Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Слух является одним из важнейших чувств ребенка. Он позволяет ему развивать способность к общению, удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться говорить, наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Слуховой анализатор играет крайне важную роль в возникновении речи. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. О

Содержание работы

Ведение………………...………………………………………………………….3
Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха………………………………………………………………………5
Строение слухового анализатора, органа слуха.……………………..5
Патология слуха, её проявления этиология…………………………...7
Методы исследования функций слухового анализатора……………..9
Методики для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………….13
Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………………………………………………………………………………17
Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода гороховых проб……………………………………………………...……...17
Сравнение эффективности общих методик и методик к детям в возрасте 1-2 года……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа слух.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Результатом исследования является вывод о том, что ребенок слышит и не имеет слуховых патологий.

 

2.2 Сравнение эффективности общих методик и методик применительно к детям в возрасте 1-2 года.

 

Целью данного исследования является выявление особенностей методик, используемых для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет. Для этого мы сравнили эффективность диагностик применяемых для оценки слуха у взрослых и диагностик применяемых для оценки слуха детей в раннем возрасте.

В процессе исследования был использован метод эксперимента. Задачей эксперимента является выявление наличия или отсутствия слуховой патологии у ребенка. Так же он дает возможность определить, какие из способов оценки слуха являются более результативными.

С целью выявления наибольшей эффективности и специфических особенностей методов применяемых для оценки слуха детей мы сравнили результаты полученные вследствие применения различных методик на одном и том же исследуемом ребенке.

В эксперименте участвовал 1 ребёнок в возрасте 1 год 11месяцев. Артём К. Речевое развитие мальчика соответствует возрастным нормам. Так, малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему. Ребенок может называет одним и тем же словом совершенно разные предметы. Например, слово «ки-ки» у малыша означает и кошку, и меховую шубу. Высказывания мальчика ограничиваются всего лишь одним словом – как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Зачастую на громкий звук говорит слово бах, что говорит о сохранном слухе ребенка.

Для исследования мы взяли метод гороховых проб  и метод исследования слуха речью, т.к. они более доступны  для проведения в домашних условиях.

Первым был использован  метод гороховых проб, применяемый для диагностики слуха у детей раннего возраста.

Вторым был использован  метод исследования слуха речью.

Опыт был проведен в помещении где не наблюдалось посторонних звуков.

Исследование проходила  следующим образом:

Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5-6 м от экспериментатора. Исследуемое ухо направлено в сторону с которой будут произноситься слова, противоположное ухо закрыто. Мальчику дается инструкция: «Артем, когда услышишь слово, повтори его». Экспериментатор шепотом произносит слова ребенок затрудняется их повторить, в последствии отвлекается и начинает заниматься другими видами деятельности не обращая внимания на данную ему инструкцию.

Результаты проведенного исследования:

Количество названных  слов: 10

Количество повторенных  ребенком слов:0

По результатам данного  исследования можно было бы сделать  вывод, что ребенок имеет нарушения слуха. Но это противоречит показателям проведенных ранее экспериментов. Кроме того, итоги, предоставленные в этом методе диагностики слуха не объективны, т.к. ребенок в силу своих возрастных особенностей не смог бы выполнить инструкцию данную экспериментатором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

В ходе исследования мы выяснили, что способы оценки слуха у детей существенно отличаются от общепринятых. В первую очередь это соответствие возможностей ребенка и предъявляемых требований для проведения исследования. Ведь дети в возрасте от 1-2 лет не смогут повторить слова которые назовет исследователь во время применения такой методики, как речевая аудиометрия или исследование слуха речью. И невыполнение этого задание вовсе не будет свидетельствовать о наличии той или иной патологии, просто методика не применима для детей в силу их возрастных особенностей и уровня развития. Поэтому  было целесообразным применение методик которые бы объективно оценивали слух у детей принимая в счет особенности их зоны актуального развития. Такие как: анкетирование родителей, наблюдение, объективные методики оценки слуха и др. Так же важно учитывать ведущий вид деятельности обследуемого ребенка, особенности его познавательной активности, есть необходимость установить контакт с ребенком и заинтересовать его, что бы он сам охотно выполнял задания необходимые для диагностики слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью  слуха  
ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно,  
говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы  
опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать  
коммуникативные навыки. Слух-это больше, чем просто один из органов  
чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера  
ребенка.

В последнее время  у детей стали чаще наблюдаться случаи врожденной  
глухоты, а также потеря слуха в раннем возрасте. Полная или частичная потеря слуха у ребенка - единственный физический дефект, приводящий к снижению интеллекта и задержке умственного развития. Глухота резко уменьшает возможности ребенка воспринимать собственную речь и речь окружающих, таким детям тяжело научиться говорить. Одним из факторов, наилучшим образом компенсирующих нарушение слуха, являются умственные способности. Поскольку людям с задержкой развития вообще очень трудно усваивать знания навыки, то в сочетании даже с умеренным нарушением слуха ситуация может крайне осложниться.

Именно поэтому так  остро стоит проблема ранней диагностики  и коррекции. Ведь чем раньше будет  выявлена патология и оказана  коррекционная помощь, тем менее выраженным будет дефект в последствии. И все чаще получают своё распространение методы диагностики слуха, применительных даже к самым ранним возрастам[8,с. 74].

Как выяснилось в ходе исследования методики, которые предназначены  для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет имеют ряд особенностей, учитывающих уровень речевого развития ребенка, его познавательные интересы, двигательную активность и ведущий вид деятельности. Все это направлено на то, что бы как можно более точно определить есть у ребенка нарушения слуха или нет, а с помощью таких специфичных способов оценки слуха результаты полученные в ходе исследования будут более точными.

Список используемой литературы.

 

  1. Богданова Т.Г. «Сурдопсихология» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.Академия, 2002. - 5-6 с.
  2. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. «Детская оториноларингология» Учебник для вузов. – Москва.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. 92-94 c.
  3. Боскис Р.М. «Глухие и слабослышащие дети» - М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. 3-45 с.
  4. Григорьева И.Ф. «Значение профилактических осмотров и ранней диагностики в реабилитации детей с тугоухостью: Методические рекомендации» – СПб., Изд. Эксмо, 1995. – 12с.
  5. Кобрина Л.М. «Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха. Учебное пособие» СПб ., Изд. Наука. 2005.120 c.
  6. Королева И.В. «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста» - СПб. Изд КАРО, 2005. - 185 с.
  7. Кочкин Р.В. – «Импедансная аудиометрия» М.,Изд. МедиаСфера. 2003. 56-62 с.
  8. Кукушкина О.И, Королевская Т.К Шматко Н.Д «Цели, содержание, методы и формы организации коррекционной помощи детям с нарушенным слухом первых трех лет жизни» М., Изд. Саенс. 2003. 74-81 с.
  9. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. «Анатомия, физиология и патология  
    органов слуха и речи» Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., ВЛАДОС 2001.65-69c
  10. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно–психического развития детей раннего возраста» под ред. Доскина В.А. М.,1995, 91-96 c.
  11. Радионова Е.А. «Анализ звуковых сигналов в слуховой системе» Л.: Изд. Наука, 1987. 230 с.
  12. Сапин М.Р. «Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма» М Изд Академия, 1998. 81-83с.
  13. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. «Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный, школьный возраст» М.: Изд "Экзамен", 2004. 96 с.
  14. Ясинская А.А. «Возможность повышения эффективности аудиологического скрининга у детей раннего возраста» Конференции с международным участием. М., 2006.249-250 c.
  15. http://www.otolaryngology.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Схема строения уха: Наружное ухо: 1 — наружный слуховой проход; 2 — барабанная перепонка; Среднее ухо: 3 — полость среднего уха; 4—молоточек; 5 — наковальня; 6 — стремечко; 7 — полукружные каналы; Внутреннее ухо: 8 —улитка; 9 — евстахиева труба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 Камерто́н — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук частотой 440 Гц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

 

 

Аудиометр — электроакустический  прибор для измерения остроты  слуха. По характеру сигнала, которым измеряется слух, аудиометры разделяются на тональные и речевые; часто они совмещаются в одном аппарате. При измерении тональным аудиометром острота слуха определяется по порогам слышимости чистых (т.е. синусоидальных) тонов; при измерении речевым аудиометром — либо по порогам слышимости, либо по порогам разборчивости речи, то есть по минимальным интенсивностям звука, при которых обеспечивается удовлетворительный процент разборчивости речевого сигнала.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Анкета – вопросник для родителей (выявление факторов риска снижения слуха)

 

Поведенческие реакции  ребенка

Ответ родителей (да, нет)

 

1.Слушает музыку, телевизор при высоком уровне звукового звучания

 

нет

2.Реагирует на некоторые бытовые звуки: бежит к двери после звонка, поднимает трубку звонящего телефона.

да

3.Проявляет интерес к музыке: подпевает песенки, пытается танцевать под музыку.

да

4.Реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения

да

5.У ребенка отмечается отрицательная реакция на звуки повышенной громкости

да

6.Малыш реагирует на собственное имя

да

7.Вам приходится близко подходить к ребенку, чтобы он услышал вас и отреагировал

нет

8.Если ребенок не видит ваших губ, и вы не пользуетесь жестами, он понимает вас.

да

9.У ребенка отмечались остановки, задержки речевого развития

нет

10.Ребенок часто переспрашивает

нет

11.Сопровождает свои игры произнесением звуков.

да

12.Часто «скрежещет» зубами.

нет

13.Когда малыш произносит звуки, его голос: грубый, писклявый, гнусавый.

нет

14.Пользуется несколькими лепетными словами

да

15.Когда вы говорите с ребенком,  
он поворачивает к вам одно ухо.

нет

16.Понимает простые просьбы, например "Брось мячик"

да

17.Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.

да





Информация о работе Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни