Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

К важным достижениям последних десятилетий следует отнести выявление локусов генома, ответственных за синтез ряда биологически активных веществ (гормонов, нейропептидов, медиаторов), участвующих в деятельности нервной системы. Чрезвычайно важными представляются исследования генетических аспектов дифференцировки отдельных элементов нервной ткани из клеток первичного эпителия нервной трубки. Сейчас совершенно очевидно, что нейроны в генетическом плане - это очень активные клетки: например, известна полиплоидия нейронов в нервной системе как беспозвоночных, так и высших млекопитающих.

Содержание работы

1. Развитие физиологии высшей нервной деятельности.
2. Понятие межполушарной ассиметрии.
3. История изучения проблемы.
4. Современные представления о межполушарной асимметрии.
5. Проблема функциональной асимметрии полушарий.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Ассиметрия мозга РЕФЕРАТ.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4. Современные представления о межполушарной асимметрии.

После открытия в левом  полушарии моторного центра речи (центр Брока) и сенсорного центра речи (центр Вернике) это полушарие  стали рассматривать доминирующим в отношении речевой функции  и мышления. Под влиянием наблюдений Р. Сперри и сотрудников за больными людьми с перерезкой комиссур переднего  мозга ("расщепленный мозг") стала  складываться концепция о частичном  доминировании полушарий мозга  человека. Согласно этой концепции, левое  полушарие специализируется на вербально  символических функциях, правое —  на пространственно синтетических.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга  изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности  того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую  функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических  функций, сформулированной Лурия А. Р.. Таким образом, межполушарная  асимметрия имеет не глобальный, а  парциальный характер: правое и левое  полушарие принимают различное  по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических  функций. Также важно отметить, что  в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают  на то, что между правым и левым  полушарием головного мозга существуют анатомические различия.

Единая теория, объясняющая  с эволюционных позиций многие аспекты  межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает  в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Этология считает возникновение  и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она  была обнаружена у дельфинов и  птиц (от попугая до канарейки), и  весьма вероятно, что её возникновение  было связано с речевой деятельностью  и групповым взаимодействием. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между  разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось.

Так как межполушарное  взаимодействие служит основой осуществления  высших психических функций, его  нарушение у взрослых может приводить  к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется  в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в  раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Асимметрия мозга тесно  связана с полом. Среди детей  леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием  мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что  существует определенная зависимость  между этими явлениями, и все  они тесно связаны с асимметрией  мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи.

Представления о половых  различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических  и поведенческих исследований. При  повреждениях левого полушария в  результате кровоизлияния, опухоли  или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у  мужчин бывает гораздо больше, чем  у женщин. Аналогичные повреждения  правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального  характера у мужчин, по сравнению  с женщинами. Афазия вследствие повреждения  левого полушария возникает у  мужчин в три раза чаще, чем у  женщин, и имеет более тяжелый  характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более  симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой  диморфизм — разные способности  и склонности мужчин и женщин, разная обучаемость и сообразительность  — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах  выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с  возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно  лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и ещё меньше по арифметике. В  технических вузах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются  в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое и правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают  успеха существенно чаще, чем женщины.

Мала доля женщин среди  сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин также  чаще обнаруживается преимущество правого  уха при дихотическом прослушивании  и левой руки у праворуких при  тактильном узнавании предметов  дигаптическим методом.

 Обнаружен половой  диморфизм по соотношению длин  левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются  в анатомических, клинических,  дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических  и психологических исследованиях  полушарий.

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны  не с полом, как таковым, а с  разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может  объяснить, в лучшем случае, половой  диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины  занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему  развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства  женщин обусловлены тем, что они  воспитывали детей, а это требует  словесного общения.

Существующие трактовки  связывают половой диморфизм  по асимметрии мозга в основном с  чисто человеческими или социальными  факторами. Однако все больше и больше накапливается данных, свидетельствующих  о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней, распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени  асимметрии мозга у самцов по сравнению  с самками у крыс, кошек, китообразных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проблема функциональной асимметрии полушарий.

Представления о функциональной асимметрии мозга прошли несколько  этапов развития. На первом этапе многие авторы считали, что левое полушарие  является доминантным по отношению  к правому по речи, произвольным двигательным функциям, а также другим высшим психическим процессам. В  нейро-психологии изучении мозга правому  полушарию отводилась второстепенная подчиненная роль. Концепция доминантности  левого полушария основана на положении  об абсолютной противоположности функций  левого и правого полушарий мозга, при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария  в обеспечении речи и других связанных  с речью высших психических функций  и нейро-лингвистических процессов.

Накопление фактов в исследовании мозга относительно участия правого  полушария головного мозга в  речевой деятельности, а левого —  в невербальных, перцептивных формах микрополяризации психических процессов  пошатнуло концепцию абсолютной доминантности левого полушария. Ей на смену пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению  к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам  и относительной доминантности  правого полушария в реализации невербальных гностических функций  в организации головного мозга.

В настоящее время в  нейропсихологии мозга проблема функциональной асимметрии полушарий  по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего  как проблема функциональной специфичности  полушарий, т.е. как проблема специфичности  того вклада, который вносит каждое полушарие в каждую психическую  функцию.

В нейропсихологических исследованиях  функциональная специфичность левого и правого полушарий по отношению  к разным функциям (элементарным и  сложным) изучена в разной степени. Если левосторонняя по преимуществу мозговая организация речевых функций  является давно установленным фактом, так же как и преимущественное участие правого полушария в  невербальных гностических функциях, то в меньшей мере изучена функциональная специфичность полушарий по отношению  к другим познавательным и эмоциональным  процессам.

Изучение межполушарных  различий мозговой организации различных  психических и нейро-лингвистических  функций составляет лишь одну сторону  проблемы функциональной асимметрии мозга. Второй не менее важный, но менее  изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления  различных, и прежде всего высших, психических функций.

К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в  институте мозга АМН, а также  результаты зарубежных авторов свидетельствуют  о том, что уже у некоторых  животных (крыс, кошек, обезьян) длина  сильвиевой борозды в левом полушарии  больше, чем в правом.

У человека эти  различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных  зон височной области) в левом  полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария, нейроны  левого полушария (у правшей) крупнее  нейронов правого полушария и  даже диаметр кровеносных сосудов  в левом полушарии больше чем  в правом. Есть сведения о различиях  в организации левого и правого  таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые  связаны с речью.

Еще более убедительны  физиологические данные: при регистрации  вызванных потенциалов они сначала  отмечаются в правом полушарии, а  потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что это связано  с разными способами переработки  информации (правое осуществляет ее целостно и одновременно, а левое - аналитически и последовательно). Доказано, что  левое полушарие активизируется при выполнении одних задач, а  правое - других. С помощью метода вызванных потенциалов, возникающих  при звуках человеческой речи у новорожденных, получены данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции  в левом полушарии заметно  больше, чем в правом, а при  неречевых звуках {шум или музыкальные  аккорды) - у всех десяти младенцев  амплитуда вызванных потенциалов  выше в правом полушарии /38/. Все это  убедительно свидетельствует о  том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо  проявляется в условиях психической  деятельности.

Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые  нарушения возникают преимущественно  при поражении левого полушария, в то время как поражение правого  приводит к появлению своеобразного  симптомокомплекса, включающего нарушение  схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.

Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о  неравнозначности структур и функций  левого и правого полушарий.

В настоящее время  проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который  вносит каждое полушарие в организацию  любой психической функции. В  этом принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при  этом каждое вносит свой специфический  вклад.

 

- функциональная  асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют  моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т.  д.), сенсорные (зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия  организации речи и других  психических функций). В разных  системах характер функциональной  асимметрии может быть неодинаков;

- каждая конкретная  форма функциональной ассиметрии  отличается своей степенью, мерой  выраженности. Можно говорить о  сильной или слабой асимметрии;

- функциональная  асимметрия больших полушарий  у взрослого человека есть  продукт действия биосоциальных  структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы  функциональной специализации являются  врожденными, но по мере развития  ребенка происходит усовершенствование  и усложнение механизмов межполушарной  асимметрии и межполушарного  взаимодействия.

Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный - это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба  полушария мозга абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи  между левым и правым полушариями  возникают серьезные нарушения  психических функций. Результат  перерезки комиссур мозга (мозолистого  тела), получивший название "Модель расщепленного мозга", характеризуется  триадой симптомов /36, 44/:

- аномия, проявляющаяся  в нарушении способности давать  отчет обо всех видах сенсорной  информации, поступающей в правое  полушарие;

- дископия-дисграфия,  для которой характерно нарушение  письма и конструктивной деятельности  при выполнении их одной (правой  или левой) рукой;

Информация о работе Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия