Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 09:57, курсовая работа
Согласно Декларации ООН о правах ребенка государство обязано обеспечить защиту жизни и здоровья детей независимо от экономического положения общества. Реализация этого положения с первых минут жизни недоношенного новорожденного ребенка непосредственно зависит от работы медицинского персонала. [16] Наметившееся в конце 80-х годов ежегодное снижение младенческой смертности (примерно на 5%) остановилось в 1990 году. С 1991 года началось ее увеличение. Существенный вклад в рост данного показателя вносят недоношенные дети.
Введение …………………………………………………………..……3
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ по проблеме исследования вляния искусственного и естественного вскармливания на физическое и психомоторное развитие ребенка.......................................................................................................5
1.1.Особенности физического и психомоторного развития ребенка грудного возраста.........................................................................................5
1.2.Современные представления о составе и качествах грудного молока....................................................................................................................7
1.3.Характеристика смесей для искусственного вскармливания детей.12
1.4.Значение грудного молока для полноценного развития ребенка и его преимущества........................................................................................17
Глава II. Практические исследованиЯ (ПО ДАННЫМ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №2)……………………………………....21
2.1.Собственные исследования влияния естественного и искусственного вскармливания на физическое и психомоторное развитие ребенка……………………………………………………..…………… 21
Выводы ……………….……………………………………..........…….27
практические рекомендации.....................................................32
Список литературы….…………….………………………………
ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»
ЦМК Акушерства и педиатрии
Курсовая работа
на тему:
«Сестринский процесс при выхаживании недоношенных детей и его роль в реабилитации»
Выполнила:
Студентка464 “Д” гр.
Писаренко А.В.
Руководитель курсовой работы:
преподаватель ЦМК
Акушерства и педиатрии
Белова Маргарита Казимировна
Ставрополь 2014 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………..……3
Глава
I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ по проблеме исследования
вляния искусственного и естественного
вскармливания на физическое и психомоторное
развитие ребенка.......................
1.1.Особенности физического
и психомоторного развития
1.2.Современные представления
о составе и качествах
1.3.Характеристика смесей
для искусственного
1.4.Значение грудного
молока для полноценного
Глава II. Практические исследованиЯ (ПО ДАННЫМ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №2)……………………………………....21
2.1.Собственные исследования
влияния естественного и
Выводы ……………….…………………………………….........
практические
рекомендации..................
Список литературы….…………….………………………………
Введение
Согласно Декларации ООН о правах ребенка государство обязано обеспечить защиту жизни и здоровья детей независимо от экономического положения общества. Реализация этого положения с первых минут жизни недоношенного новорожденного ребенка непосредственно зависит от работы медицинского персонала. [16] Наметившееся в конце 80-х годов ежегодное снижение младенческой смертности (примерно на 5%) остановилось в 1990 году. С 1991 года началось ее увеличение. Существенный вклад в рост данного показателя вносят недоношенные дети. [16] По данным Минздравмедпрома, в 1985 году каждый 11-й младенец рождался больным или заболел в неонатальном периоде, в 1989 году - каждый 8-ой, в 1992-1993 годах - каждый 5-ый. К 2013 году доля здоровых новорожденных в популяции РФ может снизилась до 15-20% при сохранении низкого уровня рождаемости. [16]
Актуальность данной темы
В современных условиях недоношенность является одной из основных причин смертности среди новорожденных. У выживших недоношенных детей наблюдается значительно повышенная вероятность развития острого или хронического заболевания и различных неврологических нарушений в старшем возрасте. Эти факты заставляют отнестись к эпидемиологии недоношенности как к проблеме исключительной важности. Статистика свидетельствует о несоразмерно высоком количестве недоношенных детей в общем числе выживших новорожденных, которые страдают физической, интеллектуальной и эмоциональной неполноценностью. Недоношенность приводит к возникновению этических проблем, связанных со стоимостью и действенностью лечения, взаимоотношениями в семье, затруднениями при обучении и дальнейшем трудоустройстве. Все это дает основание считать, что недоношенность является не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой. [1]
Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ по проблеме недоношенные дети и принципы их выхаживания.
Частота преждевременных родов весьма вариабельна. В большинстве промышленно развитых стран в последние два десятилетия она достаточно стабильна и составляет 5-10% от числа родившихся детей. Частота преждевременных родов в Санкт-Петербурге - 7,4-6,7% (1999-2002). В США из 3,7 млн. ежегодно рождающихся младенцев 10,8% - дети, родившиеся с массой тела менее 2500 г., и 1,1% - родившиеся ранее 32 недели и с массой тела менее 1250 г. [17] Выживаемость недоношенных детей непосредственно зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Дети с массой тела 1500 г. и ниже (менее 30-31 недели гестации) составляют только 1% от всех живорожденных, но в то же время 70% случаев смерти в неонатальном периоде (за исключением детей с врожденными аномалиями) приходится на детей с массой тела до 1500 г. С накоплением опыта интенсивного лечения новорожденных недоношенных детей отмечается прогрессивное снижение уровня смертности. [13] В 1975 году Всемирная организация здравоохранения рекомендовала считать младенцев жизнеспособными, если они появились на свет, не ранее 22-й полной недели и масса их тела достигла 500 г., а недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке беременности до 37 полных недель и имеющий все признаки незрелости. На сегодняшний день массу тела и рост относят к условным критериям недоношенности, поскольку многие доношенные дети в силу ряда причин могут иметь массу тела менее 2500 г. и рост менее 45 см. [20] Россия присоединилась к странам, выполняющим рекомендации ВОЗ с 1 января 1993 года. Конечно, дети с экстремально низкой массой тела, по статистике, рождаются редко: от всех недоношенных малышей 0,01%. Если смотреть на цифры, это, конечно, ничтожно мало, но за цифрами стоит судьба маленького человечка и его родителей. Из десяти глубоконедоношенных детей четверо становятся инвалидами, но шестерых мы можем выходить, и они социально адаптируются. [20] Прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети внезапно умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают наперекор мрачным оценкам. Японскими учеными описан случай успешного выхаживания недоношенного ребенка, родившегося с массой 396 гр. Причем, по истечении некоторого времени, он не уступал сверстникам ни в психическом, ни в физическом развитии! [20] Несомненно, одно: шансы недоношенного малыша выжить увеличиваются с каждым прожитым днем. Степень разработанности данной темы В настоящее время в развитых странах родившийся плод при сроке гестации в 22-25 недель может выжить, если созданы условия выхаживания, соответствующие его анатомо-физиологическим особенностям. Cегодня, в родильных домах с хорошо оснащенными отделениями реанимации новорожденных выхаживают деток весом от 500 г. А самым маленьким ребенком, выжившим после преждевременных родов, стала Амилия Тейлор из США: она появилась на свет на 22-й неделе беременности и в момент рождения весила всего 280 граммов! На Ассамблее ВОЗ, а затем в приказе МЗ РФ №318 (от 04.12.1992 года), принято следующее определение живорождения: «Живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента». [2] Согласно приказу Минздрава России №318 от 04.12.92 рекомендована следующая терминология: все дети с массой тела менее 2500 г. - это новорожденные с малой массой. [1] Среди них выделяют группы:
-2500-1500 г. - дети с низкой массой тела при рождении (НМТ)
- 1500-1000 г.-с очень низкой массой тела (ОНМТ)
- менее 1000 г. - с экстремально-низкой массой тела (ЭНМТ)
[1] Для того чтобы отечественная статистика была сопоставима с международными критериями в области перинатологии, Россия, учитывая рекомендации ВОЗ, перешла на новые критерии, что отражено в вышеупомянутом приказе. Учреждения здравоохранения должны осуществлять регистрацию всех детей, родившихся живыми и мертвыми, которые имеют массу тела при рождении 500 г. и более, длину - 25 см и более, при сроке беременности 22 недели и более (отраслевые показатели). Однако по-прежнему государственная статистика из рожденных живыми учитывает только детей с 28 недели гестации и более (масса тела 1000 г. и более, длина 35 см и более). Из родившихся живыми с массой тела 500-999 г. подлежат регистрации в органах ЗАГСа только те новорожденные, которые прожили 168 часов (7 суток). Показатель неонатальной смертности недоношенных детей намного превышает таковой у родившихся в срок и в значительной степени зависит от эффективности оказания медицинской помощи. [3] Общенациональное исследование показало, что доля выживших младенцев среди появившихся на свет на 22-23 неделях составляет 1%, а среди тех, кто появился на свет 25-26 неделях, показатель составляет уже 44%. Тяжелые и среднетяжелые нарушения развития наблюдаются у двух из трех выживших 23-24-недельных младенцев. [1]
Глава II. Цели и задачи исследования
Цель работы: изучить медико-социальные аспекты выхаживания недоношенных детей с экстремально низкой массой тела
Задачи исследования:
Объем и предмет исследования: исследование проводилось на базе отделения реанимации и интенсивной терапии ДККБ, отделения патологии новорожденных ДККБ.
Данные для исследования брались 2012 и 2013 годы.
Для исследования использовались:
- данные журналов поступления больных на отделения (количество койко-дней, проведенных ребенком в больнице, диагноз ребенка при поступлении в стационар и при выписке из него и др.),
-данные из историй болезни недоношенных новорожденных детей (вес ребенка при рождении, вес ребенка при выписке,
данные анамнеза и др.),
- данные журналов выездных реанимационных бригад.
Также проводилось
анкетирование медицинских
2.1. Недоношенный ребенок и уход за ним
2. 1.1 Причины невынашивания беременности недоношенный ребенок уход вскармливание
В последнее время
увеличилось количество детей, родившихся
с различной патологией и
В причинах недонашивания выделяют 3 группы факторов:
-плохое питание беременной,
- неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
- профессиональные вредности,
-вредные привычки в нежеланная беременность у женщин, не состоящих в браке [1] 2.
- юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст первородящих женщин, а также возраст отца моложе 18 лет и старше 50 лет ,
- отягощенный акушерский анамнез (количество предшествующих медицинских абортов,
- наличие спонтанных абортов,
- малый промежуток между родами
- низкорослость,
- субтильность женщины [1] 3.
- хронические соматические и гинекологические заболевания
- эндокринные дисфункции (гиперфункция коры надпочечников, сахарный диабет, гипофункция яичников)
- патология беременности (длительный, поздний гестоз, острые инфекционные заболевания во время беременности)
-физические травмы (оперативные вмешательства, травмы живота) и нервные потрясения,
- иммунологический конфликт между беременной и ее плодом
- плацентарная недостаточность [1] Б)
- генетические и хромосомные болезни плода
-аномалии развития,
-многоплодие,
-неправильное положение плода
- иммунологический конфликт между плодом и беременной [1]
2 1.2 Степени недоношенности
Недоношенные - дети, родившиеся при сроке беременности 37 недель и менее, с массой тела 2500 г. и менее, длиной тела 45 см и менее.
Степени недоношенности:
1. Степень 35-37 недель вес примерно 2001-2500 г.
2. Степень 32-34 недель вес примерно 1501-2000 г.
3. Степень 29-31 недель вес примерно 1001-1500 г.
4. Степень менее 29 недель вес менее 1000 г.
Недоношенный ребенок
требует пристального внимания,
так как в процессе его
2.1.3 Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка
Укорочение периода внутриутробного развития и связанная с этим морфологическая и функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации недоношенного ребенка к условиям внеутробной жизни. Понятие «зрелость» тесно связано с понятием «гестационный возраст» - истинный возраст ребенка с момента зачатия до рождения. Знание гестационного возраста позволяет оценить характер внутриутробного развития плода. Недоношенные дети в истинном смысле этого термина, как и физиологически зрелые, характеризуются соответствием своих физиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение. Между тем, прогноз в таких случаях часто гораздо более благоприятный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. В чем же заключаются особенности организма ребенка, рожденного на пороге биологической зрелости? [17] Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Внешне недоношенный ребенок существенно отличается от ребенка, рожденного в срок. [17]
Информация о работе Сестринский процесс при выхаживании недоношенных детей и его роль в реабилитации