Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:27, реферат
Биоэтика - направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы.
Что такое биоэтика?...............................................................................2
История биоэтики……………………………………………………3
Основные проблемы………………………………………………...4
Исторические модели моральной медицины…………………...7
Драматическая судьба мед. этики в советской России………...9
Модификация поведения («Шоковая терапия»)……………....10
Евгеника……………………………………………………………..10
Аборт в биоэтике……………………………………………………13
Клонирование………………………………………………………14
Эвтаназия…………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………..17
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
Кафедра «История и философия»
Выполнил:
Студент группы БУТ-11 Деев А.А
Проверила:
Есикова М. М
Тамбов 2012
В конце XX в. возникло новое, оригинальное направление в этике, связанное с медициной, но имеющее гораздо более широкое мировоззренческое значение (влияющее на представления о жизни и смерти) и меняющее взаимоотношения между врачом и пациентом - биоэтика.
Данное направление
Биоэтика - направление, рассматривающее моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни. Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы. Этот технический прогресс выходит за пределы традиционных моральных ценностей. Поэтому возникло такое направление, как биоэтика, задача которой - определить границы применения новых орудий жизни и смерти.
Основные направления
- модификация поведения с помощью "шоковой
терапии";
- генная инженерия;
- суррогатное материнство;
- клонирование;
- этика аборта;
- трансплантация органов;
- продажа детей;
- изменение пола;
- искусственное продление жизни, эвтаназия.
Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В.Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 г. Первое упоминание как самостоятельного термина относят к 1971 г.
В Encyclopedia of Bioethics (
Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах.
Сама биоэтика зародилась в "западных" странах, это связанно с "менталитетом" европейского мышления. Стремление вперёд, отрешение от традиций, ради будущего.
Направления биоэтики:
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения, как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В широком смысле термин биоэтика
относится к исследованию социальных,
экологических, медицинских и социально-
Ключевые вопросы биоэтики:
Эвтаназия, аборт, пересадка органов, клонирование, евгеника и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.
Модель Гиппократа («не навреди»)
Принципы врачевания, заложенные “отцом медицины” Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.
Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России (Москва, Россия, ноябрь 1994) , содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.
Модель Парацельса («делай добро»)
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат, - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)
В основе данной модели лежит принцип “соблюдения долга” (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»)
Современная медицина, биология, генетика
и соответствующие
Прежде всего, заслуживает упоминания М.Я.Мудров (1776-1831г. г.), избиравшийся пять раз деканом медицинского факультета Московского университета. Переводчик и страстный пропагандист Гиппократа, он говорил: «Сию главу стоило бы читать на коленях» [1]. Мудров уделял внимание врачебной тайне, умению врача сохранять свое человеческое и профессиональное достоинство при лечении «вип-пациентов» и т.д. Наставление Мудрова относительно правдивого информирования неизлечимых больных заслуживает особого внимания в свете современной биоэтики: «Обещать исцеление при болезни неизлечимой есть знак или незнающего или бесчестного врача» [2] .
И все-таки, кратко излагая историю медицинской этики в дореволюционной России, следует подробнее сказать о роли В.А.Манассеина (1841-1901). В 1881-1901 гг. Манассеин издавал еженедельную газету «Врач», в которой постоянно освещал этические вопросы коммерциализации медицины, медицинской рекламы, медицинских экспериментов на больных и т.д. Газета «Врач» Манассеина стала явлением общекультурного масштаба в российской жизни конца ХIХ в. Секрет был в личности Манассеина, которого называли «совестью врачебного сословия» и «рыцарем врачебной этики». Например, он считал, что врачебная тайна должна быть абсолютной, не допускающей исключений (как и тайна исповеди). В широком социальном контексте позиция Манассеина здесь является ошибочной, однако его заявление «Я никогда не предаю своих больных» учит верности идеалам врачебной этики и сегодняшних медиков.
______________________________
[1] Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача. М., 1819, с.9
[2] Слово о способе учить и учиться медицине практической. – Хрестоматия по истории медицины. М., Медицина, 1968, с.79-94
Книга В.В.Вересаева «Записки врача», вышедшая в 1901 г., занимает совершенно особое место в истории медицинской этики. Это опыт души человека, только что входящего в мир медицины и впервые сталкивающегося с тяжелыми болезнями, врачебными ошибками, смертью, вскрытиями, медицинскими экспериментами на человеке и т.п. В книге собран огромный материал из медицинской печати всего мира (начиная с 1835 г.), отражающий этические нарушения при проведении медицинских экспериментов на людях, что делает эту работу Вересаева незаменимым источником и в современной биоэтике.
Одно из первых направлений, обозначивших новую проблематику - модификацию поведения («Behavior Modification»), известное в США как «промывание мозгов», (а у нас как «зомбирование»). Первые опыты проводились в США - в мозг испытуемому вшивались электроды и в нужный момент пропускали электрический ток, чтобы повлиять на изменение поведения испытуемого в нужном направлении. Таким образом, вместе с другими ценностями исчезает моральная автономия личности, меняется сама концепция личности как автономного субъекта, как свободного индивида. Эти программы могут быть эффективными при лечении умственных расстройств, помогают слабоумным в осуществлении внешне рациональных действий, не предполагающих самостоятельного мышления.