Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:26, контрольная работа
Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра, они дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
1.Определите цели и задачи антропометрических измерений тела ребёнка. Какие знания воспитатели дошкольных учреждений должны иметь по основным закономерностям роста и развития организма ребёнка?
2.Приведите примеры из практики значимости проведения педагогического наблюдения за нервно-психическим развитием детей.
3. Оцените, какие знания должны иметь воспитатели дошкольных учреждений о рефлексах? Как следует применить знания воспитателю дошкольных учреждений об условных рефлексах при выработке навыков письма?
4. Какие знания должны иметь воспитатели дошкольных учреждений по опорно-двигательному аппарату, чтобы осуществлять необходимую профилактику травматизма?
5.Объясните значимость знаний о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей для планирования и проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Лебедянский педагогический колледж
(Г(О)БОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)
Контрольная работа
по
возрастной анатомии, физиологии и
гигиене
к зимней сессии 2013 -2014 учебного года
студента 11 группы заочного отделения
Спец. 050144 Дошкольное образование
Борзова В.А.
Преподователь:Мальцева С.Ф.
Лебедянь
2013г
Содержание
1.Определите цели и задачи антропометрических измерений тела ребёнка. Какие знания воспитатели дошкольных учреждений должны иметь по основным закономерностям роста и развития организма ребёнка?
2.Приведите примеры из практики значимости проведения педагогического наблюдения за нервно-психическим развитием детей.
3. Оцените, какие знания должны иметь воспитатели дошкольных учреждений о рефлексах? Как следует применить знания воспитателю дошкольных учреждений об условных рефлексах при выработке навыков письма?
4. Какие знания должны иметь воспитатели дошкольных учреждений по опорно-двигательному аппарату, чтобы осуществлять необходимую профилактику травматизма?
5.Объясните значимость знаний о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей для планирования и проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Дополнительная часть
1. Составьте памятку о бережном отношении к воде и земле для информационного родительского уголка.
2. Изготовьте дорожные знаки «Осторожно, животные!», создайте презентацию детской книги о животных.
1.Определите
цели и задачи
Антропометрические измерения уточняют и дополняют данные
наружного осмотра, они дают возможность
определять уровень и особенности физического
развития, степень его соответствия полу
и возрасту, имеющиеся отклонения физического
развития под воздействием занятий физическими
упражнениями и различными видами спорта.
Антропометрические измерения следует
проводить всегда в одно и тоже время суток,
лучше в утренние часы, по общепринятой
методике, с использованием специальных,
стандартных, проверенных инструментов.
Обследуемые должны находиться в обнаженном
виде или в трусах. Измеряются: рост (или
длина) стоя и сидя; вес тела; окружность
шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча,
предплечия, бедра и голени; ЖЕЛ; становая
сила и сила мышц кисти; диаметры - плечевой,
грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.
Уровень физического развития обследуемых
оценивается с помощью трех методов: антропометрических
стандартов с вычерчиванием антропометрического
профиля, корреляции, антропометрических
индексов. Антропометрические стандарты физического развития определяются
путем вычисления средних величин антропометрических
данных, полученных при обследовании различных
групп людей, одинаковых по полу, возрасту,
социальному составу, профессии и др. Средние
величины (стандарты) антропометрических
признаков определяются методом математической
статистики. Для каждого признака вычисляют
среднюю арифметическую величину и среднее
квадратическое отклонение, которое определяет
границы однородной группы (нормы) для
каждого признака и характеризует величину
его колебаний (вариаций).
Процессы роста и развития
являются общебиологическими свойствами
живой материи. Рост и развитие человека,
начинающиеся с момента оплодотворения
яйцеклетки, представляют собой непрерывный
поступательный процесс, протекающий
в течение всей его жизни. Процесс развития
протекает скачкообразно, и разница между
отдельными этапами, или периодами жизни,
сводится не только к количественным,
но и к качественным изменениям.
Наличие возрастных особенностей в строении
или деятельности тех или иных физиологических
систем ни в коей мере не может являться
свидетельством неполноценности организма
ребенка на отдельных возрастных этапах.
Именно комплексом подобных особенностей
характеризуется тот
или
Под развитием в широком смысле слова
следует понимать процесс количественных
и качественных изменений, происходящих
в организме человека, приводящих к повышению
уровней сложности организации и взаимодействия
всех его систем. Развитиевключает в себя три
основных фактора: рост, дифференцировку органов
и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных,
присущих ему форм). Они находятся между
собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей
процесса развития, отличающей организм
ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс,
характеризующийся непрерывным увеличением
массы организма и сопровождающийся изменением
числа его клеток или их размеров.
В процессе роста увеличиваются число
клеток, телесная масса и антропометрические
показатели. В одних органах и тканях,
таких, как кости,
легкие, рост осуществляется преимущественно
за счет увеличения числа клеток, в других
(мышцы, нервная ткань) преобладают процессы
увеличения размеров самих клеток. Такое
определение процесса роста исключает
те изменения массы и размеров тела, которые
могут быть обусловлены жироотложением
или задержкой воды. Более точный показатель
роста организма – это повышение в нем
общего количества белка и увеличение
размеров костей.
2.Приведите
примеры из практики
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста.
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей.
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
У маленького ребёнка,
как и у взрослого, все функции
организма взаимосвязаны и
Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
4. Какие
знания должны иметь воспитатели
дошкольных учреждений по
Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.
Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.
Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.
Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.
редоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями