Лекции по «Этнология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций

Описание работы

Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.

Файлы: 1 файл

Этнология, лекции.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

Пища оседлых земледельцев состоит из пресных просяных, реже пшеничных лепешек, острых соусов и подливы к ним на растительном масле из овощей, жгучего красного перца, чеснока, лука, томатов. Мясная подлива или сильно наперченное сырое свежее мясо- редкие праздничные блюда. Молочные продукты составляют дополнительную пищу. главным образом для детей. Эта обычная для африканцев пища содержит много клетчатки, крахмала, по мало протеинов. Отсюда - обычный детский рахит и другие заболевания от недосточного разнообразия пищевого рациона. Традиционные напитки - черный кофе, прежде чаще с солью, теперь больше с сахаром или без добавок; настой из кофейной шелухи, листьев и коры дерева; старинная медовая хмельная брага «тэдж», ячменное пиво «тэлля».

Одежда изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани. Мужчины носят брюки типа «галифе», рубахи до колен с длинными рукавами, часто с вышивкой по вороту, девятиметровые накидки из редкой белой ткани с одноцветной каймой или без нее; на ногах носят сандалии, в городах европейскую обувь, в деревне чаще ходят босиком. Мужской костюм дополняет махалка от мух в виде небольшой плетеной рукоятки с кистью на конце из волос хвоста зебу. Женский костюм включает широкое в сборку платье по щиколотку с длинными рукавами и накидку. Платье украшается цветной, с богатым орнаментом вышивкой. Украшения состоят из деревянных или металлических шпилек, гребней, колец, серег, браслетов, ожерелий из металла, кожи, кости. Костюм дополняет зонтик из бархата или соломы.

Распространены разнообразные ремесла: ткачество, причем особенность эфиопского ткацкого станка состоит в том, что ширина ткани до 20 см, тогда как в остальной Африке станок дает узкую в 10-12 см полосу. Ремесленники изготовляют одежду и утварь. Распространено кузнечество, ювелирное искусство, плетение (особенно среди земледельческого населения). Жилище – со своеобразной конусообразной  соломенной крышей сломенной крышей. Внутри хижины стоят кровати - деревянная рама на коротких ножках, перетянутая ремнями. Интерьер дополняют кожаные, плетеные из соломы стол-корзина с крышкой и широким круглым основанием. В него складывают еду, на время трапезы стол переворачивают дном вверх и на нем раскладывают пищу. Семья и гости усаживаются на пол вокруг стола. Распространен также тип жилища - четырехугольный, плетеный каркас обмазанный глиной, с плоской или двускатной крышей, дверью и остекленными окнами.

Поселения большинства амхара, оромо, сидамо имеют кучевую застройку. У консо поселения типа городов, имеются кварталы и улицы.

У народов южных областей Восточной Африки - банту (конго, ганда, зулу.) издавна распространено тропическое мотыжное земледелие, местами с искусственным орошением. Древними культурами являются сорго, сезам, ячмень, масличная пальма, бобовые, корнеплоды маниока и яме. Позднее освоены просо, рис. кукуруза. С появлением европейцев были введены плантационные культуры: хлопок, кофе, чай, табак, сизаль. В Руанде и Бурунди, густо населенных оседлыми земледельцами, издавна применяется ирригация: оросительные каналы, деревянные желобы для стока воды. По склонам гор освоено террасное земледелие.

Подсобная отрасль в зоне тропического земледелия - это содержание коз, овец, свиней, домашней птицы. Дополняют рацион населения продукты охоты, рыболовства, собирательства.

Народы банту задолго до появления в Африке европейцев знали плавку железа и меди, производя ее в больших термитниках или глиняных печах. Кузнечное ремесло и теперь широко развито у оседлых народов Восточной Африки. Оружие украшается резьбой, медной и бронзовой инкрустацией, резными рукоятками. Среди прочих ремесел, теперь активно, как и кузнечество, вытесняемых фабричным производством, еще живы ткачество, гончарство, резьба по дереву, из которого делают сосуды, чаши. ложки, миски. Плетение представлено изготовлением циновок из цветной травяной соломы, из волокон лиан и листьев пальмы рафии. Поселения оседлых банту - вытянутые деревни из круглых или прямоугольных в плане жилищ. Каркас из ветвей заплетается тростником или пучками травы или обмазывается глиной, смесью глины, соломы и коровьего навоза. Крышу кроют пальмовыми листьями, соломой, травой, тростником, циновками - всем, что дает окружающая природа. Около селения обычно есть ритуальная роща, где мужчины собираются для отправления культовых ритуалов. В центре поселка - навес для общественных собраний, там обычно стоит большой сигнальный барабан.

 Ткачество в тропиках не  было известно. И мужчины и  женщины в жарком поясе носят  набедренные повязки. В последнее время все большее распространение получают фабричные ткани - хлопчатобумажные и синтетические и европейская одежда.

Народы восточного побережья Африки, испытавшие воздействие арабской культуры, носят типичную для мусульман-арабов длинную белую одежду из хлопчатобумажной ткани.

У оседлых земледельцев в социальной организации преобладают сельские территориальные общины, которые владеют общей землей, наделяя и перераспределяя участки под обработку между членами общины. В общем пользовании остаются пастбищные земли. Однако процесс закрепления особенно плодородных участков за отдельными семьями идет давно. Сейчас уже происходит закрепление нрава час;'ной собственности на отдельные участки обрабатываемой земли.

В системе социальных отношений преобладают патриархально-генеалогические связи, отцовский счет родства, патрилокальный брак. Но есть еще народы (например, бемба в Замбии), у которых сохраняется материнский счет родства. Некогда повсеместно существовавшая племенная организация теперь разрушается. Основной социальной ячейкой оседлых обществ давно стала индивидуальная семья-домохозяйство. Поселения все больше утрачивают характер объединения по социально-родственным связям, и поселенческая община все более становится соседской.

Номадизм - особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию номадов составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество. Пго основная социально-экономическая ячейка - кочевая община, состоящая из одного или нескольких домохозяйств. Кочевой образ жизни определяет все в деятельности всего номадного общества.

В отношении религии для Восточной Африки характерно широкое распространение ислама, прежде всего по странам побережья. Христианство (католичество и протестантство) исповедуется в более удаленных внутренних областях. Градиционные верования встречаются повсеместно у отдельных этносов или его групп. В Эфиопии 70% населения - христиан с-монофизиты, причем христианство, как и древняя письменность, сохранилось здесь со времен древнего государства Аксум.

 

Лекция  10. Народы  Африки. Часть2.

План:

    1. Народы Западной Африки
    2. Народы Центральной Африки
    3. Народы Южной Африки

 

 

1. В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы  Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.

Большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения н этническую карту региона. Языки афразийской семьи представлены берберским языком и языками чадской группы. Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. На языках нило-сахарской семьи говорят в Чаде, Нигере.

Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распространено верблюдоводство, Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству, Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот - главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей. Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и  водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце.

 После окончания сезона дождей  и уборки урожая (кукурузы и  проса) фульбе уводят свои стада  к югу и проводят там сухое  время года. На этот период  строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем чтобы к началу полевых работ оказаться на месте.

Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые (разные виды ямса), бобовые, масличные (карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм (масличная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец (мала-гета), кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзина), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии - манго.

Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры — хлопок, индиго - возделывали немногие народы. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.

 В наши дни нет возможности  осуществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, падает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным. Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин, Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Ли-перии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти районы на европейских картах отмечались как Перечный берег.

Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня, где основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо - жидкая просяная каша «фура», которую едят с молоком, и «туво» - каша из сорго. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами,  перцем. У иоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей.

Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном счет молока и молочных продуктов.

Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжал своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавал в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны. яркие, полосатые. Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли больший кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды. мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный и красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна К остается одним из важных товаров для Северной Африки. 

Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная свободная рубаха с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего.

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главнтам образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии (у народов бини и иоруба).  Резьба по дереву — столь же древнее искусство. Из дерева резали табуреты. подголовники, чаши, кубки, разнообразные коробочки. Они украшались зоо- или антропоморфной резьбой, или - в зонах преобладания ислама - геометрическим или растительным орнаментом. Делали и крупные вещи - барабаны и пироги

Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпочтений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы районе саванн - дерево: а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и друг растении; в лесных районах основными материалами являются пальма, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке до нынолняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой) женщины

Клан - довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей-более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов  Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого—седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения «шуточного родства», традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме).

Информация о работе Лекции по «Этнология»