Функциональная асимметрия полушарий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 03:32, реферат

Описание работы

Учение о межполушарной асимметрии берет начало с 1861 г., когда французский врач П.Брока установил наличие в левом полушарии мозга так называемого моторного центра речи. Исследования последующих лет позволили создать представление о различии участия левого и правого полушарий в психической деятельности. Полушарие, от которого прежде всего зависит функция речи, стало именоваться доминантным. У большинства людей им оказалась левая гемисфера.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Функциональная асимметрия полушарий……………………………………….4
1.1 Виды функциональной асимметрии………………………………………………………..4
1.2 Специализация полушарий головного мозга………………………………………………4
1.3 Проявление и значение функциональной асимметрии специализации полушарий мозга………………………………………………………………………………………………5
1.3.1 Асимметрия полушарий и эмоции………………………………………………………..5
1.3.2 Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности……………………….6
Глава 2. Функциональная структура поведенческого акта………………………………8
2.1 Функциональная структура…………………………………………………………………8
2.2 Стадии поведенческого акта………………………………………………………………...8
Заключение…………………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

функциональная асимметрия полушарий.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
федеральное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 
Факультет экономики, управления и сервиса 
Кафедра анатомии и гигиены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме

«Функциональная асимметрия полушарий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Выполнила:

                                                                                      студентка 1 курса

                          очной формы обучения

                        направления

     050100.62. Педагогическое

                         образование

                         профиль «Экономика и

                                    иностранный язык»                                          

Гусева А. Е. 

Проверила:  
к.б.н. Гордиевская Н.А.

 

 

 

 

 

Самара 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Функциональная асимметрия полушарий……………………………………….4

1.1 Виды функциональной  асимметрии………………………………………………………..4

1.2 Специализация  полушарий головного мозга………………………………………………4

1.3 Проявление и значение функциональной асимметрии специализации полушарий мозга………………………………………………………………………………………………5

1.3.1 Асимметрия полушарий и эмоции………………………………………………………..5

1.3.2 Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности……………………….6

Глава 2. Функциональная структура поведенческого акта………………………………8

2.1 Функциональная  структура…………………………………………………………………8

2.2 Стадии поведенческого  акта………………………………………………………………...8

Заключение…………………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учение о межполушарной асимметрии берет начало с 1861 г., когда французский врач П.Брока установил наличие в левом полушарии мозга так называемого моторного центра речи. Исследования последующих лет позволили создать представление о различии участия левого и правого полушарий в психической деятельности. Полушарие, от которого прежде всего зависит функция речи, стало именоваться доминантным. У большинства людей им оказалась левая гемисфера.

Пониманию функциональных различий роли правого и левого полушарий мозга в формировании психики человека способствовало обследование больных, подвергшихся операциям: 1) префронтальной лейкотомии — перерезке путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями, разработанной в 1935 г. Е. Моницом для лечения больных с аффективными психозами и шизофренией; 2) рассечению мозолистого тела — расщеплению мозга с целью лечения эпилепсии. В 1949 г. за разработку этих операций португальскому нейрохирургу Е. Моницу была присуждена Нобелевская премия.

В 60-х годах XX в. исследования мозга после комиссуротомии проводил профессор психологии Калифорнийского университета (США) Р. Сперри. Он установил, что после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют два человека — каждый со своим жизненным опытом. В каждом полушарии представлены свои функции: в левом — речь, письмо, счет, в правом — восприятие пространственных отношений и не дифференцируемое словами опознание. За эти исследования Р. Сперри в 1981 г. получил Нобелевскую премию.

Большой вклад в разработку проблемы межполушарной асимметрии внесла группа нейропсихологов во главе с А.Р. Лурия, работавшая на базе НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в 50—70-х годах.

Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

Латерализация психических процессов - важнейшая психофизиологическая характеристика деятельности мозга, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.

 

 

 

 

 

Глава 1. Функциональная асимметрия полушарий

1.1 Виды функциональной асимметрии

Функциональная асимметрия полушарий - это характеристика распределения психических функций между правым и левам полушариями головного мозга.

Функциональная асимметрия обнаружена не у всех людей, примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушарии не имеют четкой функциональной специализации.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:

1. Моторная асимметрия - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.

2. Сенсорная  асимметрия - неравнозначность восприятия  каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа  от средней плоскости тела.

3. Психическая  асимметрия - специализация полушарий  мозга в отношении различных  форм психической деятельности.

При рассечении мозолистого тела происходит раздвоение личности. Выстраиваются две модели поведения на одну и ту же ситуацию. В процессе эволюции у человека происходит разделение функций правого и левого полушарий.

Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на 5 г. больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.

1.2 Специализация полушарий головного  мозга

 

Левое полушарие

Правое полушарие

Лучше узнаются стимулы

Вербальные;                                           Легко различимые; 
Знакомые.

Невербальные;                        

Трудно различимые; 
Незнакомые.

Лучше воспринимаются задачи

Оценка временных отношений

Установление идентичности стимулов по названиям

Установление сходства

Переход к вербальному кодированию

Оценка пространственных отношений

Установление различий

Установление физической идентичности стимулов

Зрительно пространственный анализ

Особенности процессов восприятия

Аналитическое восприятие; Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание.

Последовательное восприятие; Целостное восприятие (гештальт).


 

 

 

 

1.3 Проявление и значение функциональной асимметрии и специализации полушарий мозга

1.3.1 Асимметрия полушарий и эмоции

Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровождаются потерей способности выразить или передать свое переживание интонацией голоса

Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражениями левого полушария тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональные состояния благодушия, безответственности, беспечности, возникающие под влиянием алкоголя, связывают с преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере "правополушарного" человека в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект - улучшение эмоционального состояния. В.Л. Деглин считает, что положительные эмоциональные состояния коррелируют с усилением альфа-активности в левом полушарии, а отрицательные эмоциональные состояния - с усилением альфа-активности в правом и усилением дельта-колебаний в левом полушарии.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз раздельно в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое - на слайды радостного содержания. При этом правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при его поражении. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознание эмоциональной окраски голоса.

Большинство исследователей склонны объяснять эмоциональную асимметрию полушарий головного мозга как вторичную эмоциональную специализацию (Симонов П.В., 1987). Согласно Л.Р. Зенкову, выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально отрицательной. При выключении правого полушария ситуация оценивается как простая, ясная, понятная, что вызывает преобладание положительных эмоций. Следовательно, нарушение информационных процессов после отключения одного из полушарий вторично сказывается на эмоциогенных механизмах.

По данным последних публикаций, локальные мозговые поражения, вызывающие изменения в эмоциональной сфере, находят во фронтальных областях коры. Это неудивительно, так как между фронтальной корой и лимбической системой существуют реципрокные отношения. По мнению Р. Давидсона и его коллег, именно фронтальные полюса регулируют аффективные переживания. Регистрация ЭЭГ у пациентов с депрессией выявляет особый тип функциональной асимметрии, характерный для этих больных: у них фокус активации находится во фронтальной и центральной областях правого полушария.

1.3.2 Асимметрия мозга и особенности мыслительной деятельности

Использование методик, с помощью которых можно избирательно воздействовать только на одно полушарие, позволило исследователям продемонстрировать значительные различия в умственных способностях двух полушарий. Полагают, что: Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие - база для логического мышления. Преимущественно оно обеспечивает речевую деятельность - ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательно. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом.

Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами. Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными. При патологиях правого полушария рисунки больных утрачивают целостность общей конфигурации. При поражении левого полушария основная конфигурация объекта обычно воспроизводится, но рисунок обеднен деталями. "Пространственное" правое и "временное" левое полушарие вносят каждое важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. По-видимому, у левого полушария больше возможностей во временной и слуховой областях, а у правого - в пространственной и зрительной.

Следует отметить, что каждое полушарие, функционируя изолированно, предпочитает формировать целостное изображение. Это особенно очевидно у больных с "расщепленным мозгом". Когда такому больному, фиксирующему точку на экране, предъявляли рисунки-химеры (изображения, составленные из половинок двух разных объектов) и спрашивали, что он видит, он называл объект, соответствующий правой части химерного рисунка, проецирующейся в левое полушарие. Неудивительно, что он называл правый "полуобъект", так как у подавляющего большинства правшей за речь ответственно левое полушарие. Однако "говорящее" левое полушарие совершенно "не осознавало", что ему предъявляется только половина стимула. Когда же после этого опыта испытуемому в условиях свободного зрения (без фиксации определенной точки) предъявляли целые изображения тех же объектов и просили показать, какой из них он видел раньше, он почти всегда выбирал тот предмет, который раньше находился слева и воспринимался правым полушарием (Леви Д., 1995). Не умея "говорить", правое полушарие без слов демонстрировало, что воспринимает половину стимула как целый объект.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий