Роль наследственных факторов в формировании физического и психологического здоровья ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В основе формирования человеческого эмбриона, затем плода прежде всего лежат наследственные факторы, заложенные в материнском и отцовском началах. Признаки наследственности передаются через мельчайшие частицы ядерного вещества половых клеток – гены. Новорождённый несёт в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдалённых предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд, или наследственно предопределённую биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Роль наследственных факторов в формировании
физического и психологического здоровья ребенка 2
1.1. Передача наследственной информации от родителей к ребёнку 2
1.2. Определение пола ребёнка 2
1.3. Наследование признаков родителей 2
Вывод по главе I 2
Глава II. Роль социальной среды в воспитании ребенка 2
2.1. Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребёнка 2
2.2. Биологическое и социальное в формировании растущего организма 2
2.3. Конституция ребёнка 2
2.4. Периодизация развития 2
Вывод по главе II 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии 001.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.1. Родословная семьи с голубоглазостью. 
Обследуемая девочка (11) – голубоглазая, тогда как две её сестры (12 и 13), брат (10), а также мать (8) и отец (7) – все кареглазые. Две её тётки (Л и б), один дядя (9), дедушка по отцовской линии (1) и бабушка по материнской линии (4) также кареглазые, но бабушка по отцовской линии (2) и дедушка по материнской линии (3) – голубоглазые.

2.2. Биологическое и социальное в формировании растущего организма

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если биологическое, природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека всегда имеет социальный характер и оказывает наиболее значительное влияние на растущий и развивающийся организм ребёнка.

В настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть рождение детей с большими массой тела, ростом, последующее ускоренное развитие их в течение всего периода детства. Учёные считают, что в основе этого феномена лежат прежде всего улучшение социальных условий существования человека, возросшая забота о женщине-матери и её ребёнке, достаточное употребление в пищу полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов. Генетический материал, характерный для человека как биологического вида, остался прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и развития работать в ином ритме. Особенно активно можно воздействовать на растущий организм ребёнка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и т.д. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить гармоничное физическое и духовное развитие ребёнка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путём повседневного привития ребёнку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми «лучшими» структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких зверей или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребёнка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Рис. 2.2. Схема образования половых клеток человека

 

Развитие социального поведения  ребёнка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни всё новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают всё новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребёнок всё более интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения  ребёнка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребёнка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям.

Ближайшим социальным окружением, в  которое попадает ребёнок, становится, как правило, семейная микросреда – родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь когда ребёнок заговорит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей в раннем возрасте может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребёнка значима та семейная атмосфера, в которой живёт ребёнок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье тёплый, дружественный характер или в них преобладают официальность, холодность и т. п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребёнку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, малоинициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребёнка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере  доброжелательности и поддержки, имеют  немало преимуществ – у них больше возможностей для развития своей активности, самостоятельности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки. Именно такая семейная микросреда в наибольшей степени способна вызвать у ребёнка «чувство полной защищённости» (А.С. Макаренко), что так важно для его психического здоровья.

На здоровье ребёнка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности ребёнка часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание «единственного» ребёнка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными общесоматическими заболеваниями.

Если такой ребёнок заболевает, происходит дальнейшая астенизация  организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребёнка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально-экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий.

2.3. Конституция ребёнка

Советские учёные-медики, в том  числе и педиатры, рассматривают конституцию ребёнка как совокупность функциональных и структурных особенностей, сложившихся на основе наследственных и приобретённых свойств организма и определяющих его ответные реакции на внешнесредовые влияния. Конституция не является чем-то неизменным. Однако наиболее выраженного её формирования в необходимом направлении легче добиться при учёте критических периодов роста и развития.

Суть критических периодов роста  и развития организма ребёнка  состоит в том, что генетическая информация реализуется на протяжении всего периода детства не равномерно, а поэтапно. Это касается любого органа или системы и организма в целом. Например, масса печени ребёнка активно нарастает в плодный период, после его рождения увеличение её замедляется, масса мозга активно нарастает до 7-8-летнего возраста, а затем идёт его совершенствование. Рост и увеличение массы тела ребёнка также идут неравномерно – периоды вытяжения сменяются периодами округления и т.д. При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация), если же существующие условия стимулируют реализацию всех возможностей организма, развитие идёт ускоренно (акселерация). Эта закономерность наблюдается как в отношении физического, так и нервно-психического развития. Случается, например, что в связи с болезнью или по другим причинам на длительный период задерживается физическое развитие. В таких случаях в дальнейшем нередко формируется своеобразный тип конституции с равномерным отставанием массы и роста (гипостатура). Если время для нормальной биологической активности, связанной с развитием интеллекта, упускается, возникает ретардация, ведущая к асинхронному или необратимому аномальному развитию личности.

Конституция человека формируется  преимущественно в детском возрасте. У детей легче и изменять конституциональные особенности, влиять на них на фоне активно происходящего обмена веществ, роста и развития организма.

Взрослых людей часто делят  на три конституциональных типа: нормостенический (атлетический), астенический и гиперстенический. Атлетический тип конституции отличается хорошим развитием мышечной системы. При астеническом, наоборот, мышечная система развита слабо. У лиц с этим типом конституции часто высокий рост, вытянутая и уплощённая грудная клетка. При гиперстеническом типе рост относительно низкий, грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожно-жирового слоя.

Разделить детей на указанные типы конституции значительно труднее. Однако и у них с ростом уже  в школьном и даже дошкольном возрасте выявляются чёткие конституциональные особенности. По принятой в СССР классификации В. Г. Штефко и А. Д. Островского (1929) выделяют 6 конституциональных типов у детей: торакальный, дигестивный, абдоминальный, мышечный, астеноидный, неопределённый. Характеристики отдельных типов конституции у детей близки к тем, которые отмечаются у взрослых людей. Так, мышечный тип похож на атлетический, астеноидный – на астенический, дигестивный – на гиперстенический. Другие типы являются по существу переходными. Каким сформируется конституциональный тип ребёнка до половой зрелости и после, во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесённых заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняет своё значение и наследственная предрасположенность к формированию того или иного типа.

Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен тем, что у разных людей различная  реакция на одни и те же болезни. Замечено, например, что лица с гиперстенический типом конституции, у которых увеличены поперечные размеры тела и имеется склонность к полноте, предрасположены к болезням обмена веществ, подагре, заболеваниям желчных путей, эмфиземе, атеросклерозу. Но они реже болеют инфекционными болезнями, туберкулёзом. Люди атлетического телосложения чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гломерулонефритом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Астеники часто страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью и др. У детей предрасположенность к тем или иным заболеваниям в зависимости от типа конституции менее выражена. Тем не менее при обследовании школьников выявлена следующая закономерность: сосудистая дистония по гипертоническому типу чаще встречается у детей с мышечным типом телосложения, а сосудистая дистония по гипотоническому типу – у детей с астеноидным типом конституции.

Выраженные отклонения от нормальной конституции носят название диатеза  или аномалии конституции. У детей  первых лет жизни широко распространённой аномалией конституции является экссудативный диатез.

Есть у детей и иные диатезы: лимфатический, нервно-артрический, могут быть сочетания этих диатезов с экссудативным. При лимфатическом диатезе имеется предрасположение к заболеваниям лимфатических узлов, бронхиальной астме, при нервно-артрическом дети предрасположены к неврозам, ревматизму, гломерулонефриту и другим заболеваниям.

Наличие у ребёнка аномалий конституции  может установить только врач. Он же в каждом отдельном случае в зависимости от формы диатеза и состояния ребёнка назначает лечение. С помощью же обычных профилактических мер (рациональное питание, достаточное пребывание ребёнка на воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, профилактики других заболеваний) с учётом конституциональных особенностей можно значительно успешнее добиться приспособления ребёнка к меняющимся внешне средовым факторам.

2.4. Периодизация развития

В жизни ребёнка промежуток времени  от момента зарождения и до завершения подросткового этапа условно делят на несколько периодов, каждому из которых присущи свои особенности. От полноценности развития организма ребёнка в каждом из предыдущих периодов существенно зависит его развитие в последующем.

Период внутриутробного развития продолжается около 9 месяцев, или 280 дней. Его особенность – быстрый рост плода и его питание исключительно за счёт материнского организма. Для дородовой охраны здоровья плода особенно важен тщательный контроль за состоянием беременной женщины.

Период новорождённости (неонатальный) начинается с момента рождения ребёнка и продолжается около 28 дней. В течение этого периода ребёнок должен приспособиться к новым для него условиям внеутробной жизни. Особенности течения этого периода во многом зависят от степени развития ребёнка во внутриутробном периоде и родовой деятельности у матери. Недоношенные, переношенные и крупновесные дети труднее приспосабливаются к новым условиям. У этих детей в период родов, особенно если они быстрые или затяжные, возможны различные травматические повреждения. В процессе приспособления к условиям внеутробного существования у новорождённых возможны некоторые временные состояния, не считающиеся патологическими. К наиболее часто встречающимся в этом возрасте заболеваниям относятся последствия родовых травм, врождённые пороки развития.

У новорождённого ребёнка недостаточно развиты все органы и системы организма, в особенности его центральная нервная система, поэтому даже незначительные нарушения окружающих его условий могут привести к серьёзным заболеваниям. Новорождённые довольно устойчивы к детским инфекциям (корь, скарлатина и др.), так как получают защитные антитела от матери внутриутробно. Однако они очень чувствительны к гнойной инфекции. При нарушении ухода у них легко возникают гнойничковые заболевания кожи, пупочной ранки, которые могут быть началом такого тяжёлого заболевания, как сепсис. Для предупреждения гнойно-септических заболеваний чрезвычайно важно соблюдение правил гигиены при уходе за новорождённым, вскармливание его материнским грудным молоком, содержащим факторы защиты против гнойных инфекций, закаливание организма.

Информация о работе Роль наследственных факторов в формировании физического и психологического здоровья ребенка