Роль наследственных факторов в формировании физического и психологического здоровья ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В основе формирования человеческого эмбриона, затем плода прежде всего лежат наследственные факторы, заложенные в материнском и отцовском началах. Признаки наследственности передаются через мельчайшие частицы ядерного вещества половых клеток – гены. Новорождённый несёт в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдалённых предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд, или наследственно предопределённую биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Роль наследственных факторов в формировании
физического и психологического здоровья ребенка 2
1.1. Передача наследственной информации от родителей к ребёнку 2
1.2. Определение пола ребёнка 2
1.3. Наследование признаков родителей 2
Вывод по главе I 2
Глава II. Роль социальной среды в воспитании ребенка 2
2.1. Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребёнка 2
2.2. Биологическое и социальное в формировании растущего организма 2
2.3. Конституция ребёнка 2
2.4. Периодизация развития 2
Вывод по главе II 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии 001.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Грудной период, или младший ясельный, начинается со 2-го месяца жизни и  продолжается до 1 года. Это время  наиболее интенсивного физического развития ребёнка. Совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки и зачатки речи. Однако строение и функции желудочно-кишечного тракта в этот период ещё несовершенны, поэтому погрешности в питании легко приводят к расстройствам пищеварения, снижению массы тела, при перекорме – к избыточной массе. При нарушениях вскармливания у ребёнка могут развиться рахит, малокровие, экссудативный диатез, пищевая аллергия в виде различных высыпаний. Ко второй половине года у детей значительно уменьшается количество антител, полученных внутриутробно, а собственные вырабатываются ещё слабо, и они могут заболеть коклюшем, корью и другими детскими инфекциями. Для защиты от инфекций необходимо своевременно проводить детям профилактические прививки и широко использовать закаливающие процедуры.

В течение первого года жизни  идёт активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребёнок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.

Преддошкольный период, или раннее детство, или старший ясельный возраст (с 1 года до 3 лет), отличается продолжающимся ростом организма, хотя и в несколько замедленном по сравнению с предыдущим периодом темпе, созреванием желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы. Особенно интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребёнка, формирование системы условно-рефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни.

Дошкольный период (с 3 до 7 лет) характеризуется  значительным развитием двигательных навыков, речи, быстрым психическим развитием ребёнка. Он начинает хорошо говорить, осваивает много бытовых навыков, которые в этом возрасте особенно прочно закрепляются. В этот период закладываются основы трудового воспитания, дети должны привлекаться к посильной помощи взрослым. Они обычно очень активны, любознательны, но нередко в этом возрасте проявляются элементы упрямства, стремление всё делать по-своему, что приводит к конфликтам с родителями. Следует помнить, что необоснованные и чрезмерные запреты могут привести детей к нервным срывам, способствовать появлению вредных привычек и тиков (непроизвольных мышечных подёргиваний). В связи с совершенствованием желудочно-кишечного тракта, прорезыванием всех молочных зубов пища детей этого возраста постепенно приближается к обычной пище взрослых, хотя до 3 лет нуждается в некоторых ограничениях (копчёности, консервы, острые приправы) и кулинарной обработке. Иммунитет детей, особенно преддошкольного возраста, ещё недостаточно высокий, поэтому наиболее часто встречающейся патологией этого возраста являются инфекционные заболевания (корь, коклюш, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.) и туберкулёз. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети с наибольшей частотой заболевают респираторными вирусными инфекциями. В значительной степени это объясняется уменьшением их относительной изоляции в связи с оформлением в детские дошкольные учреждения, что, кроме того, является для них большой психологической нагрузкой.

В дошкольном возрасте значительно  укрепляется мышечная система детей, возрастают их двигательная активность, потребность в общении со сверстниками, совершенствуются психическое развитие, трудовые навыки. По уровню интеллектуального и физического развития большинство детей могут с 6 лет начинать обучение в школе.

Младший школьный возраст, или отрочество, охватывает возраст с 7 до 12–13 лет. В этом возрасте большинство органов достигает полного развития. Под влиянием воспитания и обучения ребёнка и его собственного жизненного опыта совершенствуются функции его нервной системы. Усиленно развивается мышечная система. Начинает возрастать функция половых желёз, которая обеспечивает своеобразие развития мальчиков и девочек. Из заболеваний в этом возрасте встречаются детские инфекции (скарлатина, краснуха и др.), выявляются дефекты физического развития (искривление позвоночника и др.). Учащаются случаи аллергических заболеваний.

Старший школьный возраст, или период полового созревания. Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей развития детей. У девочек половое созревание происходит чаще в 12-16 лет, у мальчиков – в 13-18 лет. В этот период проявляются вторичные половые признаки и отмечается быстрое увеличение размеров тела. Гормоны половых желёз резко изменяют течение всех жизненных процессов, особенно влияют на состояние нервной и сердечно-сосудистой систем. В этом возрасте нередко отмечаются нервные расстройства, быстрая утомляемость, боли в сердце, усиление функции сальных желёз, угри. Эти явления, как правило, временные, поэтому период полового созревания ещё называют переходным. Течение заболеваний в этом возрасте в основном такое же, как у взрослых.

Очень сложен этот возраст и в  психологическом отношении, так  как идёт формирование характера и личности подростка, выходящего из детского возраста, но ещё не ставшего взрослым. Его психика очень ранима, и исключительно важными являются создание в семье и школе благоприятного психологического климата, доброжелательное отношение к подростку.

Вывод по главе II

  1. Воздействие внешней среды может существенно изменить характер наследственной информации.
  2. Среда человека имеет социальный характер, развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания.
  3. Генетическая информация реализуется на протяжении всего периода детства не равномерно, а поэтапно.
  4. В жизни ребенка промежуток времени от зарождения до подросткового периода условно делят на несколько этапов: внутриутробное развитие, период новорожденности, младший ясельный период, раннее детство, дошкольный период, младший школьный возраст, старший школьный возраст.

Заключение

  1. Вследствие того, что ребенок наследует набор генов своих предков, в его развитии могут наблюдаться особенности, которые способствуют формированию определенной личности.
  2. Скорректировать недостатки характера ребенка, его поведения, физиологического здоровья можно воспитанием, т.к. на формирование личности ребенка большое влияние оказывает окружающая социальная среда – семья, школа, различные детские коллективы.
  3. Для более полного гармоничного развития личности ребенка необходимо учитывать временные периоды жизни, их физические и психические особенности.

Список литературы

  1. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии: пер. с нем. М., 1967.
  2. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.
  3. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.
  4. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л., 1979.
  5. Маккьюсик В.А. Наследственные признаки человека: Пер. с англ. М., 1976.
  6. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ / Г.И. Герасимович, М. И. Делец, М. П. Дерюгина, [и др.]. Минск, 1987.



Информация о работе Роль наследственных факторов в формировании физического и психологического здоровья ребенка