Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Слух является одним из важнейших чувств ребенка. Он позволяет ему развивать способность к общению, удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться говорить, наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Слуховой анализатор играет крайне важную роль в возникновении речи. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. О
Ведение………………...………………………………………………………….3
Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха………………………………………………………………………5
Строение слухового анализатора, органа слуха.……………………..5
Патология слуха, её проявления этиология…………………………...7
Методы исследования функций слухового анализатора……………..9
Методики для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………….13
Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………………………………………………………………………………17
Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода гороховых проб……………………………………………………...……...17
Сравнение эффективности общих методик и методик к детям в возрасте 1-2 года……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………
а) Тональная пороговая аудиометрия.
Методика. Для проведения исследования используется аудиометр [Приложение 3]. Этот прибор может генерировать чистые тоны различной частоты и интенсивности, и передавать их через головные телефоны (наушники) либо костный вибратор. Пациент, в свою очередь, нажимая на кнопку, сообщает врачу о том, что звук услышан. При предъявлении тестирующего тона через наушники оценивается функция проведения звукового сигнала структурами наружного среднего и частично внутреннего уха. При помощи костного вибратора исследуется функция системы звуковосприятия внутреннего уха. В последнем случае звуковая волна воспринимается непосредственно улиткой в обход звукопроводящей системы.
Норма: порог начальной разборчивости звуков до 5 дБ; порог 50% разборчивости звуков до 10-15 дБ и порог 100% разборчивости звуков до 20 дБ.
б) Тональная надпороговая аудиометрия - выявляет ФУНГ (феномен ускоренного нарастания громкости): наряду с понижением остроты слуха имеется повышенная чувствительность к громким звукам, при этом нарастание восприятия громкости происходит так быстро, что достигает нормы раньше, чем при здоровом ухе.
Процесс проведения исследования общий, как для пороговой аудиометрии. Но при надпороговой аудиометрии определялся дифференциальный порог силы звука на частотах, где имелось понижение слуха.
Норма: порог начальной разборчивости звуков до 5 дБ; порог 50% разборчивости звуков до 10-15 дБ и порог 100% разборчивости звуков до 20 дБ[14,с. 249].
в) Речевая аудиометрия.
Суть этой методики заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофона), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого. Группы слов должны быть фонетически однородными и соответствовать словесной и ритмико-динамической структуре русского языка. Все слова при записи на магнитофон произносятся диктором одинаково громко, что контролируется при помощи вольтметра. Каждая запись — таблица — содержит 50 слов. Сила, с которой слова передаются к уху испытуемого, регулируется при помощи аттенюатора.
Норма: уровень разборчивости слов соответствует интенсивности 40—45 дб выше тонального порога. Максимальной разборчивостью считается такая, когда испытуемый повторяет 90% слов и больше, так как при этом он полностью воспринимает обычную разборчивую речь[7,с. 56].
2. Объективные методики используются для оценки безусловных рефлексов на звук (расширение зрачков – улитково-зрачковый, закрывание век – ауропальпебральный или мигательный, кожно-гальваническая и сосудистые реакции).
2.1 Импедансометрия:
- тимпанометрия – регистрация подвижности барабанной перепонки
- регистрация рефлекса внутриушных мышц на звуковое раздражение барабанной перепонки (оценка слуховой функции).
2.2 Компьютерная аудиометрия.
2.3 Отоакустическая эмиссия - скрининговый анализ слуха при помощи анализа продуктов отоакустичекой эмиссии. Исследования позволяют дать ответ на вопрос о присутствии нарушений слуха. В ухо обследуемого вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха[6,с 186].
В возрасте 1 года, помимо появления в речи отдельных слов, можно заметить, что малыш замирает и прислушивается, если при нем ведется оживленный разговор, поворачивает голову в сторону говорящего. Несоответствие реакций на звуковые раздражители примерным возрастным нормам должно насторожить родителей. Кроме того, часто нарушения слуха "выглядят" как общая задержка психического и иногда психомоторного развития. Это неудивительно, ведь слух играет важную роль в получении информации об окружающем мире, которая и заставляет нервную систему крохи развиваться и обретать новые способности [5,с.122].
Исследованию слуха у детей должен предшествовать сбор кратких анамнестических сведений: течение раннего физического развития ребёнка, речевое развитие, условия воспитания ребёнка.
Детям раннего возраста исследование слуха предпочтительно проводить во время естественного сна или в комфортных для ребенка домашних условиях, что бы ребенок не отвлекался и не был напуган, все это важно для получения объективных данных. В возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, воспроизводить ответные звуки, изучается словарный запас малыша [4,с.14].
Для детей раннего возраста не применимы стандартные методы диагностики слуха, которые используются для взрослых, так как ребенок не может осознанно дать ответ на вопрос слышит он или не слышит звук. С этой целью используются специальные «объективные» и «рефлекторные» методы исследования [10,с. 91].
1.Отоакустическая эмиссия.
Сущность метода.
Отоакустическая эмиссия выступает в роли акустического ответа, который является отражением естественной работы рецептора, отвечающего за слуховую активность. Это очень слабые по частоте колебания звука, которые генерирует улитка. Данные колебания можно зарегистрировать во внешнем слуховом проходе благодаря микрофону высокой чувствительности.
Таковые колебания рассматриваются как результат деятельных автоматических процессов, которые проходят в кортиевом органе, а точнее — в наружных волосковых клетках.
Разделяют вызванную и спонтанную отоакустическую эмиссию.
а) Спонтанная ОЭ может быть выявлена во внешнем слуховом проходе у человека в отсутствие акустического воздействия.
б) Вызванная ОЭ, наоборот, отмечается при звуковой стимуляции.
Само исследование проходит следующим образом:
Во внешний слуховой
проход заводят зонд, внутри корпуса
располагаются миниатюрные микр
Отоакустическая эмиссия сегодня приходится наиболее безболезненным, безопасным и точным методом для обнаружения пороков восприятия акустических данных. В этом способе оценки слуха ценится простота и отсутствие болевых ощущений в течение исследования, именно поэтому отоакустическая эмиссия является основным способом диагностики слуха у детей[6,с 185].
2. Аудиометрия с визуальным подкреплением.
Сущность метода.
Этот метод основывается на концепции классической тренировки Павлова, другими словами - у ребенка вырабатывается ориентировочный рефлекс на какой-то конкретный звук. Визуально подкрепленная аудиометрия (аудиометрия визуального ответа) связывает локализованный ответ на звуковой сигнал с визуальным событием.
Исследование проходит так:
При аудиометрической проверке условного ориентировочного рефлекса, на звуковой динамик устанавливают светящуюся игрушку, которая загорается вслед за предъявлением определенного звукового тона. Если ребенок воспринимает звуковой тон, то после короткого условного периода он, услышав тот самый звук, поворачивает голову в его направлении, ожидая свечения игрушки [5,с.120].
3. Игровая аудиометрия.
Сущность метода.
При этой методике игровая активность используется как специфический стимул для ответа детей на воздействие слуховых сигналов. Начиная с возраста 1-2 лет, дети могут более активно участвовать в слуховых тестах. Игровая аудиометрия превращает проверку слуха в игру [10,с. 95].
Проходит диагностика следующим образом:
Ребенку дается инструкция, в которой отражено то, что он должен сделать, когда услышит некий звук. Ребенка могут попросить бросать мячик в корзину или помещать фрагмент мозаики в пазл каждый раз, когда он слышит голос, шум, или звон и т.п.
В зависимости от возраста, размеров ребенка и его реакции на наушники, тестовые звуки могут подаваться через колонки, наушники воздушного звукопроведения и (или) преобразователь для костного звукопроведения.
Ребенок охотно, с интересом выполняет предложенное ему задание, поэтому мы видим ответную реакцию испытуемого на раздражитель [2,с. 92].
Вывод.
У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности (формирование знаний, мышления, и суждений), необходимые для обучения. Дети с не выявленной потерей слуха, в возрасте 1 или 2 лет, могут страдать от постоянных нарушений речи и отставать в остальных навыках, присущих их сверстникам[13,с. 96].
Поэтому так важно именно раннее выявление нарушений слуха, оно позволяет начать лечение своевременно и скорректировать проблемы, связанные с потерей слуха. Таким образом, речь и языковые способности у ребенка будут развиваться не хуже, чем у его сверстников.
Потеря слуха может варьироваться от легкой тугоухости до полной глухоты, есть много тонких градаций между нормой и патологией, и потому частичную потерю слуха ребенка не всегда можно определить без специального тестирования[3,с. 5].
Например, очень часто у ребенка с умеренной потерей слуха речь и языковые навыки развиваются нормально, без видимых отклонений, однако при этом он не слышит половины того, что говорится. Ребенок в такой ситуации явно оказывается в невыгодном для себя положении относительно процесса обучения[1,с 6].
Степень потери слуха, выявленная посредствам вышеописанных нами методик, часто определяет, какое влияние это окажет на всю жизнь ребенка. Тем не менее, при раннем выявлении и своевременном лечении, последствия данного дефекта могут быть уменьшены.
Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.
2.1 Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода аудиометрии с визуальным подкреплением.
В процессе исследования мы использовали такие методики, как:
1.Анкетирование родителей
2. Наблюдение за ребенком
3. Эксперимент (метод «гороховых проб»)
Они заключаются в возможности определить, слышит ребенок или нет, так же можно пронаблюдать его особенности слухового восприятия.
1.Анкетирование.
Этот метод диагностики включает в себя использование анкеты-вопросника для родителей. Вопросы включают в себя признаки нормального и нарушенного слуха. Родителям следует согласиться или отвергнуть то или иное утверждение. Если опрашиваемые соглашаются с большинством высказываний, свидетельствующих об отсутствии каких-либо патологий или нарушений слуха, то из этого следует вывод, что у ребенка сохранный слух.
В данной диагностике использовалась анкета-вопросник из 17 пунктов, вопросы которой делятся на выявляющие аномалию и свидетельствующие норме [Приложение 4].
По результатам анализа ответов родителей на вопросы анкеты выяснилось следующее:
Родители ответили отрицательно на весь блок вопросов, содержащих утверждения о наличии нарушений и согласились с тезисами свидетельствующими о нормальном развитии малыша. Из этого следует вывод, что у ребенка сохранный слух, отсутствуют факторы риска и признаки отклонений.
2.Наблюдение.
Наблюдение велось за ребенком в возрасте 1 года 11 месяцев Артём К. Цель исследования - выявление признаков нарушений слуха. Диагностика осуществлялась непосредственно в привычной для мальчика обстановке - дома.
В процессе наблюдения были выявлены следующие особенности:
Ребенок указывает по инструкции взрослого на предметы или поворачивается к ним и смотрит на них
Понимает слова «нет» и «нельзя», выполняет простые просьбы,
Реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения
Артём использует лепетные слова (около 10),
Реагирует на некоторые бытовые звуки: бежит к двери после звонка,
Оборачивается, когда его окликают сзади,
Пытается имитировать звуки,
Проявляет интерес к музыке, двигается в такт под ее ритм.
Манипуляции с предметами сопровождаются произнесением звуков
Понимает инструкции, не сопровождаемые жестами
Ребенок реагирует на собственное имя.
Из результатов наблюдения, следует, что у ребенка отсутствуют типичные признаки проявления нарушения или снижения слуха, отсюда можно сделать вывод, что ребенок слышит.
3.Эксперимент.
Для выявления наличия или отсутствия патологии слухового анализатора используется метод гороховых проб.
В эксперименте участвует мальчик Артём К. возраст которого -1 год 11 месяцев.
Для диагностики необходимо специальное оборудование, но т.к. эксперимент проходит в домашних условиях используется следующий инвентарь:
Используются четыре коробочки из под гуаши, одна из которых пустая, а другие на одну треть заполнены горохом, гречневой крупой, или манкой. Пустая коробочка необходима для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет.
Само исследование проходит так:
Ребенок сидит на коленях у мамы, спиной к ней и лицом к экспериментатору. Проверяющий располагается перед ребенком так, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Необходимо трясти баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке - пустая баночка. Движения рук симметричны. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш начинает активно двигаться, моргать, поворачивает голову в сторону источника звука. Ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, опыты с гречкой и горохом имеют тот же успех.
Информация о работе Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни