Растения в помещении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:23, реферат

Описание работы

Цель: Выявление видового разнообразия комнатных растений кабинетов нашей школы и изучение их действия на организм человека.
Задачи:
1.Изучить разнообразие комнатных растений в нашей школе. 2. Изучить литературу о комнатных растениях и их влияния на организм человека. 3. Доказать роль фитонцидов в уничтожении болезнетворных микроорганизмов (по методике Б.П. Токина) 4. Провести социологический опрос " Отношение учащихся к комнатным растениям и озеленению школы". 5. Разработать рекомендации по озеленению классов.

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………............3
II. Обзор литературы:
1. Растения в помещении………………………………....................5
2. Фитонциды................................................... ….................................7
3. Комнатные растения и их действия на организм человека………9
III. Исследовательская часть:
1.«Изучение видового разнообразия комнатных растений»………15
2. Социологический опрос и его анализ" Отношение учащихся
к комнатным растениям и озеленению школы". ………......................18
3. "Методика определения фитонцидной активности экстрактов
растений – по Б.П. Токину..».......................………………………….20
IV.Рекомендации………………………………………………………..22
V.Заключение………………………………………………….................24
VI.Список литературы…………………………………………............25
Приложение…………………………………………………..................26

Файлы: 1 файл

комнатные растения.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение………………………………………………………............3

II. Обзор литературы:

   1. Растения в помещении………………………………....................5

   2.  Фитонциды................................................... ….................................7

   3. Комнатные растения и их действия на организм человека………9

III. Исследовательская часть:

1.«Изучение видового разнообразия  комнатных растений»………15

2.  Социологический опрос  и его анализ" Отношение учащихся 

к комнатным растениям  и озеленению школы". ………......................18    

3. "Методика определения фитонцидной активности экстрактов

растений – по Б.П. Токину..».......................………………………….20

IV.Рекомендации………………………………………………………..22

V.Заключение………………………………………………….................24

VI.Список литературы…………………………………………............25

Приложение…………………………………………………..................26

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

                          I.  Введение

С глубокой древности человек  стремился украсить  свое  жилище  растениями.

Интерьерное озеленение возникло как элемент  культуры  человека,  отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым  с  природой, к ней он и обращался  за исцелением, перенося частицу живой  природы  в  свой дом.

          Большую часть времени мы проводим  в помещении, в школе. Традиционная система обучения вынуждает школьников на протяжении учебного года (9 месяцев) находиться в замкнутом помещении. Школьные помещения – это микросреда, в которой на протяжении 6 – 7 часов пребывают дети с разным уровнем здоровья. Вечнозеленые растения украшают помещение и создают уют, подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов. Кроме того,  растения выделяют  большое количество  фитонцидов – летучих бактерицидных веществ, которые положительно воздействуют на иммунную систему человека, улучшает наше самочувствие, повышает функциональное состояние организма, стимулирует его работоспособность и защитные силы. В этом и актуальность.

 Многие учащиеся нашей  школы имеют слабое здоровье, и мы решили выяснить влияют  ли комнатные растения на самочувствие  учащихся.

Цель:   Выявление видового разнообразия комнатных растений кабинетов  нашей школы и изучение  их действия на организм человека.

Задачи:

1.Изучить разнообразие комнатных растений в нашей школе.                                   2. Изучить литературу о комнатных растениях и их влияния на организм человека.                                                                                                                             3.  Доказать роль фитонцидов в уничтожении болезнетворных микроорганизмов  (по методике Б.П. Токина)                                                               4. Провести социологический опрос " Отношение учащихся к комнатным растениям и озеленению школы".                                                                                    5. Разработать рекомендации по озеленению классов.    

    II. Обзор литературы

  1. Растения в помещении.

Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера практически  всех помещений. Однако помимо украшения  помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей  и взрослых. 
     Комнатные растения в помещении нужны как детям, так и взрослым, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья.. 
     Основная проблема помещений с высокой концентрацией людей – микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать при оформлении интерьера бегонию, герань, гибискус (китайская роза), колеус, лаванду, традесканцию, толстянку. При этом необходимо помнить, что среди фитонцидных  видов есть и ядовитые, например, олеандр, молочай блестящий, диффенбахия. 
          

  1. Фитонциды.

     Фитонциды   –  это  вещества,  продуцируемые   растениями   и   имеющие

бактерицидные, антифунгальные (активные в отношении микроскопических  грибов и  актиномицетов)  и  протистоцидные   (активные   в   отношении   клеточных простейших) свойства.

      Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать микроорганизмы, в т.ч. болезнетворные.  
      Летучие фитонциды – это эфирные масла, выделяемые растением и защищающие его от грибков, простейших, бактерий.  
Фитонциды были открыты профессором Б.  П.  Токиным  в  1928  году.  Со

времени  открытия  фитонцидов  накоплен  большой  фактический  материал   об антимикробных и  противовирусных веществах  высших  растений.  Доказано,  что фитонцидная  активность присуща всему растительному  миру.  Газовые  выделения являются  продуктами  обмена  растительной   клетки,   средством   активного  воздействия на среду и в то же время,  как  предполагают  многие  авторы,  - регуляторами роста и  развития самих растений.

             Комнатные растения и их действия на организм человека.

-   Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery хороший увлажнитель воздуха. Улучшает микроклимат помещения, обогащая его кислородом, озоном и аэроионами. Помогает нейтрализовать частицы тяжелых металлов в воздухе. Осаждает пыль из воздуха и очищает его от вредных примесей. Оказывает успокаивающее действие за счет цвета, формы листвы и кроны. Улучшает общее самочувствие, снимает стресс. В целом способствует созданию эстетически приятной и комфортной обстановки в доме, офисе, квартире.

-     Спатифиллюм обильноцветущий Spatiphyllum floribundum превосходно увлажняет воздух помещения. Он обладает фитонцидной активностью, насыщает воздух озоном, аэроионами. Аэроионный режим воздуха, которым мы дышим, играет очень важную роль для поддержания работоспособности и общего состояния организма. Наличие аэроионов и озона во вдыхаемом воздухе сопровождается снижением кровяного давления, улучшением общего самочувствия, восстановлением аппетита и сна. Повышается умственная и физическая работоспособность, ускоряется ход восстановительных процессов.

-    Циссус  ромболистный cissus rhombifolia сочетает в себе декоративность и фитонцидную и бактерицидную активность. Циссус способствует оздоровлению воздуха. Фитонциды растения уничтожают микроорганизмы рода сарцина (Sarcina), вызывающие аллергию и желудочно-кишечные расстройства. Циссус ромболистный активно увлажняет воздух, что способствует сокращению пыли и загрязнений воздушной среды. Кроме того, циссус через листья поглощает из воздуха ядовитый, бесцветный газ  —  формальдегид, содержащийся в древесностружечных плитах, фанере, пенопласте и во многом другом. Этот невидимый вредитель вызывает раздражение верхних дыхательных путей, постоянную головную боль, а порой даже и тошноту.

-  Традесканция Блоссфельда Tradescantia blossfeldiana  очищает и увлажняет воздух в комнате, нейтрализует электромагнитное излучение. У человека, любующегося её пышной зеленью, снимается напряжение глаз, быстро улучшается настроение и облегчается дыхание.

-   Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus прекрасно очищает воздух помещений от примесей. Поглощает многие вредные вещества (бензол, формальдегид, хлорэтилен), превращая их в безвредные соединения. «Неравнодушен» хлорофитум к окислам азота, тяжелых металлов. Кроме того, он выделяет фитонциды, которые губительно действуют на вредную флору помещения. Также хлорофитум хорошо увлажняет воздух и способствует звукопоглощению. Это растение поддерживает активность человека и способствует улучшению его обучаемости.                                                                                               - Монстера  лакомая Monstera deliciosa.    Ее  рекомендуется размещать в спальне, гостиной, рабочих кабинетах. Летучие вещества, выделяемые растением, губительно воздействуют на болезнетворные микроорганизмы, улучшают и оздоровляют воздух, насыщая его полезными веществами. Одни фитонциды монстеры могут «насмерть» поражать бактерии и микробы, другие способны лишь задержать их рост и размножение. Они также благоприятно воздействуют на людей с нарушениями нервной системы, снимая напряжение, устраняют головную боль и нарушение ритма сердца. Кроме того, монстера поглощает формальдегид — бесцветный газ, выделяющийся из ДСП, пенопласта и некоторых других полимерных отделочных материалов. В Мексике листья и корни применяют при лечении артрита и ряда других заболеваний. Монстера поглощает негативную энергию. Эта лиана способствует нахождению компромиссов. Она как бы расставляет энергии по местам, но делает это мягко и гибко, даже нежно. Такое свойство очень полезно для людей упрямых, склонных к скоропалительным выводам и действиям. Энергия концентрируется, сгущается в растении и в нем сохраняется. Такие растения полезны людям, у которых трудности с концентрацией внимания и с принятием решений.

                            III. Исследовательская часть.

  1. Изучение  видового разнообразия комнатных  растений.

     Своё исследование  я проводила с сентября 2011 года  по январь 2012 года. Использовала  маршрутный метод, обходя все  кабинеты нашей школы.

        В  результате моего исследования  было определено, что в нашей  школе 40 видов  комнатных растений. Самым большим видовым разнообразием  отличаются кабинеты истории  и русского языка, на втором  месте – кабинеты биологии , математики (№2) , чуть меньше растений в  кабинетах литературы, математики  №1, одно растение в кабинете  технологии и нет растений  в кабинете информатики. 

Кабинет биологии, на мой взгляд, озеленен лучше всех. Растения кабинета отличаются не только эстетичным видом, но и лечебными функциями. Это и Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery; Спатифиллюм обильноцветущий Spatiphyllum floribundum; Циссус  ромболистный Сissus rhombifolia; Традесканция Блоссфельда Tradescantia blossfeldiana; Молочай беложильчатый Euphorbia leuconeura; Диффенбахия Сегуина Dieffenbachia seguina; Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus; Бегония диадема Begonia diadema; Монстера лакомая Monstera deliciosa; Нефролепис возвышенный Nephrolepis exaltata; Ситовник или Циперус Cyperus;  Хавортия Haworthia.

В кабинете математики № 2: Гиппеаструм  садовый Hippeastrum hortorum, Нефролепис возвышенный Nephrolepis exaltata; Спатифиллюм обильноцветущий Spatiphyllum floribundum; Молочай беложильчатый Euphorbia leuconeura;  Портулакария афра Portulacaria afra; Диффенбахия приятная Dieffenbachia amoena;  Бегония краснолистная Begonia erythrophylla (feastii); Бегония королевская Begonia rex; Шлюмбергер Буклея   (декабрист); Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus; Плектрантус (Plectranthus); Гиппеа́струм (лат. Hippeástrum).

В кабинете русского языка  находится достаточно много растений. Такие как:  Maranta leuconeura 'Kerchoveana';  Нефролепис возвышенный Nephrolepis exaltata;  Циссус  ромболистный Сissus rhombifolia;  Бегония ярко-красная Begonia coccinea;  Маранта беложильчатая Maranta leuconeura;  Традесканция Блоссфельда Tradescantia blossfeldiana; Цикламен персидский Cyclamen persicum; Плектрантус  кустарниковый  Plectranthus fruticosus; Фуксия Гибридная Fuchsia hybryda;  Бегония Фиста Begonia erythrophylla (feastii); Цикламен европейский Cyclamen europeum; Семполия (Узамбарская фиалка) Saintpaulia;  Глориоза Ротшильда, Gloriosa rothschildana;  Драцена Сандера Dracaena sanderiana;  Пилея Кадье Pilea cadieri;  Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus, Бегония Мэсона  Begonia masoniana.

Кабинет литературы представлен  несколько малым разнообразием  видов растений, но озеленение кабинета достигнуто их количеством. Здесь разведены  такие растения как : Традесканция Блоссфельда Tradescantia blossfeldiana;  Бегония бело-раскрашенная  Tiki Carmen;  Циссус  ромболистный  Сissus  rhombifolia; Маранта  беложильчатая Maranta leuconeura; Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus; Бегония Фиста Begonia erythrophylla (feastii);  Юкка алоэлистная Yucca aloifolia;  Плектрантус Plectranthus; Бальзамин Валлера Impatiens walleriana.

Кабинет математики № 1: Бегония ярко-красная Begonia coccinea;  Цикламен персидский Cyclamen persicum; Семполия (Узамбарская фиалка) Saintpaulia; Эухарис крупноцветковый Eucharis grandiflora(Амазонская лилия);  Бегония Фиста Begonia erythrophylla (feastii); Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus.

Кабинет истории:   Шлюмбергера  Буклея   (декабрист) Schlumbergera bucklei; Диффенбахия Сегуина Dieffenbachia seguina; Хлорофитум хохлатый Chlorophytum comosus; Молочай беложильчатый Euphorbia leuconeura; Спатифиллюм обильноцветущий Spatiphyllum floribundum; Фуксия Гибридная Fuchsia hybryda; Цикламен европейский Cyclamen europeum; Цикламен персидский Cyclamen persicum;  Маранта беложильчатая Maranta leuconeura; Калла - Зантедесхия Zantedeschia;  Сансевьера, или сансевиерия Sanseviera zeylanica;  Плектрантус Plectranthus;  Гиппеа́струм  Hippeástrum;  Эпифиллум Epiphyllum Haworth;  Циссус ромболистный Сissus rhombifolia; Циссус антарктический Сissus antarctica;  Хамеропс приземистый Chamerops humilis.                                                                                                                       Кабинет технологии : Шлюмбергер Буклея   (декабрист). См. Приложение 1.             

 

2.Социологический  опрос": Отношение учащихся к комнатным растениям и озеленению школы".

С целью выявления знаний школьников о комнатных растениях  и их отношения к комнатным  растениям, я провела социологический  опрос в форме анкетирования. Для этого мною были составлены вопросы  для анкетирования и опрошены учащиеся  Степуринской СОШ в 5-11 классах.

В процессе обработки анкет  были получены следующие результаты :

                                                                                                     

  Таблица 1.

   

ДА

НЕТ

1.

Нравятся ли вам      комнатные растения?

63

5

2.

Знаете ли вы как их выбирать и ухаживать за ними?

45

20

3.

Знаете ли вы, что комнатные  растения влияют на здоровье людей?

66

2

4.

Знаете ли вы, что такое  Фитонциды?

15

52

5.

Знаете ли вы какие растения нельзя выращивать в доме?

51

17

6.

Хотели бы вы видеть цветы  в школе?

62

6

7.

Стали бы вы их сохранять?

58

10

8.

Могли бы вы принести цветы  для озеленения?

48

20


 

Таблица 1 показывает количественную характеристику ответов учащихся на предложенные вопросы анкеты.                                                                      Результаты анкетирования показали, что на первый вопрос положительный  ответ дали 63 опрошенных, т.е. 63 учащимся нравятся цветы. А лишь 5 человек  дали отрицательный ответ на вопрос. Ответы на второй вопрос анкеты показали, что 45 учащихся знают как выбирать комнатные растения и ухаживать  за ними. 20 человек не имеют таких  знаний. 66 учащихся знают, что комнатные  растения влияют на здоровье людей  и только 2 учащихся таких знаний не имеют. По четвёртому вопросу о  том, что такое фитонциды положительно ответили только 15 человек, а 52 учащихся не знают ответ на этот вопрос. Знают, какие растения нельзя выращивать в  доме 51 человек, 18 человек не знают  этого. Хотели бы видеть цветы в школе 62 учащихся, 6 человек ответили отрицательно.  Стали бы сохранять комнатные  растения в школе 58  учащихся. 10 человек  ответили отрицательно. А вот могли  бы принести в школу цветы для  озеленения 48 учащихся, отрицательно отнеслись  к этому 20  школьников.                  См. Приложение 2

Информация о работе Растения в помещении