Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Ответы на билеты по анатомии.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

54. Типы высшей нервной деятельности.

Высшая  нервная деятельность представляет собой интегративное свойство высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Люди мыслительного типа склонны к отвлеченным рассуждениям, абстрагированию, находятся во власти мыслительной деятельности. Чрезмерное превалирование второй сигнальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действительности. К художественному типу относятся лица, у которых более развита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагированию. К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобладание первой или второй сигнальной системы. Они занимают промежуточное положение между мыслительными и художественными типами. В основном люди принадлежат к среднему типу. Тип высшей нервной деятельности ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности - мировоззрение человека, его взгляды, убеждения, интеллект, интересы. Он имеет отношение лишь к динамической стороне высшей нервной деятельности.

55. Основные характеристики и  свойства высшей нервной деятельности.

Высшая  нервная деятельность представляет собой интегративное свойство высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Являясь разделом физиологии, высшая нервная деятельность основывается на рефлекторной теории, теории отражения и теории системной деятельности мозга. Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Возбуждение - образование нервной клеткой потенциала действия в ответ на раздражение называют. Торможение – реакции снижения возбудимости нервных клеток в ответ на действие раздражителя. Первая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, при которой она обусловлена сигналами непосредственных раздражителей - звуком, светом и другими конкретными сигналами. Вторая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, обусловленный возбуждающим действием на центральную нервную систему не конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.

56. Первая и вторая сигнальные  системы.

Первая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, при которой она обусловлена сигналами непосредственных раздражителей - звуком, светом и другими конкретными сигналами. Присуща и человеку, и животному. Вторая сигнальная система – вид высшей нервной деятельности, обусловленный возбуждающим действием на центральную нервную систему не конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. Раздражителями в этих случаях являются не предметы или явления, а заменяющие их отвлеченные сигналы «в виде слов, произносимых, слышимых и видимых». При помощи второй сигнальной системы осуществляется человеческое мышление, оперирующее понятиями.

57. Закономерности роста и развития  организма.

Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма. Дифференцировочные процессы- появление специализированных структур нового качества из мало специализированных клеток-предшественниц. Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». Гетерохронность (от греч. — другой, — время) — рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит то есть не одновременно и неравномерно. Особенности развития: периоды ускоренного роста чередуются с их замедлением; в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма; во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого — 1:8; для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет.

58. Возрастная периодизация.

Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов. Следует помнить, что деление детства на периоды не имеет точных границ. Онтогенез (от греч. — сущее) — период индивидуального развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни — от зачатия до смерти. В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения и после рождения. До рождения делится на внутриутробный, пренатальный — от греч. natos — рожденный. После рождения - внеутробный, постнаталъный. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.

59. Акселерация в развитии подростков.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями (за последние 100—150 лет). Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. Эпохальный сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Акселерация охватывает весь организм, отражаясь на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин. Внутригрупповая акселерация — ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13-20 % детей любой возрастной группы характерны более высокий рост, большие возможности дыхательной системы, большая мышечная сила, быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину, несколько быстрее осуществляется психическое развитие.Возможные причины: увеличение светового дня (за счет искусственного освещения), урбанизация населения (увеличение городского населения), увеличение уровня радиации и углекислого газа в атмосфере, гетерозис (увеличение числа межэтнических браков), улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни.


Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"