Сестринский процесс при выхаживании недоношенных детей и его роль в реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Согласно Декларации ООН о правах ребенка государство обязано обеспечить защиту жизни и здоровья детей независимо от экономического положения общества. Реализация этого положения с первых минут жизни недоношенного новорожденного ребенка непосредственно зависит от работы медицинского персонала. [16] Наметившееся в конце 80-х годов ежегодное снижение младенческой смертности (примерно на 5%) остановилось в 1990 году. С 1991 года началось ее увеличение. Существенный вклад в рост данного показателя вносят недоношенные дети.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..……3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ по проблеме исследования вляния искусственного и естественного вскармливания на физическое и психомоторное развитие ребенка.......................................................................................................5
1.1.Особенности физического и психомоторного развития ребенка грудного возраста.........................................................................................5
1.2.Современные представления о составе и качествах грудного молока....................................................................................................................7
1.3.Характеристика смесей для искусственного вскармливания детей.12
1.4.Значение грудного молока для полноценного развития ребенка и его преимущества........................................................................................17
Глава II. Практические исследованиЯ (ПО ДАННЫМ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №2)……………………………………....21
2.1.Собственные исследования влияния естественного и искусственного вскармливания на физическое и психомоторное развитие ребенка……………………………………………………..…………… 21
Выводы ……………….……………………………………..........…….27
практические рекомендации.....................................................32
Список литературы….…………….………………………………

Файлы: 1 файл

недоношенный курсовая.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

Положение ребенка

В силу незрелости и неспособности изменять свое положение в кроватке (инкубаторе, на столике), недоношенные дети, как правило, полностью зависят от действий медицинского персонала. До настоящего времени в литературе опубликовано достаточное количество рекомендаций по выкладыванию новорожденных в инкубаторах и столиках. В одном исследовании американские ученые обратили внимание на снижение психомоторного возбуждения недоношенных детей в положении на животе в специальных «гнездах» или без них, а также в положении на боку с использованием «гнезд». Такая позиция может оказать наилучшее влияние на снижение психомоторного возбуждения и потенциально сохранять больше энергии недоношенного для роста. [10] Большую роль в формировании правильного скелета и развития мышечного каркаса играют медицинские сестры в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Именно от них зависит, насколько правильно будет придано положение новорожденному в кроватке. Выбор оптимальной позиции и своевременная смена положения будут значительно влиять на процесс дальнейшего созревания костномышечной системы и развитие нежелательных нарушений опорно-двигательного аппарата у малыша. Выбор правильного положения недоношенного младенца позволит предотвратить нарушения развития конечностей, деформаций черепа и тяжелых двигательных нарушений в будущем.

[10] Мышечный тонус у  недоношенных новорожденных, в особенности  у детей с экстремально низкой  массой тела, снижен, и ребенок  не может самостоятельно занять  более комфортное для него  положение или характерную для  его гестационного возраста «позу эмбриона». [10] Поза «эмбриона» недоношенного ребенка.

 По результатам многочисленных  исследований не было обнаружено  достоверной разницы при использовании  различных положений детей, находящихся  на ИВЛ, но было отмечено, что  в положении на животе оксигенация у младенцев несколько увеличивается. Находясь в кроватке (в инкубаторе, на реанимационном столике) недоношенный ребенок не может двигать своими конечностями в полном объеме, поскольку силы гравитации порой оказываются сильнее собственной мышечной силы ребенка и не позволяют ему активно двигаться, как это было возможно в жидкой среде в утробе матери. Ребенок оказывается «распластанным» на поверхности, на которой лежит. Чем дольше недоношенный будет находиться в таком положении, тем более выраженной будет мышечная атрофия, тем большее время потребуется на восстановление моторных функций. Создание специальных «гнездышек» позволит придать конечностям физиологическое положение. Ребенок сможет «ощущать» свои ручки и ножки, прилагать меньше усилий для движений. Реабилитационный период у таких новорожденных будет занимать меньше времени. Кроме того, определенный мышечный тонус позволит поддерживать более стабильное артериальное давление в сосудах и снизить продолжительность применения инотропных препаратов, вероятность развития отеков, что часто наблюдается на практике, также будет низка. [10]

Эмоциональная поддержка родителей - один из наиболее важных аспектов в проблеме выхаживания новорожденных детей. Необходимо создать все условия, чтобы родители могли, по возможности больше находится со своими детьми. Совместное пребывание родителей и младенцев в неонатальных стационарах потребуют определенной культуры общения со стороны медицинского персонала, повысит ответственность врачей и сыграет важную роль в снижении заболеваемости и смертности недоношенных новорожденных. [3] [11

Возможные проблемы родителей:

  • Стресс и переживания в связи с преждевременными родами.
  • Беспокойство и тревога за ребенка.
  • Чувство беспомощности.
  • Дефицит знаний и навыков ухода за ребенком.
  • Высокий риск развития гипогалактии.
  • Отсутствие грудного молока у матери.
  • Дефицит семейной поддержки.
  • Поиски виновных в преждевременном рождении ребенка.
  • Ситуационный кризис в семье.

 

Выживание детей с ЭНМТ улучшилось с широко распространенным использованием Сурфактантов

Процесс выхаживания недоношенных детей включает в себя несколько периодов:

-острый период

-период стабилизации

- поздний период

 Оказание помощи и  выхаживание недоношенных детей делится на несколько этапов.

 -первый этап - это родильный дом

-второй этап – отделение патологии новорожденных.

- третий этап- диспансерное наблюдение на участке

Выводы

Роль медицинской сестры при выхаживании недоношенных детей

1.В лечебных учреждениях, за недоношенными детьми должны ухаживать наиболее опытные и квалифицированные медицинские сестры или специально подготовленный персонал.

2.Необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию знаний и навыков среднего медицинского персонала по уходу за детьми высокого риска.

3. К этим детям требуется особенно бережное отношение при выполнении основных медицинских процедур, а проведение манипуляций, раздражающих ребенка (таких как наложение горчичников, интенсивная перкуссия грудной клетки и др.) является противопоказанным. Учитывая выраженные нарушения микроциркуляции в острый период заболевания, нецелесообразно внутримышечное и интрагастральное введение лекарственных препаратов. До тех пор, пока ребенок находится в тяжелом состоянии, необходимо отдавать предпочтение внутривенному пути введения. При этом внутривенное введение жидкости должно осуществляться равномерно в течение суток. С этой целью необходимо пользоваться периферическими венами конечностей или головы (пункция которых должна проводиться после согревания ребенка), а при выраженном венозном застое или низком артериальном давлении - центральной веной. [18] В выхаживании недоношенных детей огромная роль принадлежит медицинской сестре. Только высококвалифицированный персонал, думающий и любящий может справиться с этой нелегкой задачей. Медицинские сестры, работающие в отделениях новорожденных - это особые сестры. В последнее время сформировалось понятие «интенсивный уход», который представляет собой неотъемлемую часть интенсивной терапии новорожденных. [18] Основная масса недоношенных детей, прошедших через отделение реанимации и интенсивной терапии, находилась на данном отделении от 1 до 7 дней.

Это дает основания делать вывод о том, что основное место в выхаживании недоношенных детей должно уделяться ежедневному уходу за недоношенным ребенком.

 Медицинская сестра должна прекрасно знать:

- все анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных детей

-особенности санитарно-эпидемиологического режима отделения недоношенных детей

 -неотложные состояния недоношенного ребенка

- основные правила и приемы реанимации и интенсивной терапии владеть:

- манипуляциями по уходу за недоношенными детьми (туалет новорожденного)

- владеть техникой постановки мочевого катетера и желудочного зонда, знать правила кормления ребенка через зонд

- владеть техникой постановки периферических и центральных венозных катетеров.

 

Важнейшие аспекты сестринского ухода

Самыми важными аспектами сестринского ухода за недоношенными новорожденными детьми в отделении реанимации и интенсивной терапии являются: [10]

 -Обеспечение максимального наблюдения при минимуме манипуляций. Достигается непрерывным мониторным контролем, который позволяет избежать лишнего контакта с ребенком, уменьшая риск его инфицирования. [10]

- Пульсоксиметрия - используется для оценки и контроля за оксигенацией, профилактики гипоксии, оценки влияния процедур на оксигенацию, оценки тяжести апноэ. Важно помнить об обязательной смене мест прикрепления датчика, для избежания развития пролежней и нарушения кровообращения. [18]

- Измерение АД - используется для оценки стабильности гемодинамики. Показатели могут быть ошибочными, если размер манжетки не соответствует размеру руки ребенка, при некоторых патологиях измеряют давление на руках и ногах. [18]

- Наблюдение за дыханием - важно уметь определять частоту, глубину, ритм дыхательных движений и тип дыхания. У детей раннего возраста дыхание поверхностное, тип дыхания у новорожденных - брюшной.

-Обеспечение адекватного температурного режима для недоношенных детей является не только частью ухода, но и рассматривается как компонент интенсивной терапии. [10]

 Обязательный компонент  всех мероприятий интенсивного  ухода - профилактика инфекционных  осложнений.

Все, что соприкасается с новорожденным должно быть стерильным, а расходный материал и предметы ухода - одноразовыми.

Медицинская сестра должна в полном объеме владеть техникой обработки всей следящей, выхаживающей и наркозно-дыхательной аппаратуры, соблюдать правила асептики и антисептики, здесь нельзя пренебрегать не одним этапом и строго выполнять все инструкции. От слаженной работы всего коллектива зависит результат выхаживания и дальнейший прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Антонов А.Г. Сидельникова В.М «Преждевременные роды. Недоношенный ребенок.» Издательство «Гэотар-Медиа» 2006 год.

2. Агейкин В.А. Медицинский  научный и учебно - методический журнал №16 [Октябрь 2003] Раздел - Лекции Название работы - «Недоношенные дети».

3. Бомбардирова Е.А, Яцык Г.В., Тресорукова О.В. Статья «Выхаживание и ранняя реабилитация детей».

4. Баранов А., директор  Научного центра здоровья детей  РАМН, академик РАМН, профессор. Медицинская  газета. 2003 год. №20-19 март 2003 год. «Нужна  перинатальная революция» (Электронная  версия)

5. Боровик Т.Э., Яцык Г.В., Скворцова В.А. «Вскармливание недоношенных детей» Журнал «Лечащий врач» 2006, №2, с. 64-68.

6. Диск «Справочник медицинской  сестры» литературное агентство  «Научная книга» 

7. Диск «Неонатология  национальное руководство. Национальный  проект здоровье». Российская ассоциация  специалистов перинатальной медицины.

8. Диск «Остров Сокровищ 2010» Семинар по интенсивной  терапии и реанимации в неонатологии. Екатеринбург 19-29 октября 2010 года.

9. Медицинский портал www.medportal.ru. E-mail: info@medportal.ru

10. Пулин А.М. Цыбулькин Э.К. Статья «Актуальные задачи этапов интенсивной терапии недоношенных детей».

11. Руководство по неонатологии  Университета Айовы - 1997 год.

12. «Российская газета». [7 сентября 2004 г.] «42 дня вне закона» 

13. Степанов А. неонатолог, к.м.н «журнал 9 месяцев» Статья «Самые маленькие».

14. Студеникин В.?М., Скворцова В.?А., Яцык Г.В. «Вскармливание новорожденных:» Руководство по неонатологии. 1998. С. 205-214.

15. Симаходский А. Начальника отдела по организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению, профессор

17 сентября 2008 «Санкт - Петербургские  Ведомости».

16. Тимошенко В.Н. «Недоношенные  новорожденные дети» Издательство  «Феникс» 2007 год 17. Н.П. Шабалов «Неонатология» Издательство «МЕДпресс-информ» 2006 год.

18. Шабалов Н.П. «Современная терапия в неонатологии» Справочник

19. Шабалов Н.П., Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннигам. - Минск, 1995. - 640 с.

20. Яцык Г.В. - Руководство по неонатологии - Медицинское информационное агентство, 1998 - С. 168-184. 
 
Источник: http://reftrend.ru/355608.html

 


Информация о работе Сестринский процесс при выхаживании недоношенных детей и его роль в реабилитации