Методы исследования различных форм праксиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

У детей с задержкой психического развития и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Актуальность темы работы заключается в том, что необходимо знать методику обследования двигательной сферы. А начинается оно с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, 6) устойчивость, неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Понятие праксиса и его виды……………………………………………5
2. Описание методов исследования форм праксиса……………………..10
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

MEtody_issledovania_razlichnykh_form_praxisa.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

Проба Хеда (с 8 лет).

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, то, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение одноручных, а затем двуручных проб. После  каждой пробы принимается свободная поза. Позы:

  1. Правая рука вертикально вверх на уровне груди;

  1. Левая рука горизонтально на уровне груди;

  1. Правая рука горизонтально на уровне подбородка (затем носа);

  1. Левая рука вертикально на уровне носа;

  1. Левая рука держит правое плечо (затем правое ухо);

  1. Левая рука вертикально на уровне груди – правая горизонтально прикасается к ладони левой;

  1. Правая рука вертикально на уровне груди – левая прикасается кулаком к ладони правой;

3. Пространственный праксис (соматогностические функции)

Проба Тойбера.

Вы несколько раз одновременно прикасаетесь к двум местам на теле ребенка и    просите его показать, куда вы коснулись. В этом случае важен учет обоих   прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена     игнорирования в тактильной сфере.

Проба Ферстера.

Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке   ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать   нарисованное. Обязательным условием является закрепление в памяти ребенка   рисуемых знаков.

Проекция прикосновения.

Инструкция: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на человечке». (Рисунок стандарта А4).

Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Сложи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторону, кулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в   горизонтальном положении прикоснись к мизинцу левой. После этого одновременно поменяй положение правой и левой руки в течение 6 – 8 смен  позиций» [5, с.32].

4. Конструктивный праксис (копирование фигур)

Тест Денманна  (до 7 лет). Перед ребенком кладется чистый лист бумаги.

Инструкция: «Нарисуй эти фигурки» Копирование выполняется сначала одной   рукой, затем (на новом листе) другой.

Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый  лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор  цветных карандашей, которые меняет в процессе копирования экспериментатор для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний.

Время копирования фиксируется.

Тест Рея-Остеррица. (с 7 лет). По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

Копирование изображений с поворотом на 180°. Экспериментатор и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного  человечка. Инструкция: «Нарисуй себе такого же «человечка», но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается инструкция: «А теперь у    своего человечка я нарисую руку. Где будет рука у твоего человечка?» если  ребенок выполняет задание неверно, ему объясняют его ошибки. Затем для копирования предлагается сложный треугольник. Инструкция: «переверни к себе эту фигурку».

5. Реакция выбора движений  по речевой инструкции (двигательные  программы)

Инструкция: «на одни стук подними руку и сразу опусти. На два стука – не поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму   палец – покажи мне кулак» [5, с.35].

Под праксисом понимают целенаправленное действие. Человек усваивает в процессе жизни массу специальных двигательных актов. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, автоматизируются и становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Но при поражении корковых механизмов, участвующих в осуществлении этих актов, возникают своеобразные двигательные расстройства —  апраксии, при которых нет ни параличей, ни нарушений тонуса или координации и даже возможны простые произвольные движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять такие, казалось бы, простые действия, как рукопожатие, застегивание пуговиц, причесывание, зажигание спички и т. д. Апраксин возникает прежде всего при поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария.

Вследствие нарушения плана действия при попытках выполнить задание больной совершает много ненужных движений. В отдельных случаях наблюдается парапраксия, когда выполняется действие, лишь отдаленно напоминающее данное задание. Иногда наблюдаются также персеверации, т. е.  застревание на каких-либо действиях. Например, больного просят произвести манящее движение рукой. После выполнения этого задания предлагают погрозить пальцем, но больной по- прежнему выполняет первое действие  [2, с.113].

Для исследования праксиса предлагают ряд заданий. Предъявляют также задания на действия с воображаемыми предметами. Оценивают, как ребенок может подражать показываемым действиям.

Таким образом, для исследования праксиса применяют также специальные психологические методики. В этих методиках большое значение имеет то, как выполняет ребенок задание: действует ли он по методу проб и ошибок или по определенному плану.

Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка, поэтому маленькие дети не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т. д. Апраксии в их классическом виде, как и агнозии, встречаются преимущественно у взрослых.

 

 

 

 

Заключение

 

Праксис - способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

В формировании динамического стереотипа и двигательного навыка, составляющих основу праксиса, ведущая роль принадлежит премоторнолобным зонам коры большого мозга, с деятельностью которых связана возможность последовательного синтеза — объединения отдельных двигательных импульсов в целые «кинетические структуры», которые в результате упражнений автоматизируются и обеспечивают динамическую организацию сложных движений и двигательных навыков. При поражении этих отделов коры головного мозга возникает динамическая моторная апраксия, основным проявлением которой является нарушение двигательных навыков при отсутствии параличей и парезов.

Для того чтобы системы, обеспечивающие праксис, функционировали как единый саморегулирующийся механизм, необходима сохранность кинестетической (афферентной) основы движений. Для управления движением необходим контроль за положением исполнительных органов. При поражении теменной доли мозга и постцентральных отделов коры левого полушария возникают нарушения, называемые «апраксия позы», или «афферентная кинестетическая апраксия», главным нарушением при которой является неумение произвольно придать определенную позу кисти, руке, языку, губам.

Методы исследования праксиса включают ряд заданий, предъявляемых при неврологическом и нейропсихологическом обследовании. Для выявления зрительно-пространственной или конструктивной апраксии предлагаются задания на различение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего собеседника, сложение фигур из палочек, рисование лица человека, изображение циферблата часов с определенным положением стрелок, ориентировку в географической карте, графическое изображение букв, а также задания на понимание предлогов и сложных логико-грамматических структур, счетные операции, особенно на вычитание двузначных чисел. Для выявления моторной (эфферентной) апраксии предлагаются задания на выполнение привычных автоматизированных действий (причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.). Ребенок должен показать, как размешивают сахар в стакане, произвести серию чередующихся движений руками, лицевой и оральной мускулатурой. Для выявления афферентной апраксии даются задания на придание определенных положений руке, языку, губам.

 

Список литературы

 

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология / Л.О.Бадалян. – М.: Наука, 2007. – 750с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 2004. – 394с. 
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г.Визель. – М.: АСТ, 2009. – 430с.
  4. Вассерман Н.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики / Н.И.Вассерман.- СПб.: Стройлеспечать, 2007. - 304с. 
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия.- М.: МГУ, 1973 - 374 с.
  6. Нейропсихология. Тексты  / Под ред. Е.Д.Хомской.- М.: МГУ, 1984. - 192с.

 

 

 


Информация о работе Методы исследования различных форм праксиса