Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:02, контрольная работа
Режим имеет большое значение для детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».
1. Режим дня
1.1. Режим дня дошкольника
2. Общие рекомендации по режиму дня ребенка
2.1. Основные положения режима дня
3. Утомление и переутомление
3.1. Снятие утомления
4. Выводы
4.1. Необходимые мероприятия
4.2. Примерный режим дня в детских садах
4.3. Полезные советы
Министерство общего и профессионального образования
Иркутский государственный педагогический университет
Факультет дошкольной педагогики и психологии
по курсу: «Возрастная анатомия и физиология ребенка»
«Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня ребенка.
Профилактика утомления и переутомления»
Выполнила: студентка 1го курса 2ой группы
заочного отделения
Хохлова И.Г.
Проверила: Савиных Т.П.
Иркутск 2003
1.1. Режим дня дошкольника
2.1. Основные положения режима дня
1. Режим дня.
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Режим имеет большое значение для детей, у которых переутомление приводит к истощению нервной системы. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. При ежедневных занятиях умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. способности «собраться».
То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Необходимо помнить, что существующие ритмы организма не являются самостоятельными и независимыми, а связаны с колебаниями внешней среды, определяющимися, главным образом, сменой дня и ночи, а также колебаниями циклов, соответствующих месяцу, сезону года и т.п.
1.1. Режим дня дошкольников.
Режим дня дошкольников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада его физической активности. В режиме дня дошкольника предусматриваются следующие основные компоненты: 1) учебные занятия в периоды подъема работоспособности в детском саду и дома; 2) отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3) регулярное и достаточное питание; 4) гигиенически полноценный дневной и ночной сон. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (рисование и другая творческая деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры и пр.).
Важным для сохранения здоровья детей компонентом режима дня является пребывание на открытом воздухе, желательно в дневные часы при наличии ультрафиолетового излучения.
Достаточный по продолжительности ночной сон необходим дошкольникам для восстановления их умственной работоспособности, а в целом для нормального их роста и развития. Поэтому гигиенический норматив ночного сна для детей должен строго соблюдаться в семьях.
2. Общие рекомендации по режиму дня ребенка
Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда одни и те же часы кормления, сна, бодрствования налаживают деятельность организма малыша, облегчают матери уход за ним. При этом, взрослые должны быть сами очень дисциплинированы.
В настоящее
время специалисты не рекомендуют строго
соблюдать расписание кормления, сна и
бодрствования. Более того, утверждают,
что младенцу не надо мешать в выборе собственного
ритма жизни. Возможно, стихийность режима
на первых неделях жизни подходят наилучшим
образом малышу, но на практике встречается
с многочисленными препятствиями.
В родильном доме малыша приучают к определенной
регулярности, что связано с работой отделения.
К тому же новорожденный имеет ограниченные
возможности выражать свои потребности
и желания. Конечно, это плач, но ведь плачет
он и тогда, когда мокрый, и тогда, когда
голоден, и когда ему холодно и т.д. По возвращении
домой, казалось бы, появилась возможность
"дать свободу" малышу, но тогда не
будут досыпать родители, а это нежелательно.
Нормальный сон, как давно известно, это
здоровье членов семьи, покой и благоденствие.
Ко всему полноценный сон матери - это
хорошая лактация, а следовательно, сытый
и здоровый малыш.
2.1. Основные положения режима.
Основные положения режима представляют простые, но необходимые требования:
· выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
· рациональное чередование работы и отдыха;
· регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы;
· занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
· пребывание на свежем воздухе, не менее 2–3 часов в день;
· строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
Соблюдение этих правил способствует укреплению здоровья, повышает жизненный стимул, продлевает функционирование всех систем организма на долгие годы.
3. Утомление и переутомление.
Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.
Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В центральной нервной системе наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.
Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.
Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.
Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.
Невнимательное отношение к чувству усталости ребенка, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.
Переутомление - это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении.
При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.
Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.
3.1. Снятие утомления
Для снятия утомления полезно делать следующие несложные, но достаточно эффективные упражнения.
Упражнения для нормализации мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (и.п.) - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1-3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4- и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. Исходное положение - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 голову наклонить влево. 4 - и.п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. Исходная позиция – основная
стойка (о.с.) 1 - поднять плечи. 2 - опустить
плечи. Повторить 6-8 раз, затем
пауза 2-3 с, расслабить мышцы
плечевого пояса. Темп
2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 - то же прямыми руками. Повторить 4-6раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - четыре
последовательных круга руками
назад. 5-8 - то же вперед. Руки не
напрягать, туловище не поворач
Упражнение для снятия утомления с туловища и ног:
И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. Выводы
Рациональный режим, включающий в себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового человека.
4.1. Необходимые мероприятия
Для развития здорового ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, на мой взгляд, прежде всего необходимо:
Младшая группа |
Распорядок дня |
Средняя группа |
8.30 - 9.10 |
Радушный прием детей и |
8.30 - 9.00 |
9.10 - 9.20 |
Ободряющая гимнастика |
9.00 - 9.10 |
9.25 - 9.55 |
Вкусный завтрак |
9.25 - 9.55 |
9.55 - 10.00 |
Подготовка к занятиям |
9.55 - 10.00 |
10.00 - 11.10 |
Развивающие занятия |
10.00 - 11.20 |
11.20 - 12.20 |
Оздоровительная прогулка |
11.30 - 12.30 |
12.40 - 13.10 |
Питательный обед |
12.40 - 13.10 |
13.30 - 16.00 |
Расслабляющий сон |
13.30 - 16.00 |
16.00 - 16.10 |
Приятные закаливающие |
16.00 - 16.10 |
16.20 - 16.40 |
Аппетитный полдник |
16.20 - 16.40 |
16.40 - 17.10 |
Творческие занятия и |
16.40 - 17.20 |
17.20 - 18.10 |
Оздоровительная прогулка |
17.30 - 18.20 |
18.30 - 19.00 |
Изысканный ужин |
18.30 - 19.00 |
19.00 - 20.00 |
Интересные игры и |
19.00 - 20.00 |