Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:18, контрольная работа
Цель данного исследования – изучить закономерность изменения времени быстроты двигательной реакции при выполнении работы разного уровня мощности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать данные литературных источников, касающиеся изучения времени простой двигательной реакции человека.
Провести учебно-практический эксперимент, определяющий время простой двигательной реакции при выполнении нагрузки различного характера.
Проанализировать, обобщить и систематизировать данные, полученные в ходе экспериментального исследования.
Дать характеристику функциональной подготовленности испытуемого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………………………….5
1.1 Понятие о реакции…………………………………………………5
1.2 Время двигательной реакции…………………………………….6
Критерии, отражающие функциональное состояние ЦНС……..8
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………10
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………….....14
ВЫВОДЫ…………………………………………………….……………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……….24
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Понятие о реакции…………………………………………………5
1.2 Время двигательной реакции…………………………………….6
ВЫВОДЫ…………………………………………………….………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Достижение высоких результатов в избранном виде спорта, а также планомерное изучение реакций систем организма на выполняемую нагрузку, невозможны, без использования различных методик тестирования организма спортсмена.
Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют первостепенное значение для специалистов в области физической культуры, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки, исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья организма.
Эти знания важны также и для самих занимающихся физической культурой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике собственного физического совершенствования.
Диагностика функционального состояния организма осуществляется для исследования функциональных систем и физических качеств человека, с целью повышения его спортивного мастерства, а также выявления особенностей реакции на выполняемую нагрузку. Наряду с исследованием показателей общей физической работоспособности организма, реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку, изменением средней температуры тела в покое и при мышечной работе, применяют методику тестирования быстроты простой двигательной реакции.
Цель данного исследования – изучить закономерность изменения времени быстроты двигательной реакции при выполнении работы разного уровня мощности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Методы исследования:
информации.
Время простой
зрительно-моторной реакции позволяет
обобщенно оценить
Прогрессирующая усталость после выполненной работы, приводит к значительному ухудшению показателей сенсомоторных реакций, поэтому для оценки состояния и профессиональной пригодности человека также используются тесты на быстроту реагирования.(Солодков А.С., 2009)
Данная учебно-исследовательска
Объект исследования - показатель быстроты простой двигательной реакции студента ВУЗа ФКиС.
Предмет исследования - процесс изменения значений времени быстроты простой двигательной реакции после выполнения физической нагрузки разного уровня мощности.
Гипотеза исследования
предполагает, что в ходе выполнения
физической работы разной по уровню мощности
наблюдается изменение
I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Понятие о реакции
С понятием «реакция» приходится, встречается практически во всех сферах человеческой деятельности. В наиболее широком понимании, реакция человека - это фиксированный ответ на сенсорный раздражитель, осознаваемое ответное действие на определенный сигнал. Вызывается ощущением отдельного качества без восприятия соответствующего предмета, сенсорная дифференцировка отдельного раздражителя. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Различают: сенсомоторную, простую двигательную (цепной рефлекс), аффективную реакцию. (Рубинштейн Л.С.)
Другой психолог – Платонов, определяет различные реакции человека, как психические явления, как результаты психического реагирования. Он выделяет следующие ее виды: мнестические, мыслительные, речевые, эмоциональные, психомоторные. Любая реакция имеет 3 свойства: латентное время, продолжительность (время реагирования), точность (адекватность раздражителю). (Башкин В.М., 2009)
Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предварительный период); осознание сигнала (основной период, латентный); ответное действие (исполнительный период). Однако в сфере физической культуры и спорта в основном применяется лишь одна из разновидностей - двигательная реакция.
Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями.
Двигательную реакцию относят к такому физическому качеству, как быстрота (Гайворонский, И.В., 2000).
Быстрота, в свою очередь (по определению Солодкова) - это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. (Солодков А.С.,2001)
Двигательная реакция, а точнее время двигательной реакции, относится к элементарным формам проявления быстроты.
Различают время реакции на сенсорные
раздражители и время реакции
умственных процессов. Но, так как
может быть не только один, а несколько
одновременных или
Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным действием. В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции зависит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает команду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена нет акцента внимания. В простой двигательной реакции выделяют два основных ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий, скрытый), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации двигательных действий в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования которого, в основном, и происходит сокращение времени реагирования.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других (Наздрачев А.Д., 2002).
При выполнении напряженной мышечной работы у хорошо тренированных к ней людей наблюдается укорочение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата.
Сложные реакции определяются двумя
и более сигналами, одним или
несколькими ответными
1.2 Время двигательной реакции
Основной характеристикой двигательной реакции является время двигательной реакции (ВДР) - время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. Это время чрезвычайно мало для передачи возбуждения от рецепторов в нервные центры и от них к мышцам. В основном оно затрачивается на проведение и обработку информации в высших отделах мозга и поэтому служит показателем функционального состояния ЦНС. Одним из основных свойств центральной нервной системы (ЦНС), наряду с возбуждением и торможением, является скорость проведения возбуждения. Данный показатель характеризует общее состояние нервной системы и показывает, насколько быстро осуществляются процессы, приводящие к ответной реакции организма на какой-нибудь стимул (Кременко А.Э., 2005).
Время, в течение которого человек отвечает двигательной реакций на внешний стимул, называется латентным периодом (ЛП), то есть, иными словами, латентный (скрытый) период - это время прохождения нервного импульса от рецептора до мышцы. Например, для слухо-моторной реакции латентный период у взрослого человека составляет порядка 100 мс.
Время латентного периода складывается из ряда событий, которые происходят как в ЦНС, так и за её пределами. Так в латентное время слухо-моторной реакции входит: 1) время возбуждения рецептора (кортиева органа внутреннего уха); 2) проведение нервного импульса по чувствительному волокну (слуховой нерв); 3) одно или несколько синаптических переключений в ЦНС (синаптическая задержка - центральное время проведения); 4) проведение нервного импульса по двигательному (моторному) волокну; 5) возбуждение и сокращение мышцы.
При наличии утомления в ЦНС латентный период реакции увеличивается. Кроме того, на время реакции влияют типологические особенности темперамента и возраст.
С возрастом время реакции
ВДР зависит от модальности стимула, иначе говоря, от вида сигнала-раздражителя, интенсивности раздражителя, тренированности, настроенности на восприятие сигнала, возраста и пола, сложности реакции (простая или избирательная). ВДР на дискретные независимые раздражители меняется в широких пределах. Для простой реакции, среднее, в самых благоприятных случаях не менее 0,15 сек (распознавание зрительных образов не менее 0,4 сек).
У человека в отличие от животных условные рефлексы можно выработать с ходу – по одной речевой инструкции. Примером такого рефлекса является двигательная реакция в ответ на световое или звуковое раздражение, которая, например, может быть получена после инструкции: «По световому сигналу как можно скорее нажмите на кнопку». (Солодков А.С., 2006).
Время, которое проходит от момента подачи сигнала до ответной реакции, называется скрытным временем рефлекса. Оно складывается из времени, затраченного на восприятия раздражения (возбуждение рецепторов сетчатки глаза, проведения возбуждения по нервным волокнам и подкорковым центром в зрительные центры затылочной области коры больших полушарий); времени обработки сигнала в коре (возникновение ощущения при возбуждении первичных зрительных полей, опознания сигнала с участием вторичных полей, сопоставление с инструкцией и принятие решения о двигательном ответе с участием третичных полей коры – нижнетеменных и лобных областей, а также других областей коры – слуховых, центров речи); времени формирования двигательного ответа (формирования программы движения в третичных лобных областях, премоторных и моторных областях коры, проведения возбуждения к мотонейронам спинного мозга и далее к мышцам руки, возбуждение мышцы и возникновение ее сокращения) (Алейникова Т.В., Кураев Г.А., 2006).