Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:44, реферат
Физиология растений занимается изучением жизни растительных организмов. Название науки физиология происходит от двух греческих слов: физис — природа и логос — учение. Предметом физиологии растений являются функции живых растений, их органов, тканей, клеток и клеточных компонентов. Задача физиологии растений состоит в изучении общих закономерностей жизнедеятельности растительных организмов и разработке путей управления их жизнью. Физиология изучает процессы роста и развития, цветения и плодоношения растений, почвенного и воздушного питания, синтеза и накопления пластических веществ, т. е. совокупность всех тех процессов, которыми обеспечивается способность растения строить свое тело и воспроизводить себя в потомстве.
В так называемой крунианской лекции, прочитанной в Лондонском королевском обществе и названной "Космическая роль растения" (1903, в рус. пер. 1904), Тимирязев обобщил свои многолетние исследования в области фотосинтеза. Он осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелёными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Открытие Тимирязевым энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии в природе.
В физиологии растений, наряду
с агрохимией, Тимирязев видел
основу рационального земледелия. В
1867 году по предложению Менделеева
Тимирязев заведовал
Тимирязев – один из первых пропагандистов дарвинизма в России. Эволюционное учение Дарвина он рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. С позиций дарвинизма Тимирязев объяснял и эволюцию функций у растений, в частности эволюцию фотосинтеза, и универсальное распространение хлорофилла у автотрофных растений. Тимирязев неоднократно подчёркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции.
Популяризация науки – одна из характерных и блестящих особенностей многогранной деятельности Тимирязева.
Классический пример –
книга Тимирязева «Жизнь растения»
(1878), выдержавшая десятки изданий
на русском и иностранном языках.
Сочетание глубокого анализа
современных проблем
-10-
веке» (1917), «Наука. Очерк развития естествознания за три века (1620–1920)» (1920).
Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена Лондонского королевского общества, члена-корреспондента Российской Академии наук, почётного члена Харьковского и Санкт-Петербургского университетов, Вольного экономического общества и многих других учёных обществ и учреждений. [2,5]
Андрей Сергеевич Фаминцин (1835— 1918)- первым русским ученым, посвятившим себя физиологии растений, создавшим крупную научную школу, первый отечественный учебник (1885) и монографию по физиологии растений. Ему принадлежат открытие фотосинтеза на искусственном свету, работы по росту и развитию, превращению веществ, симбиотическим взаимоотношениям между водорослями и грибами, сравнительной и эволюционной физиологии растений. В докторской диссертации «Действие света на водоросли и некоторые другие близкие к ним организмы» (1866)
Фаминцын впервые доказал, что процесс ассимиляции CO2 и образование крахмала в зелёных клетках водорослей могут происходить не только при естественном дневном свете, но и при искусственном освещении.Монография A.C. Фаминцина «Обмен веществ и превращение энергии в растениях» (1883) не только служила многим поколениям физиологов настольной книгой, но и выдвинула ряд проблем, над которыми трудились не один десяток лет русские и иностранные ученые. С именем этого замечательного ученого связана и организация первой в нашей стране лаборатории по физиологии растений при Академии наук, родоначальнице современного Института физиологии растений РАН. Среди представителей его научной школы видим Д.И. Ивановского — основоположника вирусологии, С.Н. Вино-градского — первооткрывателя хемосинтеза, М.С. Цвета — автора хроматографического метода, О.В. Баранецкого — крупного специалиста в области водного режима растений, И.П. Бородина — специалиста по экологии дыхания растений, A.A. Рихтера — автора теории хроматической адаптации водорослей и других видных ученых. Они внесли значительный вклад в экспериментальную ботанику и выдвинули отечественную физиологию растений на одно из первых мест в мире.
Кроме физиологических исследований,
Фаминцыну принадлежит ряд
-11-
Весомый вклад в развитие разных направлений физиологии растений в XIX ст. внесли Ж.Б. Буссенго, Ю.Сакс, М.С. Цвет, М.Нецкий, (фотосинтез), А.Н.Бах, И.П.Бородин, Г.Бертан, В.И.Палладин, Л.Пастер(дыхание),Г. Дютроше, Г.Де Фриз, Ю.Сакс(водный режим),Ю.Либих, Г.Гельригель,И.Кноп, С.Н. Виноградский, М.В.Бейеринк,Д.Н. Прянишников(минеральное питание), О. В. Баранецкий, , Г. Фехтинг, Г. Клебс(рост и развитие растений) и др. [2]
В начале XX ст. состоялась окончательная дифференциация физиологии растений на основные разделы ее, причем некоторые из них получили такое большое значение, что в первые десятилетия превратились в самостоятельные дисциплины с собственными теоретическими основами и широким выходом в практику: 1902 г. - вирусология, 1910 г. - агрохимия, 1930 г. - микробиология, биохимия.
В этот период значительного успеха достигло раскрытие биохимических механизмов дыхания (В.И. Палладий, Г. Виланд, С.П. Костычев, А. Варбург, Д. Кейлин, Т. Тунберг, Г. Кребс, А. Корнберг), фотосинтеза (Р. Вильштеттер, К. Ван Ниль, Р. Хилл, М. Кальвин, Д. Арнон), исследовании эндогенных регуляторов роста (Н.Г.Холодный, Ф. Вент, Ф. кегль, И. Куросава, Т. Ябута , Ф. Скуга), изучении механизмов устойчивости растений (Н.А. Максимов), минерального питания (Д.А. Сабинин).
В 1934 был создан Институт физиологии растений AH СССР, который координировал все исследования в данной области науки и в каком плодотворно работали А.Л. Курсанов, A.A. Никифорович, М.Х. Чайлахян, П.А. Генкель, И.И. Туманов и другие.
Однако начиная с 30-х и до 50-х годов XX в. наступило, как подчеркивает А.Л. Курсанов (1982), трудное время для развития физиологии растений, прежде всего из-за отделения от нее биохимии. Развитие физиологии растений в этот период было направлено не столько на решение ее собственных фундаментальных проблем, сколько на исследования прикладной физиологии.
Продолжателем славных традиций на переломном этапе, когда в середине 50-х годов физиология растений во всем мире поднялась на новый уровень, стал академик А.Л. Курсанов, который по сути дал новую ориентацию развития физиологии растений, создав известную курсановской школу (А.Т. Мокроносов, А.Н. Кулаева, Р.Г. Бутенко, В.Ю. Семененко, Д.Б. Вахмистров, Б . Б. Вартапетян, Ю.Г. Молотковский, А.Т. Верещагин, IA Тарчевский, Р.К. Саляев, Г.А. Са надзо, В.В. Полевой) и др..
Появились новые векторы научных поисков: кислородный обмен и
-12-
транспортировки кислорода (Б.Б. Вартапетян), цитокинины и роль их в регуляции метаболизма (А.Н. Кулаева), донорно-акцеп-торные системы растений (А.Т. Мокроносов) , организация растительных мембран (Ю.Г. Молотковский, Р.К. Саляев) ионный гомеостаз растительной клетки (Д.Б. Вахмистров), метаболизм растительных липидов (А.Т. Верещагин).
Интенсивно исследуются
механизмы регуляторного
В это время значительно вырос интерес к проблемам экологической физиологии. Классические концепции устойчивости, разработанные Н.А. Максимовым, 1.1. Тумановым, П.А. Генкелем, Б.П. Строгановым, значительно углублены с помощью новых подходов и теоретических концепций, основанных на современном понимании молекулярной биологии растений и субклеточном организации адаптивных систем (В.М. Жолкевич, Т.И. Трунова).
На смену периоду некоторой
самоизоляции физиологии растений наступил
период модернизации и интеграции ее
с другими науками, при внедрении
в физиологический эксперимент
высокочувствительных методов биофизики,
молекулярной и клеточной биологии,
продолжается и теперь. Наступил новый
этап развития физиологии растений, который
характеризуется процессом
-13-
Заключение
Физиология растений — это наука о функциональной активности растительных
организмов. В XIX веке в рамках физиологии растений
обособляются её основные разделы: фотосинтез,дыхание, в
В первой половине XX века главным направлением развития
физиологии растений становится изучение
биохимических механизмов дыхания и фотосинте
Во второй половине XX века
намечается тенденция объединения
в единое целое биохимиии молекулярной
биологии, биофизики и биологического моделирования, цитологии,анато
-2-
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………
2. Марчелло Мальпиги…………………………………………………………
3. Стивен Гейлс ………………………………………………………………......
4. Джозеф Пристли ……………………………………………………………………....
5. Ян Ингенхауз …..…………………………………………………………………….
6. Жан Сенебье ……………………………………………………………………….…7
7. Никола Теодор де Соссюр …………………………………………………….…......7
8. Рачинский Сергей Александрович ……………………………………………….…...8
9.Тимирязев Климент Аркадьевич ……………………………………….……………...8
10. Фаминцин Андрей Сергеевич …………………………………………………………...10
11. Заключение……………………………………………………
12. Список использованной литературы………………………………………….14
-14-
Список использованной литературы
1.Алешин Е.П., Пономарев А.А. Физиология растений. - 2 –е изд. перераб. и доп. - М.: Агропромиздат,1985.-225 с.
2.Веретенников А.В.
-480с.
3.Мусієнко М.М.Фізіологія
4.Полевой В.В. Физиология растений: Учеб.для биол.спец.вузов.- М.: Высшая школа, 1989.-464с.
5.Рубин Б.А. Курс физиологии растений.-4-е-изд. Перераб. и доп. - М.:Высшая школа,1976.