 |
Естественный отбор |
ком |
Знать формы естественного отбора, уметь приводить примеры. |
П 58 | |||
7 |
Изолирующие механизмы |
ком |
Знать и пояснять значение изолирующих механизмов, способы видообразование. |
П 59 | |||
8 |
Видообразование |
ком |
таблица по теме |
Уметь проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы. |
П 60 Подг. к л.р. | ||
9 |
Л.р. |
Знать морфологические особенности грибов, растений, животных, бактерий |
Л. Р. «Морфологический критерий вида» |
||||
10 |
Макроэволюция |
ком |
Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие силы макроэволюции. |
П 61 карт | |||
11 |
Система растений и животных -отображение эволюции. |
ком |
таблица по теме |
Знать систематические категории растений и животных |
П 62 | ||
12 |
Главные направления эволюции органического мира |
ком |
таблица по теме |
Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции. |
П 63 Подг к л.р. | ||
13 |
Л.р. |
Уметь различать ароморфозы и идиодаптации |
Л. Р. «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных» |
||||
14 |
Обобщающее повторение по теме «Основы учения об эволюции» |
Обобщ. |
Уметь объяснять причины и значение эволюции в природе |
||||
Антропогенез |
|||||||
15 |
Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. |
ввод |
Презентация по теме, Модели предков человека |
Знать чем эволюция человека отличается от эволюции животных. Знать доказательства происхождения человека от животных и систематическое положение человека. |
П 69 карт | ||
16 |
Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза Прародина человека |
ком |
Презентация по теме Модели предков человека |
Уметь характеризовать современные взгляды на происхождение человека. Знать биологические и социальные факторы антропогенеза |
П 70 71 72 | ||
17 |
Расы и их происхождение |
ком |
Презентация по теме Модели разн рас |
Знать какие факторы оказывали влияние на расогенез и почему расовые теории нельзя считать научными |
П 73 карт | ||
18 |
Обобщающее повторение по теме «Антропогенез» |
обоб |
Знать основные этапы эволюции человека, факторы эволюции, значение общественных отношений |
||||
Возникновение и развитие жизни на земле |
|||||||
19 |
Развитие представлений о |
ввод |
Ископ. Остан. |
Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения жизни на земле. |
записи | ||
20 |
Современные взгляды на развитие жизни |
ком |
Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина, сравнивать ее с теорией Дж. Холдейна. |
записи | |||
21 |
Развитие жизни в криптозое |
лек |
Презентация по теме |
Знать основные этапы развития жизни |
записи | ||
22 |
Развитие жизни в раннем палеозое. Развитие жизни в позднем палеозое. |
лек |
Презентация по теме |
Знать основные этапы развития жизни |
записи | ||
23 |
Развитие жизни в мезозое. |
лек |
Презентация по теме |
Знать основные этапы развития жизни |
записи | ||
24 |
Развитие жизни в кайнозое |
лек |
Презентация по теме |
Знать основные этапы развития жизни |
записи | ||
25 |
Многообразие органического |
ком |
таблица по теме |
Знать причины многообразия видов |
записи | ||
26 |
Классификация организмов. |
ком |
таблица по теме |
Знать принципы бинарной номенклатуры, уметь доказывать, что связаны классификация и эволюция . |
записи | ||
27 |
Обобщающее повторение по теме «Возникновение и развитие жизни на земле» |
сем |
Знать основные этапы развития жизни. Знать причины многообразия видов |
||||
Основы экологии |
|||||||
28 |
Что изучает экология |
ввод |
Знать экологические факторы, экологические условия |
П 74 | |||
29 |
Среда обитания организмов и ее факторы. |
ком |
Знать среды жизни, как влияют экологические факторы на организмы. Объяснять как возникают адаптации |
П 75 | |||
30 |
Местообитание и экологические ниши. |
ком |
таблица по теме |
Объяснять чем отличаются местообитание и экологическая ниша |
П 76 | ||
31 |
Основные типы экологических взаимодействий. |
ком |
Знать основные типы экологических взаимодействий. Отрицательные и положительные взаимодействия |
П 77 | |||
32 |
Конкурентные взаимодействия |
ком |
Уметь объяснять почему виды со сходным образом жизни могут жить на одной территории |
П 78 | |||
33 |
Основные экологические |
ком |
Знать демографические показатели популяций |
П 79 | |||
34 |
Динамика популяции |
ком |
Объяснять в чем состоит явление регуляции численности популяций |
П 80 | |||
35 |
Экологические сообщества |
ком |
таблица по теме |
Различать биоценозы и экосистемы. Знать факторы, влияющие на сообщества |
П 81 | ||
36 |
Структура сообщества. |
ком |
таблица по теме |
Объяснять значение разнообразия организмов в сообществе |
П 82 | ||
37 |
Взаимосвязь организмов в сообществах. |
ком |
Объяснять значение разнообразия организмов в сообществе. Отличать гетеротрофные и автотрофные организмы. |
П 83 | |||
38 |
Пищевые цепи. |
ком |
таблица по теме |
Знать роль организмов в
круговороте биогенных |
П 84 | ||
39 |
Экологические пирамиды. |
ком |
таблица по теме |
Уметь отличать пирамиды численности, биомассы и энергии |
П 85 | ||
40 |
Л.р. |
Уметь строить пирамиды численности и биомассы, характеризовать пирамиды энергии |
Л.Р.»Построение экологической пирамиды» |
||||
41 |
Экскурсия «Экологическая сукцессия. Зарастание водоема» |
Экс. |
Владеть понятием о сукцессии как о процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни |
П 86 | |||
42 |
Влияние загрязнений на живые организмы Основы рационального |
ком |
Объяснять в чем состоит
опасность загрязнения |
П 87 88 | |||
43 |
Обобщающее повторение по теме «Основы экологии» |
обобщен |
Объяснять в чем состоит
опасность загрязнения |
||||
Эволюция биосферы и человек. |
|||||||
44 |
Основные этапы развития жизни на земле |
ввод |
таблица по теме |
Уметь доказывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы. |
П 91 | ||
45 |
Эволюция биосферы. |
лек |
Уметь доказывать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы. |
П 92 | |||
46 |
Антропогенное воздействие на биосферу |
лек |
Понимать причины экологического кризиса на земле. |
П 93 | |||
47 |
Обобщающее повторение по теме «Биосфера» |
сем |
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; |
||||
48 |
Повторение тем 10 класса |
ком |
Уметь решать генетические задачи. |
записи | |||
49 |
Повторение тем 11 класса |
ком |
Прогнозировать пути выхода из экологического кризиса |
записи | |||
50 |
Итоговое тестирование |
контроль |
|||||
51 |
Резервное время |
Учебно-методический комплект
Примеры лабораторных работ
Лабораторная работа « Построение пирамиды численности»
Цель работы: закрепить знания о
переносе энергии в цепях питания,
научиться строить
Для работы нужно: конкретные цепи питания.
Ход работы:
1 – рассмотрите конкретные цепи питания;
2 – постройте пирамиды численности по цепям 1 и 2; выполните задание 3;
3 – постройте пирамиду биомассы
1 Цепь питания:
На 1 га травяной экосистемы насчитывается около 9 млн. растений, свыше 700 тыс. растительноядных насекомых, больше 350 тыс. хищных насекомых и всего 3 птицы
(учтите, что основание пирамиды в 3 млн. раз шире, чем вершина.)
2 Цепь питания:
Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены на одной блохе. Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи:
Трава – Травоядное
млекопитающее – Блоха – Leptom
3
Дайте возможное объяснение
4 Цепь питания:
В среднем из 1 тыс. кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники, поедающие травоядных, могут построить из этого количества 10 кг своей биомассы, а вторичные хищники 1 кг.
Так человек
съедает рыбу. Ее пищу составляет
зоопланктон, который живет за
счет фитопланктона,
Лабораторная работа
«Приспособленность организмов к среде обитания»
Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: гербарные образцы растений или комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
Информация о работе Рабочая программа учебного курса «Биология»