Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Антропологии"
Гипотеза полицентризма (амер. Ф.Вейденрейх, 1938,1943) – предполагает 4 центра формирования человека современного типа и его рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Америка (негроиды), Восточная Азия (монголоиды) и Передняя Азия (европеоиды).
Современный вариант полицентризма – мультирегиональная гипотеза – предполагает расселение Н. erectus из Африки и последующее возникновение современного человека в нескольких центрах, территориально соответствующих современным расам.
Азиатская прародина человека
Гипотеза азиатской прародины была исторически первой разносторонне аргументирована.
В Пакистане и Индии были сделаны многочисленные находки среднемиоценовых гоминоидов Сивапитеков (Sivapithecus, 8-12 млн.л.), которые до открытий в Африке считались предками гоминид (по современным представлениям являются предками лишь орангутангов).
Однако не обнаружены прогрессивные гоминоиды датируемые временем от 8 до 1,5 млн л. (в Африке – это австралопитековые).
Африканская прародина человека
Богатейшие африканские находки ископаемых приматов, живших в раннем и среднем миоцене, были совершены позже азиатских.
Древнейшие из открытых гоминоидов - проконсулы (Proconsul) (10-22 млн лет назад) и афропитеки (Afropithecus) (17-20 млн лет назад), более поздние - дриопитеки (Dryopithecus) (9-16 млн лет назад). Их морфология наиболее близка к современным понгидам и первым австралопитекам.
Прародина человека в Южной Европе
Ископаемые миоценовые гоминоиды Южной Европы - гориллоподобные Уранопитеки (Ouranopithecus) и шимпанзеподобные Дриопитеки (Dryopithecus) (9-10 млн. л.).
Из трех возможных центров происхождения исходного предка человека наиболее полная связь миоценовых и более поздних гоминоидов прослеживается в Африке: Самбуропитек (Samburupithecus) (9,5 млн лет назад) - Сахелянтроп (Sahelanthropus) (6-7 млн лет назад). В Азии и Европе есть довольно поздние миоценовые человекообразные обезьяны, но нет очень древних гоминид, что с наибольшей вероятностью подтверждает Африканскую прародину гоминид.
Доказательства африканской прародины
Повышенная геологическая активность, приводящая к смещению земной коры, вулканизму и как следствие – смене ландшафта, фауны, периодическому уничтожению растительности (переход к всеядности).
Повышенный уровень ионизирующей радиации, изменения геомагнитного фона Земли (возникновение мутаций).
Преобладание открытой местности типа саванн или лесосаванн богатой источниками водоснабжения (изменение поведенческих реакций, смена рациона питания, употребление мясной пищи как важное условие развития мозга)
Скалистый ландшафт (изготовление и употребление орудий).
Обитание наиболее близких человеку приматов (понгид)
Многочисленные палеонтологические остатки всех переходных форм ископаемых людей
16. Возрастная антропология: понятие онтогенеза, его характерные черты, схемы периодизации. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки.
Онтогенез, или жизненный цикл (от греч. ontos - существо и genesis - происхождение) - это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения.
В ходе роста и развития организма происходит реализация неповторимой наследственной программы (генотипа) в ее внешнее проявление (фенотип) под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды.
Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:
гиперплазия (деление клеток) - увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;
гипертрофия (рост клеток) - увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т.п.;
детерминация и дифференцировка клеток - детерминированными называются клетки, которые "выбрали" программу дальнейшего развития. В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, то есть происходит их дифференцировка - на клеточные типы. (Тип обусловлен спецификой экспрессии генов, которая на клеточном уровне поддерживается благодаря явлению цитоплазматической и ядерной памяти.)
морфогенез - конечным результатом данных процессов является образование клеточных систем - тканей, а также органов и систем органов.
Онтогенетическое развитие человека характеризуется рядом общих особенностей:
Непрерывность - рост отдельных органов и систем организма человека идет по ограниченному типу. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически (норма реакции). Но организм – открытая биологическая система – субъект постоянного непрерывного развития на протяжении всей жизни. Все параметры организма (и не только биологические) находятся на протяжении жизни в развитии или изменении.
Постепенность и необратимость - непрерывный процесс развития можно разделить на условные стадии - периоды, или этапы, роста - идущие последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов невозможно, как нельзя в точности вернуться к тем особенностям строения, которые уже проявлялись на предыдущих стадиях.
Цикличность - у человека существуют периоды активизации и торможения роста (темпы развития могут существенно отличаться во времени). Существует сезонная цикличность (увеличение длины тела происходит в основном в летние месяцы, а веса - осенью), а также - суточная (наибольшая активность роста приходится на ночные часы, когда наиболее активна секреция гормона роста (СТГ) и ряд других.
Гетерохрония, или разновременность – проявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. На первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
Чувствительность к эндогенным и экзогенным факторам - темпы роста ограничиваются или активизируются под воздействием широкого спектра экзогенных факторов среды (их воздействие обеспечивает изменения в границах широкой нормы реакции, определенной наследственно). Границы норы реакции удерживаются эндогенными регуляторными механизмами (собственно генетический контроль или нейроэндокринная регуляция; биомеханическая (взаимная скоррелированность признаков) или тканевая (взаимодействие между тканями в процессе роста) регуляция).
Половой диморфизм - существенные различия, обусловленные "фактором пола", важная характеристика развития человека, проявляющаяся на всех этапах онтогенеза, хотя и с неодинаковой степенью выраженности для разных систем признаков.
Индивидуальность процесса онтогенеза – фундаментальная характеристика онтогенеза (суммируется из всех приведенных выше).
Периодизация роста и развития человека
Процесс развития человека - явление многофакторное, его сложно представить в виде простой и наглядной схемы. Схема периодизации должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии, социологии и др.
В процессе онтогенеза человека выделяют два этапа:
период пренатального развития - внутриутробный этап, длящийся от момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения;
постнатальное развитие - земная жизнь человека от рождения до смерти (от первого вдоха до последней мысли).
Древнейшие периодизации онтогенеза:
Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.
Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.
Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П.Рославский-Петровский выделил:
подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
Близкая схема была предложена немецким физиологом М.Рубнером (1854-1932 гг.). В постнатальном онтогенезе он выделил семь этапов:
младенчество (от рождения до 9 месяцев);
раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
зрелость (до 41-50 лет);
старость (50-70 лет);
почетная старость (старше 70 лет).
В ряде схем начала XX в. особое внимание уделялось периодизации детского возраста:
схема Н.П. Гундобина (основана на данных анатомии и физиологии);
схема С. Штраца (в основе - данные по интенсивность роста тела и созревание половых желез);
схема Г. Гримма (в основе - данные по развитию психических функций и собственно возрастной антропологии).
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет).
Практическое применение имеет схема В.В.Бунака (1965), который выделяет три крупные стадии онтогенеза:
прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема возрастной периодизации, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965)
Период | Возраст и пол |
Некоторые характерные возрастные события | ||
Мужской | Женский | |||
Новорожденные | От рождения до 10 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела. | ||
Грудной возраст | От 10 дней до 1 года | Начало питания "зрелым" молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь. | ||
Раннее детство | 1-3 года | Завершение прорезывания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я». Взрослая речь. | ||
Первое детство | 4-7 лет | Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. | ||
Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет | Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. |