Постэмбриональное развитие организма ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 23:04, доклад

Описание работы

Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.

Файлы: 1 файл

постэмбриональное развитие.docx

— 23.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  по  анатомии и  физиологии на тему:

 

 

 

«Постэмбриональное развитие  организма ребенка дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.

Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:

  1. прямое развитие
  2. развитие с превращением или метаморфозом (непрямое развитие)

 

Прямое постэмбриональное  развитие - это когда родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов. В случае прямого развития молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведет тот же образ жизни, что и взрослые. Этот тип развития свойственен, например, наземным позвоночным.

 

Индивидуальное  развитие

Каждому человеку присуще  индивидуальное развитие — онтогенез, начинающийся с момента его зарождения и до естественной смерти.

 В онтогенезе различают  такие периоды: предзародышевый — развитие половых клеток и оплодотворение яйцеклетки; эмбриональный (зародышевый) — преобразование зиготы в зародыш и его развитие к моменту рождения плода; постэмбриональный (послезародышевый) — с момента рождения и до полового созревания; период развития взрослого человека — от сформировавшегося организма к его старению и смерти.

Формирование человеческого  организма заканчивается к 22–25 годам.

Выделяют следующие периоды  послеутробного развития ребенка, период новорожденности(первые 4 недели после рождения), грудной период (от 1 до 12 месяцев), ясельный период (с 1 года до 3 лет), дошкольный период (с 3 до 6 лет) и школьный период (с 6 до 17–18 лет).

 

Дошкольный период

Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 6—7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Он имеет очень важное значение для психического и личностного развития ребенка. Развитие детей дошкольного возраста характеризуется тремя периодами: младший (3-4 г.), средний (4-5 г.) и старший (5-6/7 г.).

 Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от 4 до 51/лет у мальчиков и на 6—7-м году у девочек рост несколько ускоряется — до 6—8 см в год (так называемое первое физиологическое вытяжение). Ориентировочно можно считать, что начиная с 1 года ребенок ежегодно вырастает в среднем на 5 см. 

Ежегодная прибавка массы тела в дошкольном возрасте составляет в среднем 2 кг: за 4-й год жизни — примерно 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й и 7-й — по 2,5 кг. К 6—7 годам масса тела ребенка примерно равна удвоенной массе его тела в возрасте 1 года. Кожа утолщается, становится более эластичной и стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, но еще относительно велико. К 6 годам строение дермы приближается к таковому у взрослых, но кератинизация рогового слоя эпидермиса еще не закончена. Толщина волос увеличивается с 0,08 мм в конце первого года жизни до 0,2 мм к 6—7 годам.   

 В подкожной клетчатке  процессы гиперплазии прекращаются, число жировых клеток становится  постоянным. К 5—7 годам в полостях организма и в забрюшинном пространстве появляются скопления жировой ткани, что уменьшает подвижность внутренних органов.   

 Нарастает масса мышечной  ткани, продолжаются дифференцировка  мышечных волокон и соединительнотканного  каркаса мышц, развитие нервно-мышечных  окончаний. К 6—7 годам мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму, лепке и т.п. С 6—7 лет интенсивно увеличивается сила мышц. Интенсивность обмена в костной ткани снижается. Содержание кальция в скелете увеличивается со 179 г в 3 года до 239 г в 6 лет. Окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. К четвертому году жизни значительно уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5—6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.   

 К 21/годам обычно прорезываются все 20 молочных зубов, с 5—6 лет они начинают выпадать, сменяясь постоянными. В дошкольном возрасте рост лицевого черепа опережает рост мозгового, продолжают формироваться придаточные пазухи носа (околоносовые пазухи). К 4 годам развивается нижний носовой ход.  

 В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура, появляется так называемое реберное дыхание.   

 До 6—7 лет голосовая щель, трахея и бронхи остаются узкими. Слизистая оболочка дыхательных путей нежная, богата кровеносными сосудами. Увеличиваются масса легких, число альвеол, просвет бронхиол. К 5—7 годам заканчивается формирование структуры ацинуса. Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых   Постепенно уряжается, частота сердечных сокращений: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет — 100 ударов в 1 мин, в 7 лет — 85—90 ударов в 1 мин.   Происходит дальнейшее развитие желудочно-кишечного тракта. С 2 до 5 лет длина пищевода увеличивается с 13 до 16 см,

диаметр — с 13 до 15 мм, расстояние от зубов до входа в желудок — с 22,5—24 до 26—27,9 см.    Увеличиваются масса и размеры почек. С 5 лет строение клубочка нефрона такое же, как у взрослых. Число мочеиспусканий уменьшается с 10 раз в сутки в 3 года до 6—7 в 7 лет.  Развивается кроветворная система, возрастает масса костного мозга. Изменяется состав крови: в 4—5 лет происходит повторный перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов практически выравнивается. Увеличиваются масса вилочковой железы, масса и размеры селезенки. Продолжает возрастать число лимфатических узлов, развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта.   

 Происходит дальнейшее  совершенствование иммунной системы,  нарастает уровень комплемента.  Повышается синтез иммуноглобулинов: содержание в крови иммуноглобулинов  М достигает уровня взрослого  человека к 4—5 годам, а иммуноглобулинов G — в 5—6 лет. Уровень иммуноглобулинов А в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых.

Дошкольный  возраст – период сенситивного развития многих способностей человека, усвоения знаний и умений, вот почему обучение в и воспитание в этом возрасте становится традиционным направлением педагогики. 


Информация о работе Постэмбриональное развитие организма ребенка дошкольного возраста