Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:04, реферат
Быстрое развитие техногенных объектов является неотъемлемой чертой современного этапа развития человечества. Их эксплуатация позволяет решать многочисленные задачи повышения уровня и качества жизни людей, обеспечения безопасности индивидуумов, сообществ и государств. В то же время сооружение, эксплуатация и демонтаж техногенных объектов в свою очередь порождают факторы опасности, обусловливающие возможность негативного воздействия на людей и окружающую природную среду. Многие экологические проблемы современности связаны с резким ростом производства и потребления энергии, использованием ядерной энергии, экстенсивным использованием вредных химический веществ.
Особенности рисков, связанных с техногенными объектами……………………………..….…..4
Основные типы природно-техногенных аварий и катастроф………… ……………………...….5
Источники техногенных рисков…………………………………………………………….…..….9
Риски при техногенных и природных катастрофах…………………………………….………..10
Концепция физико-химических основ идентификации потенциальных
источников опасности……………………………………………………………………………....12
Риски при аварийных состояниях…………………………………………………..…………...…18
Ресурс и безопасность несущих конструкций по критериям прочности,
долговечности и механики разрушения………………………………………………………..….20
Диагностика и контроль запроектных аварий на АЭС………………………….…………….....22
Системы контроля и диагностирования оборудования добычи
нефти и газа, магистральных газонефтепроводов……………………………………………...…24
Анализ риска…………………………………………………………………………..………..…...27
Оценка риска………………………………………………………………………..………..……...42
Основной метододический инструментарий……………………………………..…………….....43
Управление риском………………………………………………………………….…………....…53
Критерии управления риском………………………………………………………………………56
Политика в области управления риском (безопасностью) должна предусматривать действия в четырех основных направлениях:
Все четыре направления тесно взаимоувязаны, и проведение в жизнь новой политики требует достаточно полной их согласованности.
Современный уровень техники и технологии на фоне роста общественного самосознания и развития демократических форм социально-политического и государственного устройства в России заставляет пересмотреть существующую практику и подходы к обеспечению безопасности на основе следующих принципов:
КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
Виды опасного воздействия можно подразделить на три категории:
(1) экологическое воздействие—человеческая деятельность, а также стихийные природные бедствия и катастрофы, в результате которых изменяется окружающая среда и вследствие этого условия существования человека и общества;
(2) техногенное воздействие — деятельность техногенных объектов (помимо военной и криминальной), непосредственно приводящая к ухудшению состояния человека и окружающей среды;
(3) природное воздействие—природные процессы, непосредственно приводящие к ухудшениям состояния человека и окружающей среды. В данной главе не обсуждаются вопросы природного риска.
В существующей сегодня системе управления в качестве критериев экологической безопасности для населения используются "предельно допустимые концентрации" (ПДК) и "предельно допустимые уровни" (ПДУ) опасных веществ и воздействий, а также соответствующие им предельно допустимые выбросы и сбросы (ПДВ и ПДС).
Критерии экологической безопасности по отношению к окружающей среде частично определены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народно-хозяйственных нужд не определены. В качестве методов регулирования используются плата за ресурсы и плата за землю. Критериями безопасности техногенного воздействия при авариях служат требования и нормы по безопасности при проектировании, размещении и эксплуатации. Отсутствие многих критериев и невозможность использования части существующих не позволяют в настоящее время обеспечить оптимальное управление безопасностью.
Отметим следующие недостатки существующих критериев и подходов к управлению:
1. Использующийся до сих пор подход, требующий обеспечения "абсолютной безопасности" для человека и окружающей среды, нереализуем и ненаучен. Попытка следовать этому принципу приводит к невозможности управления безопасностью. Должна быть определена мера приемлемой безопасности.
9. Отсутствуют принципы и критерии,
в соответствии с которыми
органы власти и руководители
опасных объектов должны расходовать
средства на предотвращение сокращения
ОПЖ, то есть на уменьшение опасностей,
создаваемых техногенными и природными
объектами.
В новых условиях
политического и
ми условиями. Большинство перечисленных
выше недостатков экологической политики
присущи не только России, но и большинству
стран мира, хотя для многих стран по разным
причинам они менее существенны.
Существует ряд проблем, связанных с установлением количественного значения приемлемой безопасности. Одна из них — недостаточность показателей, определяющих допустимый уровень воздействия при воздействиях различного характера. Не для всех опасных веществ и воздействий можно назначить ПДК или ПДУ; в первую очередь это относится к веществам и воздействиям беспорогового характера, а также к воздействиям вероятностного характера — авариям и катастрофам. Неясно, как поступать при превышении ПДК, ПДУ. В случаях превышения ПДК и ПДУ и воздействия других опасностей непорогового характера необходимо при установлении величины приемлемой безопасности учитывать их совокупное воздействие. В настоящее время это делается экспертно, без необходимого научно-экономического обоснования. В случае превышения ПДК — путем назначения ВПВ и ВДС; для воздействий другого характера (пожары, транспортные ущербы) — путем учета эффективности затрат на предотвращение ущерба. Однако все эти методы пока не позволяют реализовать учет совокупного воздействия на население и окружающую среду и тем самым сравнить эти воздействия по величине и выделить определяющие.
Наиболее многообещающим методом для решения этих проблем является метод анализа полного риска и установление значения ПР.
Уровень приемлемой безопасности или уровень ПР как критерия управления должен устанавливаться для разных уровней управления: