Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Слух является одним из важнейших чувств ребенка. Он позволяет ему развивать способность к общению, удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться говорить, наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Слуховой анализатор играет крайне важную роль в возникновении речи. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. О
Ведение………………...………………………………………………………….3
Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха………………………………………………………………………5
Строение слухового анализатора, органа слуха.……………………..5
Патология слуха, её проявления этиология…………………………...7
Методы исследования функций слухового анализатора……………..9
Методики для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………….13
Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………………………………………………………………………………17
Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода гороховых проб……………………………………………………...……...17
Сравнение эффективности общих методик и методик к детям в возрасте 1-2 года……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………
Результатом исследования является вывод о том, что ребенок слышит и не имеет слуховых патологий.
2.2 Сравнение эффективности общих методик и методик применительно к детям в возрасте 1-2 года.
Целью данного исследования является выявление особенностей методик, используемых для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет. Для этого мы сравнили эффективность диагностик применяемых для оценки слуха у взрослых и диагностик применяемых для оценки слуха детей в раннем возрасте.
В процессе исследования был использован метод эксперимента. Задачей эксперимента является выявление наличия или отсутствия слуховой патологии у ребенка. Так же он дает возможность определить, какие из способов оценки слуха являются более результативными.
С целью выявления наибольшей эффективности и специфических особенностей методов применяемых для оценки слуха детей мы сравнили результаты полученные вследствие применения различных методик на одном и том же исследуемом ребенке.
В эксперименте участвовал 1 ребёнок в возрасте 1 год 11месяцев. Артём К. Речевое развитие мальчика соответствует возрастным нормам. Так, малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему. Ребенок может называет одним и тем же словом совершенно разные предметы. Например, слово «ки-ки» у малыша означает и кошку, и меховую шубу. Высказывания мальчика ограничиваются всего лишь одним словом – как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Зачастую на громкий звук говорит слово бах, что говорит о сохранном слухе ребенка.
Для исследования мы взяли метод гороховых проб и метод исследования слуха речью, т.к. они более доступны для проведения в домашних условиях.
Первым был использован метод гороховых проб, применяемый для диагностики слуха у детей раннего возраста.
Вторым был использован метод исследования слуха речью.
Опыт был проведен в помещении где не наблюдалось посторонних звуков.
Исследование проходила следующим образом:
Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5-6 м от экспериментатора. Исследуемое ухо направлено в сторону с которой будут произноситься слова, противоположное ухо закрыто. Мальчику дается инструкция: «Артем, когда услышишь слово, повтори его». Экспериментатор шепотом произносит слова ребенок затрудняется их повторить, в последствии отвлекается и начинает заниматься другими видами деятельности не обращая внимания на данную ему инструкцию.
Результаты проведенного исследования:
Количество названных слов: 10
Количество повторенных ребенком слов:0
По результатам данного исследования можно было бы сделать вывод, что ребенок имеет нарушения слуха. Но это противоречит показателям проведенных ранее экспериментов. Кроме того, итоги, предоставленные в этом методе диагностики слуха не объективны, т.к. ребенок в силу своих возрастных особенностей не смог бы выполнить инструкцию данную экспериментатором.
Вывод.
В ходе исследования мы выяснили, что способы оценки слуха у детей существенно отличаются от общепринятых. В первую очередь это соответствие возможностей ребенка и предъявляемых требований для проведения исследования. Ведь дети в возрасте от 1-2 лет не смогут повторить слова которые назовет исследователь во время применения такой методики, как речевая аудиометрия или исследование слуха речью. И невыполнение этого задание вовсе не будет свидетельствовать о наличии той или иной патологии, просто методика не применима для детей в силу их возрастных особенностей и уровня развития. Поэтому было целесообразным применение методик которые бы объективно оценивали слух у детей принимая в счет особенности их зоны актуального развития. Такие как: анкетирование родителей, наблюдение, объективные методики оценки слуха и др. Так же важно учитывать ведущий вид деятельности обследуемого ребенка, особенности его познавательной активности, есть необходимость установить контакт с ребенком и заинтересовать его, что бы он сам охотно выполнял задания необходимые для диагностики слуха.
Заключение.
Слух играет существенную
роль в развитии ребенка. С помощью
слуха
ребенок учится распознавать голоса, имитировать
звуки и, следовательно,
говорить. Кроме того, слух дает ребенку
возможность слышать сигналы
опасности, ориентироваться, общаться
с другими детьми и приобретать
коммуникативные навыки. Слух-это больше,
чем просто один из органов
чувств; слух играет важную роль в формировании
поведения и характера
ребенка.
В последнее время
у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной
глухоты, а также потеря слуха в раннем
возрасте. Полная или частичная потеря
слуха у ребенка - единственный физический
дефект, приводящий к снижению интеллекта
и задержке умственного развития. Глухота
резко уменьшает возможности ребенка
воспринимать собственную речь и речь
окружающих, таким детям тяжело научиться
говорить. Одним из факторов, наилучшим
образом компенсирующих нарушение слуха,
являются умственные способности. Поскольку
людям с задержкой развития вообще очень
трудно усваивать знания навыки, то в сочетании
даже с умеренным нарушением слуха ситуация
может крайне осложниться.
Именно поэтому так остро стоит проблема ранней диагностики и коррекции. Ведь чем раньше будет выявлена патология и оказана коррекционная помощь, тем менее выраженным будет дефект в последствии. И все чаще получают своё распространение методы диагностики слуха, применительных даже к самым ранним возрастам[8,с. 74].
Как выяснилось в ходе исследования методики, которые предназначены для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет имеют ряд особенностей, учитывающих уровень речевого развития ребенка, его познавательные интересы, двигательную активность и ведущий вид деятельности. Все это направлено на то, что бы как можно более точно определить есть у ребенка нарушения слуха или нет, а с помощью таких специфичных способов оценки слуха результаты полученные в ходе исследования будут более точными.
Список используемой литературы.
Приложение 1.
Схема строения уха: Наружное ухо: 1 — наружный слуховой проход; 2 — барабанная перепонка; Среднее ухо: 3 — полость среднего уха; 4—молоточек; 5 — наковальня; 6 — стремечко; 7 — полукружные каналы; Внутреннее ухо: 8 —улитка; 9 — евстахиева труба.
Приложение 2.
Камерто́н — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук частотой 440 Гц.
Приложение 3.
Аудиометр — электроакустический прибор для измерения остроты слуха. По характеру сигнала, которым измеряется слух, аудиометры разделяются на тональные и речевые; часто они совмещаются в одном аппарате. При измерении тональным аудиометром острота слуха определяется по порогам слышимости чистых (т.е. синусоидальных) тонов; при измерении речевым аудиометром — либо по порогам слышимости, либо по порогам разборчивости речи, то есть по минимальным интенсивностям звука, при которых обеспечивается удовлетворительный процент разборчивости речевого сигнала.
Приложение 4.
Анкета – вопросник для родителей (выявление факторов риска снижения слуха)
Поведенческие реакции ребенка |
Ответ родителей (да, нет) |
1.Слушает музыку, телевизор при высоком уровне звукового звучания |
нет |
2.Реагирует на некоторые бытовые звуки: бежит к двери после звонка, поднимает трубку звонящего телефона. |
да |
3.Проявляет интерес к музыке: подпевает песенки, пытается танцевать под музыку. |
да |
4.Реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения |
да |
5.У ребенка отмечается отрицательная реакция на звуки повышенной громкости |
да |
6.Малыш реагирует на собственное имя |
да |
7.Вам приходится близко подходить к ребенку, чтобы он услышал вас и отреагировал |
нет |
8.Если ребенок не видит ваших губ, и вы не пользуетесь жестами, он понимает вас. |
да |
9.У ребенка отмечались остановки, задержки речевого развития |
нет |
10.Ребенок часто переспрашивает |
нет |
11.Сопровождает свои игры произнесением звуков. |
да |
12.Часто «скрежещет» зубами. |
нет |
13.Когда малыш произносит звуки, его голос: грубый, писклявый, гнусавый. |
нет |
14.Пользуется несколькими лепетными словами |
да |
15.Когда вы говорите с ребенком, |
нет |
16.Понимает простые просьбы, например "Брось мячик" |
да |
17.Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом. |
да |
Информация о работе Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни