Костная система человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Гигиена( в переводе с древнегреческого означает «целебный, приносящий здоровье»). Происхождение его связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала ее. Чаша ее со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УЧЕНИЕ О КОСТЯХ И ИХ СОЕДИНЕНИЯХ (ОСТЕОАРТРОЛОГИЯ)
1.1 Химический состав, строение и соединение костей. 4 - 5
1.2 Общая анатомия скелета 5 - 6
1.3 Развитие и рост костей 6
1.4 Возрастные изменения костей 6 - 7

2. Строение скелета
2.1 Строение черепа 7
2.2 Возрастные изменения черепа 7 - 8
2.3 Позвоночный столб 8 - 9
2.4 Возрастные особенности позвоночника 9 - 10
2.5 Грудная клетка 10
2.6 Возрастные особенности грудной клетки 10

3. Скелет конечностей
3.1 Строение и функции конечностей 10 - 11
3.2 Возрастные особенности скелета конечностей 11 - 12

4. Гигиена 12 - 13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Список литературы 15

Файлы: 1 файл

контрольная по анатомии.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Возрастные особенности грудной клетки

У новорожденных грудная клетка имеет конусовидную форму. В первые два года жизни идет быстрый рост грудной клетки. В возрасте 6—7 лет ее рост замедляется, а в 7—18 лет наиболее сильно растет средний отдел грудной клетки.

Усиленный рост грудной клетки у  мальчиков начинается с 12 лет, а у  девочек — с 11 лет. К 17—20 годам  грудная клетка приобретает окончательную форму. В старческом возрасте в связи с увеличением грудного кифоза грудная клетка укорачивается и опускается.

Физические упражнения не только укрепляют  грудную мускулатуру, но и увеличивают  размах движений в суставах ребер, что  приводит к увеличению объема грудной клетки при дыхании и жизненной емкости легких.

 

3. Скелет конечностей

 

3.1 Строение и функции конечностей

 

Скелет конечностей в процессе эволюции человека претерпел существенные изменения. Верхние конечности стали  органами труда, а нижние, сохранив функции опоры и передвижения, удерживают тело человека в вертикальном положении.

Верхняя конечность как орган труда  в процессе филогенеза приобрела  значительную подвижность. Наличие  у человека ключицы - единственной кости, соединяющей верхнюю конечность с костями туловища, дает возможность производить более обширные движения. Помимо этого, кости свободной части верхней конечности подвижно сочленяются друг с другом, особенно в области предплечья и кисти, приспособленной к различным сложным видам труда.

Нижняя конечность как орган  опоры и перемещения тела в  пространстве состоит из более толстых  и массивных костей, подвижность  которых друг относительно друга  менее значительна, чем у верхней  конечности.

Скелет конечности состоит из скелета  свободной конечности и скелета пояса.

Пояс верхних конечностей включает в себя парные кости лопатки и  ключицы. Лопатка имеет ось, которая  заканчивается плечевым отростком  – акромионом. Он образует сустав с  ключицей.

Скелет свободной верхней конечности состоит из плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость сочленяется своей головкой с лопаткой, а в нижней своей части образует локтевой сустав с костями предплечья: локтевой, расположенной по линии мизинца, и лучевой – по линии большого пальца. Нижний конец лучевой кости образует лучезапястный сустав с тремя костями верхнего ряда запястья. Кисть образуют кости запястья, пястья и фаланг пальцев. Запястье состоит из 8 костей, расположенных в два ряда.

Пясть образует пять трубчатых костей. Скелет пальцев состоит из фаланг: второй – пятый пальцы имеют по три фаланги, а первый палец – две.

Пояс нижних конечностей образуют парные тазовые кости и крестец. Каждая тазовая кость состоит  из подвздошной, седалищной и лонной. В месте их схождения образуется вертлужная впадина, куда входит головка бедра, формируя тазобедренный сустав. На поверхности подвздошной кости имеется суставная поверхность для сочленения с крестцом. Правая и левая лонные кости соединяются спереди, образуя полусустав.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедренная кость в нижнем эпифизе имеет латеральный и медиальный мыщелки. Мыщелки снабжены суставными поверхностями, с которыми сочленяются надколенник и большеберцовая кость, образуя коленный сустав.

Скелет голени состоит из большеберцовой и малоберцовой костей. Нижний конец большеберцовой кости соединяется с таранной костью, которая на наружной своей стороне имеет суставную поверхность для соединения с поверхностью малоберцовой кости. Нижние концы малоберцовой и большеберцовой костей срастаются неподвижно, между ними и таранной костью формируется голеностопный сустав.

Стопа состоит из предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. Кости предплюсны расположены в два ряда. Верхний  ряд включает таранную и пяточную кости, нижний – первую, вторую, третью клиновидную и кубовидную. Между этими двумя рядами расположена ладьевидная кость. Скелет первого пальца состоит из двух фаланг, а второго – пятого – из трех.

 

3.2 Возрастные особенности скелета конечностей.

 

Все кости пояса верхних конечностей, за исключением ключицы, проходят хрящевую стадию. В ключице предхрящевая ткань  сразу замещается костной. Процесс  окостенения, начавшийся в ней на 6-й неделе внутриутробного развития, почти полностью заканчивается к моменту рождения. Лишь грудинный конец ключицы не имеет ядра окостенения. Оно появляется только к 16 – 22 годам, а срастание его с телом происходит к 25 годам. В большинстве костей свободных верхних конечностей первичные ядра окостенения возникают в течении 2 – 3 месяцев эмбрионального развития.  В костях запястья они появляются после рождения. Сращивание первичных и вторичных ядер окостенения в костях пояса заканчивается к 16 – 25 годам.

Почти во всех костях пояса нижних конечностей первичные ядра окостенения появляются также в эмбриональном периоде развития. Лишь в костях предплюсны они образуются в период от 3-х месяцев после рождения до 5 лет.

Таз у новорожденного имеет форму  воронки. Таз новорожденного состоит из отдельных, несросшихся костей. Ядра окостенения в подвздошной, седалищной и лобковой костях появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития. Срастание всех трех костей таза происходит в 14 – 16 лет. После 9 лет отмечается разница в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у девочек.

 

4. Гигиена

 

Исходя из всего  изложенного можно сделать вывод, что не только в дошкольном возрасте, но и в школьном рост и развитие скелета далеко ещё не закончены. Об этом следует помнить педагогам, воспитателям, родителям и стараться выполнять все те гигиенические требования, которые предъявляются к организации условий жизни ребенка. Мебель, не соответствующая росту ребенка, плохая освещенность помещения во время его занятий, неудобная обувь, обувь на высоком каблуке, ограничение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильная в количественном и качественном отношении организация питания могут явиться причиной тех или иных нарушений формирования скелета, что в свою очередь может быть причиной патологии внутренних органов. Так, резко выраженный кифоз (сутулая спина) нередко приводит к расстройству деятельности органов дыхания. Деформация грудной клетки может отрицательно влиять на работу сердца и т.д. Иногда возникают боковые искривления позвоночника – сколиозы. Они также могут быть причиной нарушения работы органов грудной клетки. Искривление позвоночного столба в сторону (сколиоз) нередко развивается у детей со слабым физическим развитием. Если вовремя не обратить внимание на этот дефект, то дефект осанки сохраняется ребенком постоянно, что приводит к изменениям в мышцах и связках туловища, а затем и костной части позвоночного столба. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка.

      Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки, до 6-ти месяцев сажать детей, особенно страдающих рахитом, до 9-ти месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользоваться специальными приспособлениями.

      Маленькие дети не должны стоять  и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она  не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретели на юбках и штанишках), затруднять свободные движения. Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы. И тогда говорят, что развилось плоскостопие. Заболевание рахитом также может способствовать развитию плоскостопия.

В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Неблагоприятно сказывается на состоянии стопы постоянное пребывание детей в помещении в утепленной и валяной обуви (т.е. мягкой), так как это расслабляет мышцы стопы. При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

 Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности (свежескошенный луг, галька),по песку, ходьба на носках, ходьба на цыпочках,  наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10–20 мин., в зависимости от возраста ребенка что способствует укреплению свода стопы. Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног.

      При начальной форме плоскостопия  и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.

Для детей с  нарушенной осанкой и плоскостопием  не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

 

Заключение

 

Значение скелета  очень велико. Костная система  выполняет ряд функций, и прежде всего защитную ( защищает  организм от вредных внешних влияний), опоры, движения. Отдельные части скелета превратились в рычаги, приводимые в движение мышцами, вследствие чего скелет приобрел локомоторную функцию. Движение возможно благодаря тому, что кости являются длинными и короткими рычагами, соединенными подвижными сочленениями и приводимыми в движение мышцами, управляемыми нервной системой. Наконец, защита осуществляется путем образования из отдельных костей костного канала — позвоночного, защищающего спинной мозг, костной коробки — черепа, защищающего головной мозг; костной клетки — грудной, защищающей жизненно важные органы грудной полости (сердце, легкие, печень, желудок, селезенку, частично почки и др., то есть важнейшие органы разных систем); костного вместилища — таза, защищающего важные для продолжения вида органы размножения, выделения.

Биологическая функция костной системы связана  с участием скелета в обмене веществ, особенно в минеральном обмене минеральных солей. Это важно учитывать для понимания болезней обмена (рахит и др.) и для диагностики с помощью лучистой энергии (рентгеновские лучи, радионуклиды). Кроме того, скелет выполняет еще кроветворную функцию. При этом кость является не просто защитным футляром для костного мозга, а последний составляет органическую часть ее. Определенное развитие и деятельность костного мозга отражаются на строении костного вещества, и, наоборот, механические факторы сказываются на функции кроветворения: усиленное движение способствует кроветворению, поэтому при разработке физических упражнений необходимо учитывать единство всех функций скелета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Безруких М. М. Возрастная физиология: учебное пособие для вузов / М. М. Безруких, В. Д. Санькин, Д. А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

2. Бисярина В. П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / В. П. Бисярина. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1973. – 223 с.

3. Гончарова Ю.А.Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Ю.А. Гончарова.- Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008.-92с.

4. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1975. – 270 с.

5. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: учебное  пособие для институтов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 287 с.

6. Парсонс Т. Анатомия и физиология. Справочник / Т. Парсонс. – М.: АСТ, 2003. – 282 с.

7. Прищепа, И. М. Возрастная анатомия и физиология человека / И. М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.

8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека(с возрастными особенностями детского организма): учебник для студенческих образовательных учреждений среднего профессионального образования/ М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов.- 6-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.-384с.

9. Старушенко Л. И. Анатомия и физиология человека / Л. И. Старушенко. – Киев: Высшая школа, 1989. – 216

10. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1990. – 320 с.

11. Цузмер, А. М. Человек: Анатомия, физиология, гигиена / А. М. Цузмер, О. А. Петрешина. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



                                                                              


Информация о работе Костная система человека