Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:35, реферат
В основе формирования человеческого эмбриона, затем плода прежде всего лежат наследственные факторы, заложенные в материнском и отцовском началах. Признаки наследственности передаются через мельчайшие частицы ядерного вещества половых клеток – гены. Новорождённый несёт в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдалённых предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд, или наследственно предопределённую биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.
Введение 2
Глава I. Роль наследственных факторов в формировании
физического и психологического здоровья ребенка 2
1.1. Передача наследственной информации от родителей к ребёнку 2
1.2. Определение пола ребёнка 2
1.3. Наследование признаков родителей 2
Вывод по главе I 2
Глава II. Роль социальной среды в воспитании ребенка 2
2.1. Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребёнка 2
2.2. Биологическое и социальное в формировании растущего организма 2
2.3. Конституция ребёнка 2
2.4. Периодизация развития 2
Вывод по главе II 2
Заключение 2
Список литературы 2
Грудной период, или младший ясельный, начинается со 2-го месяца жизни и продолжается до 1 года. Это время наиболее интенсивного физического развития ребёнка. Совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки и зачатки речи. Однако строение и функции желудочно-кишечного тракта в этот период ещё несовершенны, поэтому погрешности в питании легко приводят к расстройствам пищеварения, снижению массы тела, при перекорме – к избыточной массе. При нарушениях вскармливания у ребёнка могут развиться рахит, малокровие, экссудативный диатез, пищевая аллергия в виде различных высыпаний. Ко второй половине года у детей значительно уменьшается количество антител, полученных внутриутробно, а собственные вырабатываются ещё слабо, и они могут заболеть коклюшем, корью и другими детскими инфекциями. Для защиты от инфекций необходимо своевременно проводить детям профилактические прививки и широко использовать закаливающие процедуры.
В течение первого года жизни идёт активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребёнок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.
Преддошкольный период, или раннее детство, или старший ясельный возраст (с 1 года до 3 лет), отличается продолжающимся ростом организма, хотя и в несколько замедленном по сравнению с предыдущим периодом темпе, созреванием желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы. Особенно интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребёнка, формирование системы условно-рефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни.
Дошкольный период (с 3 до 7 лет) характеризуется значительным развитием двигательных навыков, речи, быстрым психическим развитием ребёнка. Он начинает хорошо говорить, осваивает много бытовых навыков, которые в этом возрасте особенно прочно закрепляются. В этот период закладываются основы трудового воспитания, дети должны привлекаться к посильной помощи взрослым. Они обычно очень активны, любознательны, но нередко в этом возрасте проявляются элементы упрямства, стремление всё делать по-своему, что приводит к конфликтам с родителями. Следует помнить, что необоснованные и чрезмерные запреты могут привести детей к нервным срывам, способствовать появлению вредных привычек и тиков (непроизвольных мышечных подёргиваний). В связи с совершенствованием желудочно-кишечного тракта, прорезыванием всех молочных зубов пища детей этого возраста постепенно приближается к обычной пище взрослых, хотя до 3 лет нуждается в некоторых ограничениях (копчёности, консервы, острые приправы) и кулинарной обработке. Иммунитет детей, особенно преддошкольного возраста, ещё недостаточно высокий, поэтому наиболее часто встречающейся патологией этого возраста являются инфекционные заболевания (корь, коклюш, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.) и туберкулёз. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети с наибольшей частотой заболевают респираторными вирусными инфекциями. В значительной степени это объясняется уменьшением их относительной изоляции в связи с оформлением в детские дошкольные учреждения, что, кроме того, является для них большой психологической нагрузкой.
В дошкольном возрасте значительно укрепляется мышечная система детей, возрастают их двигательная активность, потребность в общении со сверстниками, совершенствуются психическое развитие, трудовые навыки. По уровню интеллектуального и физического развития большинство детей могут с 6 лет начинать обучение в школе.
Младший школьный возраст, или отрочество, охватывает возраст с 7 до 12–13 лет. В этом возрасте большинство органов достигает полного развития. Под влиянием воспитания и обучения ребёнка и его собственного жизненного опыта совершенствуются функции его нервной системы. Усиленно развивается мышечная система. Начинает возрастать функция половых желёз, которая обеспечивает своеобразие развития мальчиков и девочек. Из заболеваний в этом возрасте встречаются детские инфекции (скарлатина, краснуха и др.), выявляются дефекты физического развития (искривление позвоночника и др.). Учащаются случаи аллергических заболеваний.
Старший школьный возраст, или период полового созревания. Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей развития детей. У девочек половое созревание происходит чаще в 12-16 лет, у мальчиков – в 13-18 лет. В этот период проявляются вторичные половые признаки и отмечается быстрое увеличение размеров тела. Гормоны половых желёз резко изменяют течение всех жизненных процессов, особенно влияют на состояние нервной и сердечно-сосудистой систем. В этом возрасте нередко отмечаются нервные расстройства, быстрая утомляемость, боли в сердце, усиление функции сальных желёз, угри. Эти явления, как правило, временные, поэтому период полового созревания ещё называют переходным. Течение заболеваний в этом возрасте в основном такое же, как у взрослых.
Очень сложен этот возраст и в психологическом отношении, так как идёт формирование характера и личности подростка, выходящего из детского возраста, но ещё не ставшего взрослым. Его психика очень ранима, и исключительно важными являются создание в семье и школе благоприятного психологического климата, доброжелательное отношение к подростку.