Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:12, курс лекций
Проблемная область этнологии.
Этнологические сообщества и социальные институты.
У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды.
Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.
В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи нс умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от Конго.
Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окруща ющих народов негроидной расы.
В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населена» всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры), метисы и англоафриканцы.
Более четверти населения Южной Африки
придерживается традиционных систем верований.
Христианство распространено среди половины
населения - европейцев. метисов и части
коренных африканцев. 70% индопакистанцев
– индуисты, 30% - мусульмане.
Лекция 11. Народы Америки ч.1.
План:
1. Америка не была областью формирования человека. Люди попали туда из Старого Света, когда образование ледников приводило к тому, что на месте нынешнего Берингова пролива возникала суша. Археологические свидетельства говорят о том, что люди проникли из Сибири на Аляску около 12 тыс. лет назад, а оттуда распространились но другим районам Северной Америки, прошли в Южную Америку, достигнув оконечности материка, вероятно, в VIII тысячелетии до н.э.
На Аляске, на севере Канады и на побережье Гренландии обитали группы населения, известного сейчас как эскимосы. Они выработали специализированный хозяйственно-культурный тип, позволивший приспособиться к местным условиям жизни, создающим для человека много ограничений. Основными занятиями обитавших здесь людей были рыболовство и охота на морского зверя, в том числе на таких крупных животных, как киты, а также добыча пушных и других сухопутных зверей и птиц. Важное место занимала охота на оленей. Собирание и заготовка впрок ягод, трав и кореньев служили источником растительной пищи, Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей: жиром отапливали и освещали жилища; из шкур делали одежду, пологи для жилища и постели; из костей животных и птиц изготовляли орудия труда. Недостающую древесину приобретали во время сезонных откочевок к лесным районам или использовали стволы деревьев, выброшенные на берег морскими течениями. Короткое арктическое лето уходило на интенсивную заготовку припасов на зиму. Эскимосам были известны способы консервации разнообразных продуктов (мяса, рыбы и ягод) - копчение, вяление, сушка и др. Охота на морских животных велась и зимой - на тюленей у лунок во льду: при этом охотники проявляли удивительное терпение, часами неподвижно ожидая животное.
Лесные районы Северной Америки были заняты многочисленными племенами относившимися к двум большим семьям языков - алгонкинской на востоке ареала и атапаскской - на западе и в средней части. Основу их хозяйства составляли охота и собирательство, практиковалось рыболовство. Объектами добычи были различные животные (в зависимости от времени года). На Аляске важную роль играл промысел рыбы. Много добывалось птицы. Мясо заготавливали впрок; из шкур животных шили одежду, постели, покрытия для жилищ.
Собирательством ягод (некоторые поедались сразу, другие шли на хранение), кореньев, орехов, растений (некоторые растения имели техническое использование, служили красителями) занимались преимущественно женщины и дети. Индейцам-охотникам северных лесов был свойствен подвижный образ жизни; исключение составляли непродолжительные периоды облавных охот и поколок осенью и весной. Группы в составе нескольких семей (зимой больше, летом меньше) занимали свои охотничьи угодья, в пределах которых они перемещались но мере истощения добычи. Зимняя жизнь была более стабильной - иногда на всю зиму устраивалась лишь одна стоянка; если охотники уходили за добычей далеко, они делали ночевки во временных жилищах.
Зимние жилища представляли собой углубленные в землю полуземлянки, прямоугольные в плане, с несколькими жилыми и хозяйственными камерами; вход устраивался в виде неглубокого тоннеля. У атапасков жилищем служил так называемый «типи» - конусообразная постройка с деревянным каркасом, обтянутым либо берестой, либо шкурами животных, очаг располагался в центре. Немногочисленную домашнюю утварь изготовляли преимущественно из бересты и кожи.
Из местной пищи наибольшее внимание европейцев привлек «пеммикан». В его состав входили растертое сушеное мясо костный мозг и жир. Смесь могла храниться в берестяных коробах до трех лет и обеспечивала охотников пищей во время длительных экспедиций.
Обитатели северных лесов шили свою одежду главным образом из шкур и кож оленя. Для зимней одежды сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой одежды служили рубаха (у мужчин - ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью (ноговицами я мокассипами).
Общественные отношения у большинства групп лесных охотников основывались на матрилинейных принципах - счете родства по женской линии и господстве матрилокального брака. Племена делились на две экзогамные фратрии, которые в свою очередь подразделялись на экзогамные роды.
Верования лесных охотников представляли собой сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма, связанного с почитанием промысловых животных. В обрядовой жизни важное место занимал медвежий праздник; с промысловыми животными соотносился целый ряд запретительных действий (табу) и магических обрядов.
2. Территории от северной Мексики до центрального Гондураса и Никарагуа образуют обширную область североамериканского континента, где культура аборигенов достигла наивысшего развития. Для этой части Америки свойственно чередование разнообразных экологических сред с различными ресурсами, которые мог использовать человек. Полагают, что эти обстоятельства определили региональную хозяйственную специализацию и развитие обмена.
С конца I тысячелетия до н.э. стала развиваться культура майя. Особого расцвета она достигла на полуострове Юкатан в так называемый классический период (I тысячелетие н.э.). Известны сотни церемониальных центров и десятки городов- государств того времени. Основу экономики майя составляло земледелие с использованием простейших орудий, топора и палки-копалки, сформировались ремесла. Необходимость знания циклических изменений погоды привела к разработке сложной календарной системы, дававшей возможность рассчитывать время на многие годы вперед и предсказывать солнечные затмения. У майя далеко зашло расслоение общества,выделились знать и жречество. Появилась писменность.
Крупные центры майя пришли в упадок к концу первого тысячелетия н.э..В это время в центральной Мексике появляется культура тольтеков, влияние которой распространилось на юге до Гватемальского нагорья. Она сменилась последней великой цивилизацией Мезоамерики доколониального времени, носителем которой были ацтеки.
Ко времени прибытия испанцев Мезоамерику занимало множество народов, говоривших на языках разных лингвистических семей. К юто-астекской относились языки нахуталь (язык астеков). кора-уичоль, кахита-тараумара. пима-тепехуана. В семью михе-соке входили языковые группы михе и соке. в майя-киче астекская, майа и другие, в макроотомийскую - группы миштекская, пополакская, сапотекская, отоми и чинантекская. Были представители и языков хока.
Вторжение астеков завершило переселение народов нахуа с севера в долину Мехико. В начале XIV в. они обосновались на болотистом острове озера Гескоко и основали город Теночтитлан. Через столетие, во главе коалиции с соседними городами Тескоко и Тлакопан, они вели войны с другими народами. В результате войн было создано огромное политическое объединение, простиравшееся от порогов Атлантики до тихоокеанского побережья.
Основу хозяйства астеков составляло выращивание маиса на орошаемых полях; возделывали много других растений: фасоль, тыкву, перец, какао, авокадо,ананас и другие, а также табак, хлопок и разновидность агавы. Последний использовался очень широко: колючки служили иглами, ствол - строительным материалом, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон -ткани и бумагу, из сока готовили сладости и опьяняющий напиток. Практиковались также рыболовство и охота, которые были, скорее, уделом знати. Разводили собак, индюков и пчел, а кроме того - кошениль (мелкое насекомое из отряда полужесткокрылых) для получения красителя-кармина.
Большого совершенства астеки достигли в обработке камня. Из обсидиана получали длинные узкие лезвия, служившие ножами, бритвами и наконечниками для оружия. Ювелиры оправляли драгоценные камни в золото. Вершиной их искусства считаются мозаики с использованием аметиста, горного хрусталя, бирюзы, жумчужин. раковин и других материалов. Из обсидиана делали зеркала и маски. Обрабатывали медь, серебро и золото - холодной ковкой или плавлением.
Мужчины были заняты земледелием, служили воинами, администраторами, занимались специализированными ремеслами, рыбной ловлей, а также изготовлением керамики, корзин, циновок, оружия и ювелирных изделий.
У астеков была хорошо организована торговля. Торговля была как меновой, так и посредством общепринятых эквивалентов: ими служили зерна какао, небольшие кусочки хлопковых тканей, медные топоры, трубочки с золотым песком.
Некоторые исследователи считают основной социальной ячейкой у астеков большую неразделенную семью, состоявшую из двух-трех парных. У астеков было двадцать кальпулли, они имели свои храмы и некоторые общественные сооружения, расположенные вокруг площади. сгановившейся. таким образом, центром общины. Кальпулли владели землей, предоставляя ее в пользование семьям. Каждый мужчина имел право получить участок для содержания семьи. Землю можно было обрабатывать самому или сдавать в аренду члену кальпулли. Земля передавалась по наследству сыну, младшему брату или племяннику по мужской линии. Земля не являлась собственностью одного человека, он не мог ее продать, и она возвращалась в кальпулли, если нс обрабатывалась два года или вырождалась мужская линия.
Успешные войны ацтеков и увеличение богатств привели к заметному расслоению ацтекского общества. Нижнюю его ступень занимали рабы. Ими становились: должники, в особенности игроки в азартные игры; преступники;
Основную часть свободного населения составляли земледельцы. Они платили налоги, выполняли разного рода повинности. Среди общинников выделялся слой старейшин, освобожденных от налогов и не участвовавших в производительном труде. Особые прослойки составляли профессиональные торговцы и ремесленники.
Для ацтекской религии были свойственны жестокость ритуалов, высокая степень символизма и мистицизм. Они почитали множество богов разного уровня и значимости - личных, домашних, общинных и племенных. Среди последних особое место занимали: Уитцилопочтли - бог войны: Тескатлипока («Дымящееся зеркало») - вечно юный бог правосудия, ночи и Кетцалькоатль («Пернатый змей») - бог ветра и воздуха. покровитель жрецов.
Помимо этого почитали бога и богиню маиса. Богам служило целое сословие жрецов различных ступеней, формировавшееся из младших детей знати. Высшими иерархами были жрецы богов Уитцилоночтли и Тлалока: они являлись советниками верховного правителя и членами племенного сонета. Верили в загробную жизнь: в зависимости от рода смерти душ умерших отправлялись либо в подземное царство Миктлан, либо в страну бог Тлалоки. считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Это высшей чести были достойны храбрые воины, люди, принесенные в жертву, также женщины, умершие при родах. Существовала сложная система ритуалов состояла из цикла празднеств, привязанных главным образом к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов стали разное образные танцы и игры в мяч. Но главными, видимо, следует считать человеческие жертвоприношения, где важное место занимала кровь жертвы.
3. Тропические леса Южной Америки расположены главным образом в бассейнах рек Ориноко и Амазонки. В XVI в. тропические леса населяли многочисленные народы, относившиеся к таким крупным языковым семьям, как аравакская, карибская и тупи-гуарани. Араваки занимали в основном западную часть бассейнов Ориноко и Амазонки, а отдельные группы проникли далеко на юг, за Амазонку. Большая часть карибов проживала к северу от Амазонки восточнее Рио-Негро. Тупи-гуарани занимали по преимуществу южную часть бассейна Амазонки и побережье Атлантики между устьями этой реки и Ла-Платы. Представители разных языковых семей нередко расселялись вперемежку.
Хозяйство обитателей тропичсских лесов базировалось на подсечно-огневом земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, значение которых зависело от местных условий. Там выращивали маниоку и маис (помимо других культур), содержали множество черепах в специальных ограждениях. Озера изобиловали рыбой, в большом количестве водилась птица. Добычей становились также ламантины и кайманы. Из диких растений наиболее употребительны в птце были гигантская водяная лилия Виктория регия, у которой поедались корни и семена, и дикий рис.