Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Анатомия"
54. Типы высшей нервной
Высшая нервная деятельность представляет собой интегративное свойство высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Люди мыслительного типа склонны к отвлеченным рассуждениям, абстрагированию, находятся во власти мыслительной деятельности. Чрезмерное превалирование второй сигнальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действительности. К художественному типу относятся лица, у которых более развита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагированию. К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобладание первой или второй сигнальной системы. Они занимают промежуточное положение между мыслительными и художественными типами. В основном люди принадлежат к среднему типу. Тип высшей нервной деятельности ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности - мировоззрение человека, его взгляды, убеждения, интеллект, интересы. Он имеет отношение лишь к динамической стороне высшей нервной деятельности.
55. Основные характеристики и
свойства высшей нервной
Высшая нервная деятельность представляет собой интегративное свойство высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Являясь разделом физиологии, высшая нервная деятельность основывается на рефлекторной теории, теории отражения и теории системной деятельности мозга. Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Возбуждение - образование нервной клеткой потенциала действия в ответ на раздражение называют. Торможение – реакции снижения возбудимости нервных клеток в ответ на действие раздражителя. Первая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, при которой она обусловлена сигналами непосредственных раздражителей - звуком, светом и другими конкретными сигналами. Вторая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, обусловленный возбуждающим действием на центральную нервную систему не конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.
56. Первая и вторая сигнальные системы.
Первая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, при которой она обусловлена сигналами непосредственных раздражителей - звуком, светом и другими конкретными сигналами. Присуща и человеку, и животному. Вторая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, обусловленный возбуждающим действием на центральную нервную систему не конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. Раздражителями в этих случаях являются не предметы или явления, а заменяющие их отвлеченные сигналы «в виде слов, произносимых, слышимых и видимых». При помощи второй сигнальной системы осуществляется человеческое мышление, оперирующее понятиями.
57. Закономерности роста и
Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. Дифференцировочные процессы- появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». Гетерохронность (от греч. — другой, — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит то есть не одновременно и неравномерно. Особенности развития: периоды ускоренного роста чередуются с их замедлением; в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма; во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого — 1:8; для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет.
58. Возрастная периодизация.
Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов. Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Онтогенез (от греч. — сущее) — период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни — от зачатия до смерти. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения и после рождения. До рождения делится на внутриутробный, пренатальный — от греч. natos — рожденный. После рождения - внеутробный, постнаталъный. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.
59. Акселерация в развитии
Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями (за последние 100—150 лет). Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. Эпохальный сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Акселерация охватывает весь организм, отражаясь на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин. Внутригрупповая акселерация — ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13-20 % детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.Возможные причины: увеличение светового дня (за счет искусственного освещения), урбанизация населения (увеличение городского населения), увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере, гетерозис (увеличение числа межэтнических браков), улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни.