Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:17, реферат
Движение тела происходит за счет сокращения мышц, которые прикреплены к костям скелета.
Мышцы + Кости (скелет) тела = Опорно-двигательная Система.
Опорно-двигательная Система обеспечивает:
-опору и движение нашего тела,
-защищает внутренние органы,
-при любом движении все наши органы опираются на кости (скелет) и мышцы.
-При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.
-Систематические занятия физической культурой, спортом способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки.
Проверяем правильность Осанки:
- углы лопаток должны находятся на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление - сколиоз. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет (рис. 33).
- определяем сутулость осанки: берем мерную ленту, которой пользуются портные. Найдите на плечах самые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди, а затем со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы - все в порядке, если второе число намного больше первого - сутулость есть.
Позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему смягчаются удары при ходьбе, беге, прыжках. Иногда эти изгибы бывают плохо выражены - прямая спина. Однако чаще встречается другой недостаток: спина слишком выпукла - круглая спина.
Определение правильности осанки:
1 - плечи и углы лопаток на одном уровне, треугольники между опущенными руками и туловищем одинаковы слева и справа; 2 - лопатки, ягодицы и пятки прижаты к стене, под поясницу можно просунуть ладонь, а не кулак.
3и степени нарушений Осанки:
1ой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают в прямой стойке.
2ой степени отклонения от нормы устойчивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны только с неразвитостью мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению.
3ей степени искривления затрагивается и скелет и лечению поддаются с трудом.
Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам.
Нарушения второй степени требуют консультации специалиста.
При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и далее оперативное вмешательство, например для устранения горба.
Определение гибкости позвоночника
Практическая работа Гибок ли ваш позвоночник?
Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис.36). Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «—». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 ÷ +9, а у девочек +7÷ +10. Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные - как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
Профилактика /Предупреждение Плоскостопия (т.е. форма свода стопы меняется, становится плоской):
-если большую часть дня проводят на ногах, переносят большие тяжести;
-очень узкая и тесная обувь или обувь на высоких каблуках.
Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5см), правильно подранная по размеру, удобная.
Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.
Плоскостопие может быть предотвращено корригирующей гимнастикой- это специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др (рис.34). В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.) + плавание, ходить босиком, на цыпочках, заниматься подвижными играми; очень полезно хождение босиком.
Упражнения, предупреждающие Плоскостопие:
1-ходьба по палке; 2-катание мяча ногой; 3-катание обруча пальцами ног; 4-приседание на палке; 5- приседание на мяче; 6-сгибание и разгибание стопы; 7-захват и перекладывание предметов пальцами ноги.
Практическая работа Есть ли у вас плоскостопие?
Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от точек А и М. Найдите точку пересечения МD со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СО разделите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СD равен нулю, это в пределах нормы.
Определение наличия плоскостопия
Существует и более
быстрый прием определения
Развитие Опорно-Двигательной Системы
Рост в длину и окостенение скелета идет до 25лет, а в толщину до 35 лет.
Развитие опорно-двигательной системы зависит от:
-полноценного питания: наличия в пище витаминов и минеральных солей;
-двигательной активности человека… на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность прикосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления, + надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут.
Значение двигательной активности:
-необходимы для его нормального физического и умственного развития.
-недостаток движения - гиподинамия (снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.
Значение тренировки мышц:
При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода.
В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.
При несоответствии между поступлением
питательных веществ и
Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы - это тренировочный эффект. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если нагрузка слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.
Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда, слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад
=>при успешной тренировки:1.затрачиваемые усилия должны быть достаточными но не чрезмерными; 2. после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.
Увеличение мышечной силы происходит при нагрузках, близких к предельным, достаточном питании и полноценном отдыхе.
Занятия физкультурой и физический труд являются основным условием здорового образа жизни. В то же время перегрузки наносят серьезный вред здоровью, что характерно для большого спорта. Особенно вредны Допинги, которые позволяют получать высокие результаты за счет химического вмешательства в физиологические процессы, протекающие в организме.
Допинги могут быть вредны и побочными эффектами как химические вещества, и за счет перегрузок, которые могут намного превышать возможности организма.
Допинг-контроль лишь частично позволяет снижать вред, причиняемый здоровью спортсменов, т.к. ведется интенсивная разработка новых средств допинга, не обнаруживаемых при анализе.
Сейчас медицине известны вещества:
1. Допинги - могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу. (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.
2. Препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок, их используют в медицине, например при восстановлении мышечной деятельности после того, как снят гипс, наложенный после перелома кости. В спорте эти вещества находят ограниченное применение.
Цель утренней зарядки лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность.
Обычно зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания, что способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем выполняются упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса и ног. Заканчивается зарядка бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, нормализующими кровообращение.
В комплекс физических упражнений обычно включают статические («ласточка», «позы йогов») и динамические (движения) упражнения.
Статические упражнения развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода, но они не могут развить быстроту, точность и целенаправленность движений. Это достигается динамическими упражнениями => статические и динамические упражнения дополняют друг друга.
Один и тот же комплекс упражнений перестает оказывать влияние на организм человека, если он становится привычным. Поэтому раз в неделю комплекс упражнений обычно обновляют.
Основная задача уроков физической культуры в школе - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Но получить такую нагрузку, которая давала бы тренировочный эффект, на уроках физкультуры удается нечасто. Поэтому необходимы занятия спортом. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить из своих анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.
Развивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными. Вспомните, какими неловкими были ваши первые движения на коньках, велосипеде и какими они стали, когда вы научились хорошо кататься.
Физические упражнения развивают грудную клетку, дыхательные мышцы, укрепляют сердце, улучшают работу пищеварительной системы.
Летом полезно плавать. При плавании работают все группы мышц. Плавание - прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям. Зимой непременно ходите на лыжах.
При лыжном пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.
Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры.