Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

К важным достижениям последних десятилетий следует отнести выявление локусов генома, ответственных за синтез ряда биологически активных веществ (гормонов, нейропептидов, медиаторов), участвующих в деятельности нервной системы. Чрезвычайно важными представляются исследования генетических аспектов дифференцировки отдельных элементов нервной ткани из клеток первичного эпителия нервной трубки. Сейчас совершенно очевидно, что нейроны в генетическом плане - это очень активные клетки: например, известна полиплоидия нейронов в нервной системе как беспозвоночных, так и высших млекопитающих.

Содержание работы

1. Развитие физиологии высшей нервной деятельности.
2. Понятие межполушарной ассиметрии.
3. История изучения проблемы.
4. Современные представления о межполушарной асимметрии.
5. Проблема функциональной асимметрии полушарий.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Ассиметрия мозга РЕФЕРАТ.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ 
ГФБОУ «Мурманский государственный гуманитарный университет» 
(МГГУ)  
Психолого-педагогический институт 
Кафедра специальной психологии и логопедии

 

 

Реферат на тему:

Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия

 

 

                                                    Выполнила:

                                                               Студентка 2 курса

                                                              Факультета ППИ

                                                         Группы 2-БСО СП

                                                         Ардаткина Е. А.

                                                  Проверил:

                                                              

 

 

 

Мурманск 2011

 

 

 

Содержание:

1. Развитие физиологии высшей нервной деятельности.

2. Понятие межполушарной  ассиметрии.

3. История изучения проблемы.

4. Современные представления  о межполушарной асимметрии.

5. Проблема функциональной  асимметрии полушарий.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие физиологии высшей нервной деятельности.

В мировой  науке в настоящее время сформировалась целая область исследований, получившая название нейронауки (neuroscience). Она является питающим источником для понимания высших функций головного мозга.

Наибольшее  влияние на развитие физиологии высшей нервной деятельности оказали такие  открытия:

  1. Полное понимание физико-химических процессов, составляющих основу возбуждения и его проведения по нервным волокнам, а также процесс торможения в нейронах. Нобелевская премия английских физиологов А. Ходжкина, А. Хаксли и Дж. Экклза (1963 г.) Основополагающие знания были получены еще в самом начале XX в., именно тогда была сформулирована "мембранная теория" (Ю. Бернштейн), которая и послужила основой для развития исследований в этой области.
  2. Другим важнейшим открытием было исследование процессов синаптического проведения, т.е. передачи сигналов от нейрона к нейронам или другим клеткам организма.
  3. Успехи, достигнутые в исследованиях на биологических моделях обучения, - простых нервных системах моллюсков, насекомых и других беспозвоночных животных.
  4. Работы в области нейрогенетики.

К важным достижениям последних  десятилетий следует отнести  выявление локусов генома, ответственных  за синтез ряда биологически активных веществ (гормонов, нейропептидов, медиаторов), участвующих в деятельности нервной  системы. Чрезвычайно важными представляются исследования генетических аспектов дифференцировки  отдельных элементов нервной  ткани из клеток первичного эпителия нервной трубки. Сейчас совершенно очевидно, что нейроны в генетическом плане - это очень активные клетки: например, известна полиплоидия нейронов в нервной системе как беспозвоночных, так и высших млекопитающих.

  1. Следующая проблема, которая оказывает огромное влияние на накопление знаний в области физиологии высшей нервной деятельности -онтогенез процессов высшей нервной деятельности. Из работ этологов на выводковых и гнездовых птенцах стало очевидным, что формирование видоспецифического поведения (например, пение, следование за матерью, выбор полового партнера и некоторые другие) происходит только в так называемые чувствительные периоды развития. Сейчас очевидно, что это биологический принцип формирования нейронных структур - в определенные периоды онтогенеза (пренатального и постнатального) они формируются под воздействием внешних сигналов.
  2. Огромных успехов достигли исследования функций отдельных структур и систем головного мозга. Это прежде всего связано с развитием методов исследования. Усовершенствовались поведенческие методики, появился огромный арсенал инструментальных методов (многочисленные модификации электрофизиологических методик - от микроэлектродных до клинических, а также целый набор томографических). В области экспериментальной морфологии появилось огромное разнообразие прижизненных красителей для нейронов, методы с использованием моноклональных антител для идентификации рецепторов к нейромедиаторам и многие другие.
  3. К числу глобальных проблем физиологии высшей нервной деятельности, которые были сформулированы еще И.П. Павловым, относится физиология второй сигнальной системы. В основании этой функции лежит асимметрия полушарий головного мозга. На это непосредственно указывают открытия в прошлом столетии моторного и сенсорного центров речи в левом полушарии у правшей (П. Брока, К. Вернике). Высокоразвитые языки есть у перепончатокрылых, китообразных и других животных. Шимпанзе можно научить языку глухонемых или другим способам сигнализации. Но все эти языки не идут ни в какое сравнение с языком человека. Возможно, это связано с тем, что только у человека существуюет врожденная способность усваивать язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие межполушарной асимметрии.

Межполушарная асимметрия психических  процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при  осуществлении одних психических  функций ведущим является левое  полушарие, других — правое. Более  чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий  головного мозга у человека свидетельствует  о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших  функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Межполушарная асимметрия представляет собой одни из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.

Основные положения, касающиеся межполушарной асимметрии мозга:

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех ВПФ. Представление о правшах как об однородной группе населения неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие. Сложными и неоднородными являются также группы левшей и амбидекстров.

2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).

3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

 

 

В современной нейропсихологии  наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.

Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.

Второе направление – изучением проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными  процессами и влиянию поражений  отдельных структур и областей мозга  на протекание этих процессов.

С функциями левого и правого  полушария у человека связаны  два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правополушарное  мышление, создающее специфический  пространственно-образный контекст, имеет  решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении  левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а  иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения  правого полушария способны привести к полной утрате способности к  творчеству.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей  играет преимущественную роль в экспрессивной  и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим  для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. В  левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления. Также было показано, что левое  полушарие в большей степени  ориентировано на прогнозирование  будущих состояний, а правое —  на взаимодействие с опытом и с  актуально протекающими событиями.

Выделяют несколько видов  функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемой каждым полушарием мозга, называется моторной асимметрией. Неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асимметрией. Специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия.

Так, человек с превалированием  левополушарных функций тяготеет к  теории, имеет большой словарный  запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. "Правополушарный" человек  тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен  способностью тонко чувствовать  и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.

В процессе индивидуального  развития выраженность межполушарной  асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства  детей выявляется образный, правополушарный  тип реагирования, и только в определенном возрасте закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный  для данной популяции. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.

3.История изучения проблемы.

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галя: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галя о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь — моторная афазия. Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия