Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:19, реферат
Один из аспектов биологической изменчивости географических групп современного человека изучает расоведение. Соответственно, географические группы людей, выделяемые по биологическим признакам, называются расами.
Под термином "раса" понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой.
5.1.1. Расы человека - что это такое?
Путешественники, исследовавшие
разные области Земного шара, всегда
неизбежно сталкивались с пестротой
населяющих его народов. Различия людей
разных регионов часто выглядят весьма
значительными. Незнакомым и необычным
часто кажется буквально все -
одежда, язык, хозяйство, поведение
и, наконец, внешность - особенности морфологии и физич
Однако среди фейерверка цветов, форм
и звуков можно заметить определенную
систему. В ходе длительных дискуссий
и горячих споров в науке оформилось представление
о разных способах классификации групп
человека. Впрочем, и сейчас единые законы
такого деления признаны далеко не всеми,
и сами его основы подвергаются значительным
сомнениям.
Один из аспектов биологической изменчивости гео
Под термином "раса" понимается сис
Это конечно, не единственное из возможных
определений - суть понятия можно уточнять,
описывать при помощи терминов фенетики
и генетики.
Суть понятия, во всех этих
определениях остается неизменной - термин
определяет единицу внутривидовой,
и при этом надпопуляционной структуры
современного человечества, выделенную
по определенному набору (комплексу)
наследственно обусловленных
Наконец, раса принципиально отличается
от этноса биологическими критериями
выделения, хотя в силу исторических причин
иногда наблюдается частичное совпадение
расовых групп и конкретных этносов. Мы
поговорим об этом ниже, пока же важно
запомнить, что раса понятие сугубо
биологическое, как и сами признаки, по
которым проводится расовая классификация.
5.1.2. Расовое многообразие и
Исторически расоведение
возникло едва ли не раньше всех остальных
областей антропологии, представляя
своеобразную основу для многих дальнейших
успехов (и неудач) этой науки.
Различия во внешности людей разных географических
областей отмечались всегда. Наиболее
древние тому свидетельства мы находим
на фресках и барельефах древнего Междуречья
и Египта и многих других (рис.
5.1).
Отличия между людьми выглядят очевидными.
Но как люди разных культур и регионов
воспринимают и оценивают эти отличия?
Рассмотрим примеры.
Китайский автор начала XIII в. Чао Фу-Куа,
описывая племя негритосов, обитающее
в глубине гор на Филиппинах, которое он
называл Хаи-тан, говорил об их малых размерах, круглых желтых глазах,
курчавых волосах и зубах,которые видно между
губами. Очевидно, он описывал предков
современных аэта - негритосского филиппинского
племени. Действительно, аэта отличаются
очень низким ростом, курчавыми волосами
и выпуклыми глазами. Но ведь глаза их
отнюдь не желтые, а очень даже черные!
Но черные по европейским меркам, а не
китайским. Китайцы, имея иссиня-черные
волосы и максимально черные глаза, различают
намного больше цветов черного цвета,
чем "бледнолицые". То же самое касается
пассажа о зубах народа Хаи-тан. Будучи
экваториалами, аэта обладают прогнатными челюстями
То же касается "белокурых арийцев",
которых многие безуспешно искали на Тибете,
следуя за указаниями тибетских и китайских
авторов о существовании желтоволосых
народов "в горах на западе". Вопрос
же этот решается удивительно просто.
Для китайцев с их иссиня-черными волосами
многие народы Центральной и Средней Азии
кажутся рыжеволосыми, хотя для любого
европейца они такие же блондины, как и
жители Поднебесной.
Примеров такого рода можно приводить
много. Чего стоят хотя бы записанные отзывы
эвенков о первых русских поселенцах Сибири.
Огромный нос бородатых пришельцев поразил
таежных жителей настолько, что они, посмеиваясь,
говорили, что нос, наверное, мешает русским
смотреть по сторонам, а шерсть, видимо,
покрывает их целиком, как медведей. При
этом самих эвенков якуты, например, называли
"щитолицыми" за их плоское, широкое
и высокое лицо.
Но для большинства европейцев разница
между эвенками и якутами на глаз почти
не заметна, настолько их лица кажутся
непривычными. Эвенки - представители
т.н. байкальского типа, а большинство якутов относится
антропологами к центральноазиатской малой расе, и часть различий этих вариантов
действительно заключается в размерах
и степени уплощенности лица. Но европейцам, чтобы в этом
убедиться, надо сравнить антропологические
измерения, а якутам достаточно одного
взгляда (рис.
5.2).
Очевидно, приведенные выше факты говорят о разном восприятии
внешних различий разными людьми, разном
масштабе этого восприятия. Каждый
"меряет" других со своей точки зрения,
и нет "неправильного" восприятия,
как нет "неправильных" расовых вариантов,
сколь бы непривычными они нам не казались.
Существующее многообразие человечества
- его богатство.
Одной из задач расоведения является поиск единой системы
описания этого разнообразия - мы хотим
видеть объективную научную картину сходства
и различия расовых вариантов безотносительно к тому, живем
ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке,
знать причины этого сходства и различия.
Наконец, мы хотим знать, насколько объективным
является само выделение рас - являются
ли они реально существующими биологическими
категориями (таксономическими или иными
единицами), или опять же целиком обусловлены
дискретностью нашего восприятия.
5.1.3. Первые схемы (Ф. Бернье, К. Линней, И. Блюменбах, Ж. Бюффон)
Предтечами современных
научных расовых классификаций
можно считать работы XVII и XVIII вв.
Первая известная классификация человеческих
рас опубликована в 1684 г. Ф. Бернье. Он выделял
четыре расы, первая из которых распространена
в Европе, Северной Африке, Передней Азии
и Индии и к которой близки также коренные
жители Америки, вторая раса распространена
в остальной части Африки, третья - в Восточной
Азии, четвертая - в Лапландии.
К. Линней в десятом издании "Системы
природы" (1758 г.) описал четыре географических
варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский,
европейский, азиатский, африканский,
а также предложил отдельный вариант для
лопарей. Принципы выделения рас были
тогда еще неопределенны: в характеристику
рас К. Линней включал не только признаки
внешности, но также темперамент (люди
Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии -
меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые
черты, как покрой одежды и т.п.
В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно
выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса (рис.
5.3). Впервые было высказано предположение
о возникновении рас от единого варианта
вследствие расселения в климатически
различные области Земли. И. Блюменбах
считал центром расообразования Кавказ. Он же впервые применил
метод антропологической краниологии
В последующем расовые классификации
усложнялись и дополнялись. В пределах
больших рас стали выделяться малые, но
признаками такого выделения в системах
XIX в. зачастую служили черты культуры
и язык.
5.1.4. Моно- и полигенизм. Моно- и полицентризм
Расоведение оказалось невезучей
областью науки, поскольку в ней,
как ни в какой другой, переплелись
интересы политики и капитала, мировоззренческие
вопросы и судьбы многих и многих
людей.
Различиям рас придавалось весьма разное
толкование. В ходе накопления данных
о разнообразии человечества появились
и развились две тенденции, два подхода
к этому многообразию - моногенизм и полигенизм. Исходной точкой зрения можно
считать первую концепцию, поскольку она
соответствует библейской легенде о происхождении
всего человечества от Адама и Евы. Согласно моногенизму, все
люди принадлежат к одному виду, а отличия
позволяют выделить лишь разновидности,
возникшие из-за различий внешних условий
и истории.
С начала XIX в. в странах Западной
Европы начинает преобладать полигенизм.
Его возникновение связано с двумя разными
причинами: борьбой научной мысли с религиозной
традицией и политико-экономическими
тенденциями в мире. Согласно полигенизму,
разные расы людей произошли от разных
видов обезьян (рис.
5.4).
В настоящее время споры моно- и полигенистов
перешли в плоскость моно- и полицентризм
5.1.5. Расы, расизм и социал-дарвинизм
В своем крайнем выражении
полигенизм приводил к расизму - признанию
неравноценности разных рас. Значительнее
всего расцвел расизм в середине XIX в. в
Англии и Америке, а также во Франции и
Германии. Он явился идеологической поддержкой
работорговли и колониального захвата
земель Африки, Америки, Азии, Австралии
и Океании. Расисты утверждали, что между физическим
строением человека и его интеллектуальными,
психическими, социальными качествами
есть непосредственная прямая связь. Якобы
изначально возникли "чистые" расы,
а позднейшие смешения только "портили
кровь" некоторых "невезучих" групп.
Исходя из этого, расисты произвольно
делили расы на "высшие" и "низшие",
относя себя, естественно, к самой "высшей".
В XIX в. "высшей" расой обычно считалась
"арийская" - белокурая длинноголовая
североевропейская. "Низшими" расами
считались все остальные, но особенно негроидная раса, поскольку основной поток
рабов шел из Западной Африки, да и внешне экваториалы казались наиболее отличными
от европейцев. Несколько позже, в конце
XIX в., расизм переродился в социал-дарвинизм - псевдонауку, переносящую
биологические законы эволюции на социальные
взаимоотношения людей. Согласно социал-дарвинистам,
представители высших правящих классов
- победители в борьбе за существование,
наследственно особо одаренные особи.
Люди, относящиеся к другим классам, являются
биологически неполноценными, им на роду
написано быть внизу социальной лестницы.
Научная несостоятельность расизма и
социал-дарвинизма была полностью доказана
еще в XIX в. Многочисленные "доказательства"
близости негра к обезьяне, "высшем
положении" североевропейской расы
и т.п. были целиком опровергнуты.
Однако расизм отнюдь не исчез. До сих
пор можно слышать утверждения о принципиальном
отличии людей разных рас по жизненно
важным признакам, интеллекту и способности
к восприятию культуры, рассуждения, ошибочность
которых была показана уже более 100 лет
назад. Для того, чтобы убедиться в этом
достаточно набрать в Интернете слово
"раса" - из тысячи найденных Вами
страничек и сайтов разного калибра 90%
будет так или иначе посвящено поиску
этих самых доказательств, еще 9% будут
с прискорбием сообщать о конкретных случаях
проявления расизма. Лишь 1% документов
будет содержать в себе какую-то научную
объективную информацию. Не посещайте
Интернет без особой надобности!
Поразительная живучесть расизма объясняется
фундаментальными психологическими системами
распознавания "свой-чужой". У каждого
человека, равно как и у большинства общественных
животных, в раннем детстве складывается
определенный образ представителя "своей"
группы. Он создается из увиденных младенцем
вокруг себя лиц. Автоматически все отличающиеся
лица начинают подсознательно восприниматься
как "чужие", лица конкурентов за
ресурсы. Этот механизм предназначен природой
для сплачивания и выживания группы животных,
борющейся за свое место под солнцем. Однако
у современного человека этот механизм
становится социально опасным, поскольку
возможности и ужасающая эффективность
такой "борьбы за существование"
уже совершенно не соответствуют целям,
заложенным в него природой. Именно благодаря
этой системе распознавания расовую терпимость
надо постоянно воспитывать, тогда как
расизм возникает как бы сам собой (см. Хрестом.
5.3).
Стоит знать и помнить, что расоведение и расизм
- не синонимы, знание изменчивости и ее
причин не то же самое, что констатация
неравенства.
5.2. Расовые признаки
5.2.1. Свойства расовых признаков
Стоит кратко напомнить о
расовых признаках, поскольку этот
вопрос всегда порождает значительную
путаницу.
Раса - понятие биологическое
и выделяется сугубо и только по биологическим
признакам. Классические расовые признаки
включают черты внешности - цвет и форму
глаз, губ, носа, волос, цвет кожи, строение
лица в целом, форму головы. Люди распознают
друг друга в основном по чертам лица,
которые являются и важнейшими расовыми
признаками. Как вспомогательные, применяются
признаки строения тела - рост, вес, телосложение,
пропорции. Однако признаки тела намного
более изменчивы внутри любой группы,
чем признаки головы и, кроме того, часто
сильно зависят от условий среды - как
естественных, так и искусственных, а потому
не могут применяться в расоведении как
независимый источник.
Кроме признаков, определимых на живом
человеке, для расоведческих целей часто
используются признаки, определимые на
черепах. Частично они повторяют измерения
и описания живого человека - форма и размеры
лица, головы, - но многие краниологические
признаки вполне самостоятельны.
Расовые признаки в большинстве
своем не связаны друг с другом какой-либо
биологической зависимостью, а потому
могут образовывать многочисленные, даже
практически бесчисленные, комбинации.
Однако внутри каждой группы, связанной
происхождением и родством, комплексы
расовых признаков устойчивы, что и позволяет
выделять характерные комбинации - расовые типы. Одни признаки более устойчивы,
чем другие, меняющиеся всего за несколько
поколений вследствие разных причин. Из-за
этого при переселениях, смешениях и генетических
процессах внутри популяций признаки
меняются неравномерно, создавая дополнительное
разнообразие. Более стабильные черты
позволяют выделить несколько рас большого
порядка (большие расы), включающие в себя
расы малого порядка (малые расы), выделяющиеся
на основе более изменчивых признаков.
Стабильные, давно сложившиеся признаки
распространены на огромных территориях
почти непрерывно, как, например, цвет
кожи, форма волос, степень уплощенности
или выступания лица. По ним можно определить
первичные центры образования рас.
Изменчивые признаки распространены дискретно,
отдельными очагами, их значения могут
заметно меняться на сравнительно небольших
территориях или, напротив, случайно совпадать
в очень удаленных регионах. Таковы форма
головы, длина тела, форма носа. По их распространению
можно прослеживать исторические события
относительно недавнего прошлого.