Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:44, реферат
Физиология растений занимается изучением жизни растительных организмов. Название науки физиология происходит от двух греческих слов: физис — природа и логос — учение. Предметом физиологии растений являются функции живых растений, их органов, тканей, клеток и клеточных компонентов. Задача физиологии растений состоит в изучении общих закономерностей жизнедеятельности растительных организмов и разработке путей управления их жизнью. Физиология изучает процессы роста и развития, цветения и плодоношения растений, почвенного и воздушного питания, синтеза и накопления пластических веществ, т. е. совокупность всех тех процессов, которыми обеспечивается способность растения строить свое тело и воспроизводить себя в потомстве.
-3-
Введение
Физиология растений занимается изучением жизни растительных организмов. Название науки физиология происходит от двух греческих слов: физис — природа и логос — учение. Предметом физиологии растений являются функции живых растений, их органов, тканей, клеток и клеточных компонентов.
Задача физиологии растений
состоит в изучении общих закономерностей
жизнедеятельности растительных организмов
и разработке путей управления их жизнью.
Физиология изучает процессы роста и развития,
цветения и плодоношения растений, почвенного
и воздушного питания, синтеза и накопления
пластических веществ, т. е. совокупность
всех тех процессов, которыми обеспечивается
способность растения строить свое тело
и воспроизводить себя в потомстве. Раскрывая
зависимость этих процессов от условий
жизни растения, их роль во взаимоотношениях
организма с внешней средой, физиология
создает тем самым теоретическую основу
для всей системы мероприятий,направленных
на повышение общей продуктивности растительных
организмов,урожайности,
Физиологические исследования
служат научной базой для
-4-
Физиология растений как наука зародилась в XII- XVIII веках. В трудах итальянского биолога Мальпиги «Анатомия растений» и английского ботаника Гейлса «Статика растений» были описаны структура растительного организма и тканей, приведены описания физиологических опытов, которые доказывали существование в растении восходящего и нисходящего транспорта воды и питательных веществ, а также высказывались идеи о воздушном питании растений .[1,3,4]
Марчелло Мальпиги -итальянский врач и биолог, родился 10 марта 1628 года в Кревалькоре близ Болоньи. Его отец — Марк Антоний Мальпиги, дворянин среднего достатка, мать — Мария Кремонини.
В 17 лет поступил в Болонский университет, окончил в 1653, получив степень доктора медицины.
В 1656 занял должность профессора в этом университете.
Вскоре стал профессором
теоретической медицины Пизанск
В 1659 Мальпиги вернулся в Болонью, с 1662 по 1666 был профессором университета в Мессине, затем был вынужден возвратиться обратно в Болонский университет, где преподавал практическую медицину до 1691. На второй год после своего возвращения в Болонью Мальпиги был глубоко огорчен смертью своего второго учителя Андреа Мариани (1661 г.). В том же году в Мессини освободилась кафедра медицины (после смерти профессора Пиетро Костелли) и мессианский сенат пригласил на эту кафедру Мальпиги. Получив четырехлетний отпуск от руководства Болонского университета, он в октябре 1662 года выехал в Мессину. Здесь, в Мессине, Мальпиги занимался преимущественно анатомией растений.
В 1691 папа Иннокентий XII пригласил Мальпиги в Рим в качестве лечащего врача. Преподавал медицину в Папском колледже.
Деятельность Мальпиги была разносторонней: он был пионером в области гистологии, эмбриологии, анатомии, ботаники, даже минералогии (написал статью о происхождении металлов). Строго говоря, его скорее можно назвать предтечей, чем основателем этих научных дисциплин. Кроме того, он был также ученым-медиком и практическим врачом, причем врачом-клиницистом, который интересовался болезнями не только с точки зрения врачевания. Научные достижения доктора Мальпиги огромны. Он был первым ученым, который занимался систематическими и
целенаправленными микроскопическими исследованиями. Занимаясь ботаникой, Мальпиги описал воздухоносные трубки (1662 г.) и сосуды (1671 г.) у растений, опубликовал капитальный труд «Анатомия растений»
-5-
(двухтомник, 1675–1679). Кроме того, Мальпиги описал строение кожи, ростковый слой эпидермиса кожи и микроскопическое строение ряда тканей и органов растений, животных и человека: лимфатические тельца селезенки, пирамидки и клубочки в почке, выделительные органы насекомых. Помимо анатомических исследований, Мальпиги изучал строение растений. Результаты своих исследований он опубликовал в двухтомном труде «Анатомия растений» (1671, опубликовано в 1675—1679 годах) — самое исчерпывающее на то время микроскопическое исследование анатомии растений. Здесь он описал клеточное строение растений (клетки — «мешочки» и «пузырьки») и выделил тип тканей —волокна. Его труд, вместе с трудом Неемии Грю, служил в течение более 100 лет единственным источником познаний об анатомии растений. 29 ноября 1694 года он умер. [1,3]
Стивен Гейлс — член Королевского общества (17 сентября 1677 — 4 января 1761) был английским физиологом, химиком и изобретателем. Последователь Ньютона, он попытался построить учение о движении соков в растении и проникнуть в сущность процессов их питания, исходя из строгих начал физики. Этим вопросам был посвящен его классический труд «Статика растений» (1727). Гейлс полагал, что всасывание воды через корень и передвижение ее по растению происходит в результате действия капиллярных сил пористого тела. Он обнаружил корневое давление, а в наблюдениях над испарением растений — засасывающее действие листьев в этом процессе. Таким образом, Гейжс установил нижний и верхний концевые двигатели, обусловливающие передвижение воды в растении снизу вверх.
Большое количество опытов было поставлено им для изучения процесса транспирации. Определив время, проходящее с момента всасыва-пия воды корнями до ее испарения через листья, Гейлс вычислил скорость движения воды в растении. Он определил также количество воды, испаряемой за день растением или отдельной веткой. Измерял интенсивность транспирации растений с листьями и без них, в различные часы дня и в разное время года, у листьев нежных и кожистых, у освещенных и затененных.
Многое сделал Гейлс и для развития представлений о питании растений. Он первый высказал мысль о том, что большая часть растительных веществ
происходит из воздуха, поскольку при их разложении выделяются газообразные вещества. [1,2]
С именем Гейлса связана и первая попытка научного истолкования процесса корневого питания растений. Он обратил внимание на загадочное явление почвенного питания растений — на так называемую избирательную способность корней при усвоении ими из почвы минеральных веществ.
Гейлс доказывал, что раскрыть сущность процессов жизнедеятельности
-6-
организмов можно только с помощью методов физических наук — измерения, взвешивания и вычислений. Заимствовав эти методы из лабораторной практики физики, Гейлс применил их к изучению жизнедеятельности растений и получил блестящие для того времени результаты. Имя Гейлса стало известно далеко за пределами Англии, его по праву называют «отцом физиологии растений», родоначальником экспериментального метода в изучении жизни растений.
Умер Гейлс в Теддингтоне близ Лондона 4 января 1761.
Джозеф Пристли- (13 марта 1733—6 февраля 1804) —британский свящ
Однако сами по себе, без объяснения причин этого явления, они не могли привести к разработке нового учения. Они лишь дали толчок для продолжения работ в этом направлении.Зависимость поглощения растением углекислого газа и выделения кислорода от солнечного освещения для Пристли стала ясной лишь в 1781 г. после того, как Ишенхауз в 1779 г. вскрыл основное условие фотосинтеза — наличие света и зеленой окраски растений.
Ян Ингенхауз -(8 декабря 1730, Бреда, Нидерланд
Совместно с Джозефом Пристли открыл замечательное соотношение между
жизнью животных и растений; они показали, что выдыхаемый животными углекислый газ поглощается растениями, взамен которой растения выделяют при свете кислород — газ, необходимый для животных; им удалось, кроме того, показать, что растениям не чужд и противоположный процесс, то есть поглощение кислорода и выделение угольной кислоты, процесс, совершенно аналогичный дыханию животных. [2,3]
-7-
Жан Сенебье (1742—1809)- швейцарский физиолог растений и ботаник. Основные научные исследования посвящены физиологии растений., главным образом по фотосинтезу. С. экспериментально доказал, что источник углерода в зелёных растениях ‒ двуокись углерода, усваиваемая ими под влиянием света. Предложил термин «физиология растений» (1791),осмыслил все данные по этой дисциплине,известные к тому времени,сформулировал основные задачи физиологии растений,определил ее предмет и используемые методы и написал первый учебник по этой дисциплине («Physiologique végétale», v. 1‒5, 1800). Изучал с помощью сконструированного им прибора (колокол Сенебье), влияние света различных областей спектра на фотосинтез. Исследовал процессы роста и питания растений. Заложил экспериментальные основы фотохимии. Его труд «Физиология растений» имел большое значение для дальнейшего развития ботанической науки.
Таким образом, исследования Пристли, Ингенхауза и Сенебье дополняли друг друга, так как касались разных сторон фотосинтеза, без изучения совокупности которых невозможно было раскрытие его сущности. Положение о фотосинтезе как процессе воздушного питания растений под воздействием солнечных лучей, выдвинутое вскоре после выхода в свет работ Пристли, Ингенхауза и Сенебье, стало темой обсуждения широких научных кругов. Большинство английских ученых безоговорочно приняло это положение и даже склонно было считать воздух чуть ли не единственным источником питания растений. [4]
Никола Теодор
де Соссюр (14 октября 1767,Женева
В 1804 году Соссюр подтвердил и дополнил результаты работ Ингенхауза и Пристли о том, что выдыхаемый животными углекислый газ поглощается растениями, взамен которой растения выделяют при свете кислород — газ, необходимый для животных; что растениям не чужд и противоположный процесс — поглощение кислорода и выделение углекислоты, процесс, совершенно аналогичный дыханию животных. Соссюр выяснил точнее отношение растений к свету и углекислоте воздуха, показал, что зола растений является не случайной, ненужной частью организма, а наоборот, необходимым питательным веществом, поглощаемым растением из почвы при помощи корней. Заслуги Соссюра в этом отношении весьма велики, и по справедливости его должно считать основателем физиологии питания растений. [3]
-8-
Сергей Александрович
Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд,Смоленская
губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская
губерния) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского
университета, ботаник и матема
Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 году, в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова, одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. Позже А. А. Серяков стал руководителем Татевской народной школы. [2,3]
Тимирязев Климент
Аркадьевич (22.05/03.06.1843, Петербург – 28.04.1920,
Москва), естествоиспытатель-дарвинист,
один из основоположников русской школы
физиологов растений, член-корреспондент
Петербургской АН (1890). В формировании
мировоззрения Тимирязева большую роль
сыграли взгляды И. М. Сеченова и Ч.
Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего им были разработаны специальные методики и аппаратура.
Выясняя зависимость фотосинтеза
от интенсивности света и его
спектрального состава, Тимирязев
установил, что ассимиляция растениями
углерода из углекислоты воздуха
происходит за счёт энергии солнечного
света, главным образом в красных
и синих лучах, наиболее полно
поглощаемых хлорофиллом. Тимирязев
впервые высказал мнение, что хлорофилл
не только физически, но и химически
участвует в процессе фотосинтеза,
предвосхитив этим современные представления.
Он показал, что интенсивность фотосинтеза
пропорциональна поглощённой
-9-
были открыты явления
светового насыщения