Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:20, реферат
К важным достижениям последних десятилетий следует отнести выявление локусов генома, ответственных за синтез ряда биологически активных веществ (гормонов, нейропептидов, медиаторов), участвующих в деятельности нервной системы. Чрезвычайно важными представляются исследования генетических аспектов дифференцировки отдельных элементов нервной ткани из клеток первичного эпителия нервной трубки. Сейчас совершенно очевидно, что нейроны в генетическом плане - это очень активные клетки: например, известна полиплоидия нейронов в нервной системе как беспозвоночных, так и высших млекопитающих.
1. Развитие физиологии высшей нервной деятельности.
2. Понятие межполушарной ассиметрии.
3. История изучения проблемы.
4. Современные представления о межполушарной асимметрии.
5. Проблема функциональной асимметрии полушарий.
Список использованной литературы.
Министерство образования
и науки РФ
ГФБОУ «Мурманский государственный
гуманитарный университет»
(МГГУ)
Психолого-педагогический институт
Кафедра специальной психологии
и логопедии
Реферат на тему:
Проблема межполушарной
Мурманск 2011
Содержание:
1. Развитие физиологии высшей нервной деятельности.
2. Понятие межполушарной ассиметрии.
3. История изучения проблемы.
4. Современные представления о межполушарной асимметрии.
5. Проблема функциональной асимметрии полушарий.
Список использованной литературы.
1.Развитие физиологии высшей нервной деятельности.
В мировой
науке в настоящее время
Наибольшее влияние на развитие физиологии высшей нервной деятельности оказали такие открытия:
К важным достижениям последних
десятилетий следует отнести
выявление локусов генома, ответственных
за синтез ряда биологически активных
веществ (гормонов, нейропептидов, медиаторов),
участвующих в деятельности нервной
системы. Чрезвычайно важными
2. Понятие межполушарной асимметрии.
Межполушарная асимметрия психических
процессов — функциональная специализированность
полушарий головного мозга: при
осуществлении одних
Межполушарная асимметрия представляет собой одни из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.
Основные положения, касающиеся межполушарной асимметрии мозга:
1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех ВПФ. Представление о правшах как об однородной группе населения неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие. Сложными и неоднородными являются также группы левшей и амбидекстров.
2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной).
3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.
В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.
Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений ВПФ при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.
Второе направление – изучением проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.
С функциями левого и правого
полушария у человека связаны
два типа мышления — абстрактно-логическое и прос
Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
В настоящее время считается,
что левое полушарие у правшей
играет преимущественную роль в экспрессивной
и импрессивной речи, в чтении, письме,
вербальной памяти и вербальном мышлении.
Правое же полушарие выступает ведущим
для неречевого, например, музыкального
слуха, зрительно-пространственной ориентации,
невербальной памяти, критичности. В
левом полушарии
Выделяют несколько видов функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемой каждым полушарием мозга, называется моторной асимметрией. Неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асимметрией. Специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия.
Так, человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.
В процессе индивидуального
развития выраженность межполушарной
асимметрии меняется — происходит латерализация
Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
3.История изучения проблемы.
Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия