Рабочая программа учебного курса «Биология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Базовый уровень.

Содержание работы

Пояснительная записка.
Основное содержание тем.
Календарно-тематическое поурочное планирование.
Учебно-методический комплект (примеры лабораторных работ, тест)
Требования к уровню подготовки учащихся.
Литература, электронное сопровождение, контроль уровня обучения

Файлы: 1 файл

Рабочая программа учебного курса «Биология» 11 класс.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Лабораторная  работа

 

  «Ароморфозы (у растений) и идиоадаптации  (у насекомых)»

 

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение.

 

Оборудование: гербарные материалы водорослей, мхов, папоротникообразных, цветковых растений, веточки сосны или ели, коллекции насекомых.

 

Ход  работы

 

  1. Рассмотрите растения: водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение — назовите имеющиеся 
    у них органы.

 

  1. Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.

 

 

  1. Рассмотрите насекомых разных отрядов (чешуекрылые, 
    прямокрылые, двукрылые и др.), выявите в их строении черты 
    сходства и различия. Сделайте вывод о направлении эволюции 
    насекомых.

Опишите идиоадаптации  у насекомых рассматриваемых 
отрядов, раскройте их эволюционное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме: «Эволюция»

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1 Микроэволюция — это эволюционные процессы, приводящие к образованию

1) видов;      2) родов;        3) семейств;           4)отрядов.

А2 Кто из ученых допускал возможность возникновения видов путем скрещивания или под влиянием условий среды?

1) Карл Линней;     2) Жан-Батист  Ламарк;          3) Чарльз Дарвин;      4) А.Н. Северцов.

A3 Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству; утверждал наследование благоприобретенных признаков?

1) Карл Линней;      2) Жан-Батист  Ламарк;        3) Чарльз  Дарвин;         4) А.Н.  Северцов.

А4 Кто из ученых создал эволюционную теорию, основанную на понятиях борьбы за существование и естественного отбора?

1) Карл Линней;    2) Жан-Батист  Ламарк;   3) Чарльз Дарвин;     4) А.Н. Северцов.

А5    Что является главной движущей силой эволюции?

1) наследственность;    2) изменчивость;      3) борьба за существование;    4) естественный отбор.

А6    Для каких популяций справедлив закон Харди-Вайнберга?

1) для малых;         2) для больших;          3) для вымирающих;            4) для любых.

А7    Какие органы возникают в результате конвергенции?

1) гомологичные;        2) аналогичные;         3) атавистические;          4) рудиментарные.

А8    Какие органы возникают в результате дивергенции?

1) гомологичные;        2) аналогичные;      3) атавистические;            4) рудиментарные.

А9    Какие органы являются гомологичными?

1) конечности позвоночных;                       2) жабры рака и рыбы;

3) крыло птицы и бабочки;                         4) роющие конечности крота и  медведки.

А10 Какие органы являются аналогичными?

1) конечности позвоночных;                       2) видоизменения корня у растений;

3) видоизменения листьев у растений;      4) роющие конечности крота и медведки.

All Какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации?

1) мимикрия;     2) четырехкамерное  сердце;   3) возникновение скелета;      4) теплокровность.

А12  С чем связано исчезновение динозавров?

1) биологическим прогрессом;   2) биологическим регрессом;  3) дивергенцией;  4) дегенерацией.

А13 Какие из перечисленных факторов антропогенеза НЕ являются социальными факторами?

1) борьба за существование;                        2) трудовая деятельность;

3) общественный образ жизни;                    4) речь и мышление.

А14 Кто НЕ относится к семейству Гоминиды

1) дриопитек;        2) австралопитек;            3) питекантроп;            4) неандерталец.

 

 Часть В. Ответьте на задание словами.

В1 Эволюционные процессы на уровне популяций, приводящие к образованию новых видов, называются ...

В2 Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется ...

В3 Расхождение признаков в ходе эволюции у родственных групп, развивающихся в разнородных условиях, называется ...

В4 Установите соответствие эволюционных изменений главным путям эволюции.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1) появление цветка;

2) образование органов

и тканей у растений;

3) появление термофильных 
бактерий;

4) атрофия корней и листьев

у повилики;

5) специализация некоторых

растений к определенным опылителям;

6) утрата ленточными червями  пищеварительной системы

                                                                   ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ

A) ароморфоз;

Б) идиоадаптация;

B) общая дегенерация

 

Установите  последовательность биологических  процессов и явлений.

В5    Установите последовательность эр в истории Земли.

А) протерозойская;     Б) архейская;      В) кайнозойская;    Г) мезозойская;     Д) палеозойская.

 

В6    Установите последовательность стадий эволюции человека.

A)австралопитек;      Б)  древнейшие люди (питекантроп, синантроп);       B)дриопитек;

Г) новые люди (кроманьонец, современный  человек);  Д) древние люди (неандерталец);

Е) человек умелый.

 

Выберите несколько  правильных ответов.

В7   Какие три основные формы естественного отбора выделяют?

1) стабилизирующий;    2) движущий;    3) методический;   4) индивидуальный;  5) разрывающий (дизруптивный);     6) искусственный.

 

В8 К главным путям эволюции относятся

1) биологический прогресс;      2) биологический регресс;    3) ароморфоз;     4) идиоадаптация;

5) общая дегенерация;    6) все перечисленное.

 

В9 Каковы признаки биологического прогресса?

1) увеличение численности особей  данной систематической группы;

2) уменьшение численности особей  данной систематической группы;

3) расширение ареала;

4) сужение ареала;

5) расширение видового разнообразия внутри группы;

5) сокращение видового разнообразия  внутри группы.

 

В10 Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса

1) железного дерева;   2) соболя;    3) уссурийского тигра;   4) озимой  пшеницы;   5) колорадского жука;     6) вируса СПИДа.

 

В11 Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

1) появление цветка;         2) образование органов и тканей  у растений;

3) появление термофильных бактерий;        4) атрофия корней и листьев  у повилики;

5) специализация некоторых растений к определенным опылителям;

6) постоянная температура тела.

 

В12   Выберите рудименты, встречающиеся у человека

1) копчик;    2) хвост;       3) аппендикс;       4) густой  волосяной покров тела;  5) многососковость;      6) третье веко.

 

Часть С. Дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений.

 

С1 Какой тип естественного отбора направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака?

С2 Что является единицей эволюции согласно синтетической теории эволюции (СТЭ)?

Дайте полный развернутый ответ.

СЗ  Чем характеризуется биологический прогресс?

С4 Какие известны доказательства происхождения человека от животных?

С5 Какие социальные факторы являются движущими силами антропогенеза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ 
                                                     ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии в 11 классе на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий ( эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;  закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов:  вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов:  действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;  экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,  устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять  схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать:  природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

 

 

Литература, электронное  сопровождение, контрольуровня обучения

 

 

Литература  для учителя:

 

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
  9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  12. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  13. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  14. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
  15. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  16. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  17. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
  18. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  19. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  20. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

 

 

Литература для учащихся:

 

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Информация о работе Рабочая программа учебного курса «Биология»