Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 17:41, лекция
Цель: Профилактика ранней беременности.
Учебные вопросы:
Что такое ранняя беременность?
Чем опасна ранняя беременность?
Как уберечься от нежелательной беременности?
Проблемы ранней беременности.
Какая же существует профилактика ранней беременности?
Ранняя беременность - что делать?
Итог ранней беременности.
Твой выбор
В словаре русского языка Ожегова С. И. «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, так же свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Каплан Е.А) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (биосоциология, психоанализ, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.
Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери.
Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для матери.
Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.
Для целостного психологического исследования материнства Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций:
видотипичные, то есть обеспечивающие структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида,
функции, направленные на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры.
К видотипичным функциям матери относятся следующие:
1.Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
2.Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
3.Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
4.Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразующих для сферы общения.
5.Обеспечение условий
для развития мотивационных
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком.
К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:
1.Обеспечение матерью
предметной среды и условий
чувственно-практической, игровой деятельности
и общения, которые способствуют
образованию культурных
2.Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
3.Обеспечение условий
для формирования культурных
особенностей социально-
4.Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
5.Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.
Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивают и интерпретируют функции матери.
1.2 Социокультурный, психологический и философский подход к определению материнства
Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. Рассматриваются основные учения о сущности материнства как культурного феномена, его ценности и значимости для общества. Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).
Рассмотрим основные подходы форм материнства в различные эпохи культуры.
В концепциях античных философов материнство приобретает окраску естественной необходимости, продиктованной запросами государства. В учениях Платона и Аристотеля материнство (рождение и воспитание детей) рассматривается как дань обществу в деле его укрепления. Материнские чувства и забота определяются индивидуальным делом для женщины.
В средневековой философии тема материнства получает новый контекст. Ее осмысление начинается с момента осознания «роли женщины в истории человечества» в контексте Библии. Женщина считается причиной грехопадения человека, объявляется носительницей зла. Церковь проповедует отказ от телесности и уход к идеальным формам, поэтому и материнство, реализующееся в деторождении, оказывается вне сферы интересов религии.
Средневековая европейская культура дает религиозную трактовку материнства. В христианской символике женщина представлена в двух ипостасях: Евы и Святой Марии. В первом случае женщина - сосуд зла. Именно Ева несет ответственность за грехопадение, но именно ей дано имя «Жизнь дающая», тем самым определяется ее высокое предназначение. Святая Мария - девственная непорочность, вечная женственность.
Материнство в средневековой мысли рассматривается как носительница божественной печати, как транслятор духовных и нравственных ценностей, само материнство трактуется как универсальная ценность.
Возрождение стало в истории Европы и мира поворотной точкой, развернувшей ход истории и развития культуры в сторону человека и социума. В эпоху Возрождения возникло новое осмысление материнства, противоположное по своей сути Средневековому.
Осмысление материнства находилось за пределами главных смысложизненных проблем ренессансных философов. О женщине больше говорят как о воплощении красоты, объекте любви.
В эпоху Возрождения функция продолжения рода (материнство) избежала процесса обесценивания в глазах общества, однако материнская забота о детях относилась к естественному поведению, как само собой разумеющееся. Материнство было проявлением материи, физиологической сущности женщины и вне деторождения не мыслилось.
Сциентистская философия Нового времени во главу угла ставила идею формирования гражданина: воспитание чувства долга, который превышал личные интересы. В культуре Нового времени утверждался принцип доминирования родового над индивидуальным, идеального над реальным. Тема материнства приобретает новые грани: она становится объектом пристального изучения педагогов, юристов, политических деятелей.
В эпоху Просвещения материнство рассматривается с позиции морально-этического подхода. Оно есть проявление законов природы и выполнение своего долга перед отечеством. В философских трудах обосновывается незыблемость природного закона - стремление всего живого к удвоению. Впервые в Новое время появляется тема детства как самостоятельного возраста.
Отношение к материнству определяется через набор морально-нравственных качеств, необходимых женщине-матери для взращивания из ребенка гражданина, поэтому его значение определяется содержанием образа ребенка в данную эпоху.
Просвещенческая позиция в отношении к материнству усугубилась в европейском обществе XX-XXI века. Постмодернизм приобрел крайнюю форму волюнтаризма и субъективизма. Материнство более не рассматривается как долг, оно выглядит исключительно как личная прерогатива человека. Можно констатировать, что в современной западноевропейской культуре XX века утрачивается осознание материнства как культурной ценности.
Факт утраты ценности материнства нашел отражение в авторских теориях западноевропейской философской мысли: постмодернизме и феминизме.
Новые подходы к социокультурному анализу материнства, которые демонстрируют представители феминизма в эпоху постмодернизма, позволили им поставить важные вопросы, которые выходят за рамки темы материнства и позволяют сделать шаг вперед на пути изучения проблем общественных умонастроений и культурных изменений.
Материнство в концепции социальных конструктивистов предстает как биосоциальный феномен, в котором социальная часть сильнее биологической. Благодаря такому подходу в определении понятия «материнство» появилось важное добавление. Если биологические детерминисты и традиционная наука, говоря о материнстве, имели в виду лишь отношения матери и рожденного (или воспитываемого) ею ребенка, то у современных мыслителей под определение «материнских» попали и моральные отношения женщины к ребенку, другому человеку в целом.
Западный феминизм рассматривает материнство как начало, в котором наиболее явственно видно столкновение Природы и Культуры, столкновение, переходящее в конфронтацию. Поэтому крайний феминизм предлагает отказ от материнства как фактора, лишающего женщину равноправия с мужчиной, а менее радикальные предлагают умеренную позицию: материнство должно стать личностным выбором каждой женщины.
Что касается исследования материнства в области психологии, то они отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В зарубежной психологии существуют две основные концепции определения сути материнско-детских отношений:
1) концепция фиксированных
материнских отношений, в которой
в центре анализа стоит
2) концепция, устанавливающая
связи между факторами
В отечественной психологии исследования носят в основном прикладной характер и касаются преимущественно следующих аспектов исследования материнства:
ведущей роли взрослого (матери) в психическом развитии ребенка (Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Мухина В.С., Эльконин Д.Б.),
исследования стилей и типов детско - родительских отношений (Буянов М.И.),
исследования личностных особенностей матери и их представленности в детско-родительских отношениях (Захаров А.И., Исенина Е.И., Спиваковская А.С.).
Следовательно, в исследованиях зарубежных и отечественных психологов отмечена ведущая роль матери в формировании психологического склада ребенка.
Таким образом, материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам
ГЛАВА 2. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
2.1 Понятие и причины раннего материнства