Альтруизм – нормы и патологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Известна масса примеров природного альтруизма. Случаи, когда одни биологические индивиды рискуют или жертвуют жизнью ради выживания других, отмечаются даже у низших организмов. У многих певчих птиц, гнездящихся в кустах или на земле, самка, прикидываясь раненой или больной, отвлекает хищника от гнезда. Она прыгает по земле, волоча крыло, словно оно поломано, а потом неожиданно взлетает.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1.Природа альтруистического поведения………………………….….…5
1.1.Понятие и принцип альтруизма……………………………………………..5
1.2.Биологические основы альтруизма……………………………………….
1.3.Альтруистическое поведение у животных……………………………..
Глава 2.Особенности альтруистического поведения…………………….
2.2. Возможности воспитания и научения альтруистического поведения.
Глава 3Альтруизм – нормы и патологии.……………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература…………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Конечно же, испытуемый лишь имитировал муки от электрошока. Студенты не знали этого, но за активное участие им обещались какие-то карьерные поблажки в будущем. Поэтому сразу выявилось их отношение к участию в важном «научном опыте». Часть молодых людей сразу и категорически отказалась участвовать в «зверском» опыте (альтруисты). Другая часть (конформисты) пассивно избегала непосредственного участия — появлялись проблемы со здоровьем, срочные дела и прочее. Наконец, в последнюю группу (эгоисты) вошли лица, которые не только пунктуально исполняли задания, но и проявляли инициативу, предлагая тем или иным способом «усовершенствовать» опыт. Соотношение представителей каждой из групп было 1:3:1…

Еще один из приведенных  у Ридли примеров поведения живых  существ помогает уяснить достоинства этой стратегии. Летучие мыши-вампиры в Центральной Америке пьют по ночам кровь крупных животных. Везет в нахождении пищи не каждой, а голодать мышь-вампир может не более трех дней, после чего погибает. Решают эту проблему особи данного вида путем обусловленной кооперации. Возвращаясь с ночной охоты, мыши, которым на этот раз посчастливилось, срыгивают добытую кровь в пасти тех, кто остался ни с чем. Спустя несколько ночей роли меняются: на этот раз везет тем, кто прежде был на грани голодной смерти, и не везет другим, и вот первые возвращают долг вторым. При этом часто одна особь отказывает в помощи другой, отказавшей ей прежде. Оказывается, летучие мыши-вампиры прекрасно помнят всю историю своих отношений с другими особями стаи. Такая специфическая потребность в памяти ради выживания выработалась в ходе эволюции летучих мышей-вампиров, развив у данного вида более мощную гомогенетическую кору головного мозга (неокортекс), чем у всех прочих видов подотряда. Этот пример указывает на то, что таким образом, мыши продлевают свой род, если бы они так не поступали, то вымерли бы. 
 Врождённые альтруистические программы поведения  весьма разнообразны у разных видов животных и могут быть встроены в качестве фрагментов во многие ведущие формы поведения (родительское, брачное, социальное). Вместе с тем не всегда понятно — каким образом и почему они поддерживаются отбором в процессе эволюции. Достаточно правдоподобным оправданием является предположение о том, что альтруизм поддерживается механизмами группового отбора. Эта форма отбора поддерживает мутации генома, которые таким образом  могут быть полезными не для единичных особей, а для популяции в целом. 
Социобиолог Роберт Триверс рассматривал три модели группового отбора на альтруизм:

1) альтруист систематически рискует собой для любых членов популяции, в этом случае «ген» альтруизма обречён на вытеснение (если только на выручку альтруисту не будут приходить и не спасённые им)

2) альтруист  рискует собой только ради  близких родственников, при малом риске для альтруиста, большом шансе на спасение гибнущего, ген альтруиста распространится широко

3) альтруист  рискует собой преимущественно  для альтруистов же и для  способных на взаимный благодарный альтруизм. В этом случае интенсивность отбора тем выше, чем чаще в жизни особи встречаются ситуации, требующие взаимной выручки.

Но во всех трёх случаях число переменных, определяющих направление и интенсивность отбора по признаку взаимного альтруизма, очень велико. 
При прочих равных условиях важное значение имеет видовая длительность жизни индивида — чем она больше, тем больше шансов на выгодность взаимного альтруизма; степень дисперсии и перемешивания особей определяет вероятность встречи в беде со спасённым: степень взаимозависимости особей определяется и их территориальной близостью друг другу — чем меньше общество, тем более «выгоден» взаимный альтруизм; он очень важен в схватках между коллективами. 
У стадных животных этот тип альтруизма распространяется за пределы семьи, охватывая стаю, стадо, которых отсутствие чувства взаимопомощи, долга у её членов обрекает на быстрое вымирание — ибо у многих видов животных только стая, а не пара родителей способна одновременно осуществлять системы сигнализации об опасности, системы защиты и системы прокорма детёнышей. Естественно, что даже при отсутствии передачи опыта родительским примером всё же стадно-стайные инстинкты оказываются наследственно закреплёнными точно так же, как защитная окраска, наличие когтей и многих других средств самообороны.

 

 

1.3.Альтруистическое поведение у животных.

У многих животных с развитой нервной системой (кошки, собаки, слоны) можно видеть такое "альтруистическое" поведение, когда в случае возникновения тяжёлого недуга, больные особи покидают своих соплеменников и уходят умирать в одиночестве. Совершая такой поступок, больные животные уменьшают вероятность распространения инфекции в своей группе. Это приспособление появилось в ходе эволюции. У групп животных, в которых особи демонстрировали эту модель поведения, было больше шансов противостоять болезням, неблагоприятным факторам окружающей среды и более успешно конкурировать с другими группам живых организмов, а значит вырастить более многочисленное потомство. Самое удивительно то, что эта модель поведения была обнаружена у других, более "простых", живых организмов, например муравьёв. 
 
Хайнц Юрген, Бартош Вальтер и Мишель Шапюиза из Университета Лозанны (Швейцария) установили, что муравьи, поражённые смертоносной болезнью, тоже покидают свои гнёзда и уходят умирать в одиночестве. 
 
В лабораторных условиях учёные воздействовали на колонию муравьёв вида Temnothorax unifasciatus спорами смертоносного гриба Metarhizium anisopliae. Большинство заражённых рабочих муравьёв покинули гнездо за несколько часов или дней до своей смерти 
Муравей поражённый грибом Metarhizium anisopliae. Спороносец, прорвавший хитиновый покров насекомого в районе головы, готов обрушить многочисленные споры на своих потенциальных жертв. Если бы муравей не покинул своё гнездо, последствия были бы катастрофическими.  
Чтобы доказать, что причиной такого поведения муравьёв являются инстинкты, а не воздействие спор гриба на нервную систему насекомого ("зомбирование", позволяющее манипулировать хозяином. Так грибы рода Кордицепс побуждают умирающих муравьёв забираться повыше на травянистые растения, способствуя лучшему распространению спор гриба), учёные воздействовали на колонию муравьёв углекислым газом. Этого было достаточно, чтобы заставить муравьёв почувствовать себя больными. 
Проведённый эксперимент доказал, что муравьи покидают своё гнездо, чтобы обезопасить своих соплеменников от возможной инфекции.

 

Уже у стадных  животных этот тип альтруизма распространяется за пределы семьи, охватывает стаю, стадо - отсутствие чувства взаимопомощи у членов этого сообщества обрекает его на быстрые вымирание. Ведь у многих видов животных только стая, а не пара родителей способна одновременно осуществлять сигнализацию об опасности, защиту детенышей и добывание для них пищи.

Естественно, что  даже без передачи опыта родительским примером стадно-стайные инстинкты оказываются непосредственно закрепленными, точно так же как защитная окраска, наличие когтей и много других средств самообороны

Обезьяны-гелады заботятся о потомстве всей стаей, и если дается сигнал тревоги,, далеко забредшие детеныши бросаются на спину любому из стаи, несущемуся в укрытие.

В стаде павианов мать с детенышем - привилегированное  существо, ее охраняют самцы.

Самый страшный враг южноафриканских павианов не лев, могучий, но слишком тяжелый для  того, чтобы лазать по деревьям за своей добычей, а леопард, который добирается до места, недоступного для льва, и убивает, как и лев, одним ударом лапы.

Натуралист  Евгений Маре, три года живший среди  павианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег около тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов - самцы, самки, малыши, словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой леопард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на яремной вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не могли не ощущать смертельную опасность. Но стадо они спасли.

 
Глава 2.Особенности  альтруистического поведения.

Возможности  воспитания и научения альтруистического поведения. 
Ярко выраженные признаки альтруизма в нормальной популяции встречаются не часто, и закономерности их наследования по сей день не ясны. То есть далеко не все люди, обладают этим свойством, ведь по статистике лишь 10% из 100% можно считать истинными альтруистами. 
Однако альтруизму можно научить и воспитать. Итак, развитие альтруистического поведения в детском возрасте можно осуществлять разными способами. В рамках различных психологических школ были проведены исследования по развитию гуманного поведения. 
 Такие как, развитие эмпатии под влиянием художественного произведения. Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним.

Далее, использование  эмпатического взаимодействия ребенка  и взрослого как способ научения альтруистическому поведению. В  проведенных экспериментах ребенок  мог выбирать между «действиями  для себя» (нажать на кнопку и получить конфету) и «для другого» (зажечь лампочку и вызвать улыбку у экспериментатора). Выбор «действия для другого» связывается у ребенка с удовольствием экспериментатора. Его улыбка является не знаком социального одобрения, а символом эмоционального состояния, вызывающего аналогичные переживания у ребенка и стимулирующее его к альтруистическому поведению. Авторы исследования высказали предположение, что для альтруистического поведения необходимо зрительно воспринять или осознать эмоциональную ценность своих поступков. И эмпатия, как способность переживать чувства другого, обеспечивает усвоение такого поведения. 
 
Множество исследований, по изучению влияния «моделей» и различных факторов, влияющих на проявление альтруистического поведения детей, было проведено в рамках бихевиоризма. Дети, наблюдавшие альтруистическую модель (щедрое поведение взрослого) поведения проявили больший альтруизм. Однако недостаточно менторски актуализировать эту норму социальной ответственности перед детьми; необходимо воспитывать альтруизм личным примером. Причем здесь важную роль играет последовательность поведения альтруистической модели: дети больше ценят похвалу щедрого взрослого, последовательного в своих проявлениях и суждениях, чем эгоистичного и непоследовательного. Если агент социализации (взрослый) ведет себя эгоистично, и пытается поощрить альтруистические поступки у детей, то он добивается противоположного результата: поощрение со стороны такого взрослого становиться наказанием («эффект бумеранга»).

Действия взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка, приобретают для него самостоятельное подкрепляющее значение и вызывают с его стороны «немотивированную» имитацию помогающего поведения. С другой стороны, дети, с положительным опытом общения (привыкшие к поощрению от сверстников) больше имитировали позитивную модель поведения. Воспитание установок на помощь и сочувствие другим наиболее эффективно на материале реальных ситуаций, с последующей реализацией помогающего поведения, чем вербально, на материале обсуждения картинок с изображением людей или животных, нуждающихся в помощи. Причем, максимальное влияние альтруистические установки воспитателя имели только в случае, если между ним и детьми сложились теплые и дружественные отношения.

Альтруистическое  поведение возникает чаще после  предварительного возбуждения приятных эмоций (например, после воспоминаний о самом приятном событии в жизни). Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные детерминанты альтруизма:       

 альтруизм  возрастает, если субъект получает  признание своей высокой компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь оказывается добровольно;  
       больший альтруизм проявляется в отношении к человеку, который зависим от субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и непривлекательного, знакомого и т.п.)

В развитии гуманного  поведения у детей большую  роль играет отношение родителей  к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к ребенку, поэтому при формировании альтруизма в детстве большое значение имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо «считывают» последовательность поведения родителей. В результате альтруистического поступка человек может получить вместо компенсации немедленную смерть, когда, абсолютно не раздумывая, бросается, чтобы вытолкнуть из-под колес ребенка.

Заключение 
На основании известных данных (Миклин, 1967, Эфроимсон, 1995, Гамильтн, 1975, Уилсон, 1974) можно заключить, что эгоизм и альтруизм — два антагонистических проявления некоторых свойств индивидуального человеческого характера, от которых зависит как судьба отдельного человека и его близких, так и направление исторического развития всего человеческого общества. 
 
Эгоист превыше всего ценит себя и заботится прежде всего об интересах собственного выживания. Альтруист подчиняет собственные интересы общественным (семейным, групповым) и в исключительных ситуациях способен жертвовать собой ради выживания других. В результате численность эгоистов в любой социальной группе на порядок выше численности альтруистов, однако и те, и другие присутствуют в популяции. 
 
Альтруистическое поведение можно и нужно воспитывать с детства. 
 
Можно думать, что тоталитарные режимы в действительности способны устранить из фенотипически разнородного населения своей страны альтруистов, которые мешают им, категорически противостоя жестокости. Но если давление такого отбора снимается, то альтруисты вновь появляются «откуда ни возьмись». Обязательно появляются, примерно как белые вороны среди чёрных. Из исследований ученых следует, что 10% человечества составляют альтруисты. Этот процент альтруистов в обществе постоянен, обусловлен генетически, и не зависит от внешних условий, - от влияния семьи, воспитания, общества. Альтруисты не исчезают. Ген альтруизма скрыт в человеке и его невозможно уничтожить. Всегда в человечестве, независимо от воспитания и влияния общества есть до 10% «природных» альтруистов. Хотя в любом обществе - 90% эгоистов, культура, наука, искусство, религия, мораль, право, воспитание, образование целиком опирается на концепцию этих 10% альтруистов.Потому что  альтруистическое поведение выгодно всем.  
Ощущение пользы альтруистического  поведения  есть и в эгоистическом человеческом обществе. Даже в настоящее время никто в мире не выступает активно против альтруистических  поступков. Наоборот, все организации и личности рекламируют свое участие в альтруистических  акциях и гордятся этим. Никто явно не противиться распространению в мире альтруистических  идеалов. Поэтому, если объединение альтруистических  организаций сможет распространить в мире знания о замысле природы, ее программе и цели, это изменит путь всего человечества к цели – с пути страданий, путем знаний.

Информация о работе Альтруизм – нормы и патологии