Шпаргалка по "Антропологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Антропологии"

Файлы: 6 файлов

13-16.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

       Гипотеза полицентризма (амер. Ф.Вейденрейх, 1938,1943) – предполагает 4 центра формирования человека современного типа и его рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Америка (негроиды), Восточная Азия (монголоиды) и Передняя Азия (европеоиды).

       Современный вариант полицентризма – мультирегиональная гипотеза – предполагает расселение Н. erectus из Африки и последующее возникновение современного человека в нескольких центрах, территориально соответствующих современным расам.

Азиатская прародина человека

Гипотеза азиатской прародины была исторически первой разносторонне аргументирована.

В Пакистане и Индии были сделаны многочисленные находки среднемиоценовых гоминоидов Сивапитеков (Sivapithecus, 8-12 млн.л.), которые до открытий в Африке считались предками гоминид (по современным представлениям являются предками лишь орангутангов).

Однако не обнаружены прогрессивные гоминоиды датируемые временем от 8 до 1,5 млн л.   (в Африке – это австралопитековые).

Африканская прародина человека

Богатейшие африканские находки ископаемых приматов, живших в раннем и среднем миоцене, были совершены позже азиатских.

Древнейшие из открытых гоминоидов - проконсулы (Proconsul) (10-22 млн лет назад) и афропитеки (Afropithecus) (17-20 млн лет назад), более поздние - дриопитеки (Dryopithecus) (9-16 млн лет назад). Их морфология наиболее близка к современным понгидам и первым австралопитекам.

Прародина человека в Южной Европе

Ископаемые миоценовые гоминоиды Южной Европы - гориллоподобные Уранопитеки (Ouranopithecus) и шимпанзеподобные Дриопитеки (Dryopithecus) (9-10 млн. л.).

       Из трех возможных центров происхождения исходного предка человека наиболее полная связь миоценовых и более поздних гоминоидов прослеживается в Африке: Самбуропитек (Samburupithecus) (9,5 млн лет назад) - Сахелянтроп (Sahelanthropus) (6-7 млн лет назад). В Азии и Европе есть довольно поздние миоценовые человекообразные обезьяны, но нет очень древних гоминид, что с наибольшей вероятностью подтверждает Африканскую прародину гоминид.

 

Доказательства африканской прародины

       Повышенная геологическая активность, приводящая к смещению земной коры, вулканизму и как следствие – смене ландшафта, фауны, периодическому уничтожению растительности (переход к всеядности).

       Повышенный уровень ионизирующей радиации, изменения геомагнитного фона Земли (возникновение мутаций).

       Преобладание открытой местности типа саванн или лесосаванн богатой источниками водоснабжения (изменение поведенческих реакций, смена рациона питания, употребление мясной пищи как важное условие развития мозга)

       Скалистый ландшафт (изготовление и употребление орудий).

       Обитание наиболее близких человеку приматов (понгид)

       Многочисленные палеонтологические остатки всех переходных форм ископаемых людей

 

16. Возрастная антропология: понятие онтогенеза, его характерные черты, схемы периодизации. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки.

 

Онтогенез, или жизненный цикл (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.

В ходе роста и развития организма происходит реализация неповторимой наследственной программы (генотипа) в ее внешнее проявление (фенотип) под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды.

Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:

       гиперплазия (деление клеток) - увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;

       гипертрофия (рост клеток) - увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т.п.;

       детерминация и дифференцировка клеток - детерминированными называются клетки, которые "выбрали" программу дальнейшего развития. В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, то есть происходит их дифференцировка - на клеточные типы. (Тип обусловлен спецификой экспрессии генов, которая на клеточном уровне поддерживается благодаря явлению цитоплазматической и ядерной памяти.)

       морфогенез - конечным результатом данных процессов является образование клеточных систем - тканей, а также органов и систем органов.

Онтогенетическое развитие человека характеризуется рядом общих особенностей:

       Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека идет по ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически (норма реакции). Но организм – открытая биологическая система – субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Все параметры организма (и не только биологические) находятся на протяжении жизни в развитии или изменении.

       Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.

       Цикличность - у человека существуют периоды активизации и торможения роста (темпы развития могут существенно отличаться во времени). Существует сезонная цикличность (увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.

       Гетерохрония, или разновременность – проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. На первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.

       Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды (их воздействие обеспечивает изменения в границах широкой нормы реакции, определенной наследственно). Границы норы реакции удерживаются эндогенными регуляторными механизмами (собственно генетический контроль или нейроэндокринная регуляция; биомеханическая (взаимная скоррелированность признаков) или тканевая (взаимодействие между тканями в процессе роста) регуляция).

       Половой диморфизм - существенные различия, обусловленные "фактором пола", важная характеристика развития человека, проявляющаяся на всех этапах онтогенеза, хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков.

       Индивидуальность процесса онтогенеза – фундаментальная характеристика онтогенеза (суммируется из всех приведенных выше).

Периодизация роста и развития человека

       Процесс развития человека  - явление многофакторное, его сложно представить в виде простой и наглядной схемы. Схема периодизации должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии, социологии и др.

              В процессе онтогенеза человека выделяют два этапа:

       период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;

       постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от первого вдоха до последней мысли).

       Древнейшие периодизации онтогенеза:

       Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.

       Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.

       Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П.Рославский-Петровский выделил:

       подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

       цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

       увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

       Близкая схема была предложена немецким физиологом М.Рубнером (1854-1932 гг.). В постнатальном онтогенезе он выделил семь этапов:

       младенчество (от рождения до 9 месяцев);

       раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);

       позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

       юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

       зрелость (до 41-50 лет);

       старость (50-70 лет);

       почетная старость (старше 70 лет).

       В ряде схем начала XX в. особое внимание уделялось периодизации детского возраста:

       схема Н.П. Гундобина (основана на данных анатомии и физиологии);

       схема С. Штраца (в основе - данные по интенсивность роста тела и созревание половых желез);

       схема Г. Гримма (в основе - данные по развитию психических функций и собственно возрастной антропологии).

       В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет).

       Практическое применение имеет схема В.В.Бунака (1965), который выделяет три крупные стадии онтогенеза:

       прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;

       стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

       регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема возрастной периодизации, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965)

Период

Возраст и пол

 

Некоторые характерные возрастные события

Мужской

Женский

Новорожденные

От рождения до 10 дней

Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела.

Грудной возраст

От 10 дней до 1 года

Начало питания "зрелым" молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.

Раннее детство

1-3 года

Завершение прорезывания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я». Взрослая речь.

Первое детство

4-7 лет

Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Второе детство

8-12 лет

8-11 лет

Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Антропологии"