Шпаргалка по "Физиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 448.63 Кб (Скачать файл)

В слюне также содержится слизистое  органическое вещество муцин. Он способствует тому, что обработанный ротовой  полости  комок  становится  скользким  и  легко проходит по  пищеводу – мышечной  трубке, выстланной внутри слизистой оболочкой. Длина пищевода с возрастом увеличивается.

Пищеварение в желудке

Желудок имеет вид изогнутого мешка, вмещающего 1-2 л пищи. В желудке  различают вход (кардиальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая или привратниковая часть). Привратник открывается в двенадцатиперстную кишку. Изнутри желудок выстлан слизистой оболочкой, образующей много складок. В толще слизистой оболочки находятся железы, трубчатые по форме, вырабатывающие желудочный сок. Различают три типа клеток желудочных желез: главные – вырабатывают ферменты желудочного сока,  обкладочные -  соляную кислоту, добавочные – слизь. Желудочный сок человека – бесцветная жидкость кислой реакции, с большим содержанием соляной кислоты (0,5 процентов) и слизи. Слизь, вырабатываемая клетками слизистой оболочки желудка, предохраняет её от механических и химических повреждений. Соляная кислота обладает способностью губительно действовать на бактерии, выполняя тем самым защитную функцию.

Отделение желудочного сока начинается рефлекторно, уже тогда, когда пища попадает в полость рта. Когда  пища поступает в желудок, на нее  продолжает рефлекторно вырабатываться желудочный сок за счет механического  раздражения слизистой оболочки желудка. Важная роль здесь также  принадлежит химическим веществам, циркулирующим в крови при  пищеварении и гуморальным путем  возбуждающим желудочную секрецию. Особенно активны в этом отношении вещества, содержащиеся в мясном бульоне, капустном  отваре, отварах рыбы, грибов, овощей.

Кроме того, под влиянием соляной  кислоты и продуктов переваривания  в слизистой оболочке желудка, образуется особый гормон – гастрин, который  всасывается в кровь и усиливает  секрецию желудочных желез.

С возрастом, как строение, так и  функция желудка изменяются. Количество желудочного сока, его кислотность  и переваривающая сила зависят от рода пищи. От характера пищи зависит  время переваривания её в желудке.

Роль печени и поджелудочной  железы в пищеварении

Частично переварившееся содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, перемещается движениями мускулатуры  желудка к его пилорическому  отделу, а оттуда порциями поступает  в начальный отдел тонкого  кишечника – двенадцатиперстную кишку. Здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных  желез – печени и поджелудочной  железы и соком мелких кишечных желез. Под влиянием содержащихся в них  ферментов происходит наиболее интенсивная  химическая переработка белков, жиров  и углеводов, которые , подвергаясь дальнейшему расщеплению, доводятся  в двенадцатиперстной кишке до такого состояния, что могут всасываться и усваиваться организмом. Сок, выделяемы поджелудочной железой, – бесцветная прозрачная жидкость щелочной реакции. В нем есть фермент трипсин, расщепляющий белковые вещества до аминокислот. Отделение поджелудочного сока продолжается 6-14 часов и зависит от состава и свойств принятой пищи.

В процессах переваривания пищевых  веществ в двенадцатиперстной кишке важнейшую роль играет желчь. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка.

Всасывание и  моторная функция кишечника

Из двенадцатиперстной кишки в  основном переварившиеся пищевые вещества поступают в тонкий кишечник, откуда в подвздошную кишку. В составе  кишечного сока обнаружено свыше 20 ферментов, способных катализировать расщепление пищевых веществ. Однако основной функцией тонкого кишечника  является всасывание. Всасывание –  сложный физиологический процесс, происходящий главным образом за счет активной работы клеток кишечного  эпителия.

Белки всасываются в кровь в  виде водных растворов аминокислот. Углеводы всасываются главным образом, в виде глюкозы. Жиры всасываются  преимущественно в лимфу в  виде  жирных кислот и глицерина. Важной функцией кишечника является его моторика. За счет моторной деятельности кишечника происходит перемешивание пищевой кашицы с пищеварительными соками, её продвижение по кишке, также повышение внутрикишечного давления, что способствует всасыванию некоторых компонентов из полости кишки в кровь и лимфу.

Обмен веществ  и энергии

-  основа процессов жизнедеятельности организма. Обмен веществ – характерный признак всех живых существ. Без обмена веществ жизнь невозможна. В организме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения.

Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце желудочно- кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т.д.,   а  также   для   совершения   человеком   работы   нужна энергия. Эту энергию человек получает в процессе обмена веществ.   Источником   энергии,   необходимой   для   жизни служат питательные вещества, поступающие в организм.

Возрастные  особенности пищеварительной системы

Основными функциями пищеварительной     системы являются:

-      доставка пищеварительных продуктов к органам, тканям, клеткам;

-      расщепление и всасывание пищеварительных продуктов;

-      участие в окислительно-восстановительных процессах;

-      участие в белковом, углеводном, жировом, водно-солевом и энергетическом обменах;

-      выделительная функция.

В кровь – сахар и аминокислоты. В лимфу – простые жиры и  глицерин.

Чем меньше ребенок тем:

  1. меньше размеры и объемы всех отделов желудочно-кишечного тракта (прием пищи в небольших количествах, но часто);
  2. менее выражены процессы, происходящие в ротовой полости (дробление, смачивание и образование пищевого комка);
  3. менее выражена синхронность функции надгортанника, то есть при глотании плотно закрывается вход в дыхательное горло и наоборот – это приводит к тому, что дети чаще поперхиваются и пища попажает в дыхательные пути, а воздух в пищевод;
  4. у него функционируют молочные зубы, отличающиеся хрупкостью, способностью изъязвления и образования кариеса;
  5. соотношение длины кишечника к длине туловища больше (у взрослого 1:2,5), у ребенка (1:3,5:4);
  6. менее переваривающая сила соков желудка и двенадцатиперстной кишки;
  7. меньшим бактерицидным свойством обладает желудочный сок;
  8. менее выражена способность к расщеплению и всасыванию пищевых продуктов;
  9. менее активно осуществляются процессы всасывания воды и солей в толстом кишечнике, что может легко привести к нарушению постоянства внутренней среды;
  10. меньше количество кишечных бактерий, которые участвуют в утилизации пищевых продуктов;
  11. менее выражена функция печени и выделение ферментов поджелудочной железы.

Гигиена питания

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: “Мы едим для того, чтобы  жить, а не живем для того, чтобы  есть”. Действительно, питание –  одна из основных потребностей организма, так как пища дает вещества для  построения клеток, тканей, органов, а  также энергию, необходимую для  жизнедеятельности. Вместе с тем  превращение еды в самоцель вредно. Систематическое переедание ведет  к нарушениям деятельности желудочно-кишечного  тракта, а также к расстройствам  обмена веществ с накоплением  избыточной массы тела, которая является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Индивидуальные потребности в  пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при  одинаковом самочувствии люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов. Связано это с различной степенью усвояемости питательных веществ  в пищеварительном тракте, а также  с различной интенсивностью обмена веществ. Сознательное отношение к  питанию предполагает, что человек  руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но также и требованиями гигиены питания. Рекомендации по рациону  питания в разном возрасте различны. Развивающийся организм требует  значительно больше пищи на единицу  массы, чем организм взрослого человека. В преклонном возрасте, в связи с инволютивными процессами, уменьшением видов деятельности, требующих большой затраты энергии, количество пищи должно быть меньше, чем в зрелом. При этом в любом возрасте питание должно быть сбалансированным: количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека.

Пища человека должна быть разнообразной  и включать различные продукты. Рацион должен отвечать следующим требованиям: обеспечивать постоянство массы  тела и соответствие её возрастным нормативам (с учетом характера телосложения), покрывать все энерготраты организма, обеспечивая необходимые виды деятельности, обеспечивать нормальную работу органов  пищеварения (для этого важно  правильное соотношение высококалорийных, малообъемных продуктов и малокалорийных, содержащих большое количество растительной клетчатки, стимулирующей работу кишечника).

Итак:

  1. Питание должно быть полноценным, то есть содержать белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и воду. Белки и жиры по своему происхождению могут быть животными и растительными. Для детей в рационе питания должны преобладать белки и жиры животного происхождения.
  2. Питание должно быть правильным, то есть поступать в правильном соотношении и правильно распределяться в суточном рационе. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:6, для детей более раннего возраста как 1:2:3, для взрослых как 1:1:4.
  3. Питание должно быть калорийным, то есть в образовании энергии большое значение имеет энергоемкость или калорийность пищевых продуктов. Вся наша жизнедеятельность – это расход и восстановление энергии: все, что поступает в организм должно быть расщеплено и усвоено, а все что расходовано организмом, должно быть восстановлено приемом этого же количества. Нормой энергетического обмена подсчитывается в условиях основного обмена, определяемым утром натощак, при нормальном покое. Расход энергии возрастает при умственных, физических и психических, стрессовых нагрузках.
  4. Питание должно быть своевременным.
  5. Питание должно быть витаминизированным.

Питание должно быть качественным, т.е. с соответствующей технологией  приготовления, режимом хранения, подбором продуктов и т.д.

Значение  органов выделения

Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма  продукты обмена, которые не могут  быть использованы, избыток воды и  солей.

В осуществлении процессов выделения  участвуют легкие, кишечник,   кожа   и   почки.   Легкие   удаляют   из   организма углекислый газ, пары воздуха, летучие вещества. Из кишечника удаляются   с   калом   соли   тяжелых   металлов,   избыток всосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи вы деля воду, соли, органические вещества.

Основная роль в   выделительных процессах принадлежи почкам,  которые выводят из  организма воду,  соли,  аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через   почки удаляется некоторые ядовитые вещества, образующиеся  в организме или принятые в виде лекарств.

Почки     поддерживают определенную     постоянную реакцию крови.

Почки имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний вогнутый. Масса почек 120г. На вогнутом внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

Почки получают крови больше, чем  любой другой орган, них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью.

Структурно-функциональной единицей почти  является, тельце почки – нефрон.

В нефроне различают мозговую и  корковую части. В корковой части  находится образования, напоминающие бочки – мальпигиевы тельца. Каждое из них окружено капсулой Шумлянского. От капсулы отходит каналец, который  извивается и опускается в мозговой слой, это извитый каналец первого  порядка.

В мозговом слое каналец делает изгиб  и поворачивает в сторону коркового  слоя. Место изгиба называют петлей Генле. Далее в корковом слое каналец  второго порядка. Последний соединяется с подобным ему образованием в собирательные  канальцы, которые впадают в общий выводной проток, открывающейся на верхушке. Таких отверстий на верхушке много, все они находятся в пределах одной чашечки; чашечки открываются в лоханку, а лоханка переходит в мочеточник.  Мочеточник входит в мочевой пузырь.

Образование мочи принято делить на две фазы:

  1. образование первичной мочи;
  2. образование вторичной или конечной мочи. Первичная моча образуется из артериальной крови, протекающей по сосудистым клубочкам. Эта жидкость напоминает по составу жидкую часть крови, лишенную форменных элементов и белков. Ее образование связано с высокого артериального давления крови в клубочках, что   обеспечивает фильтрацию крови через стенку сосудов клубочка в капсулу Шумлянского. Это фильтрационная стадия.

Первичная моча, поступив в систему  извитых канальцев петлю Генле, подвергается обратному всасыванию. Из нее в систему капилляров, оплетающих канальцы, поступает большая часть  воды, глюкозы, аминокислот, солей и  других продуктов.

Это вторая стадия реабсорбация, в  результате которой в пет остается вторичная, или конечная моча. Она выводится чашечки и лоханки, затем моча переходит в мочеточник впадающий в мочевой пузырь- полый мышечный орган, который растягивается при поступлении мочи и имеет разный объем у детей разного возраста. Емкость его у новорожденного до 50 мл, в 7-10 лет 500-900 мл, в 11-12 лет -1250, у взрослого 1500 мл. Выделение мочи носитьбезусловно  рефлекторный, характер и контролируется корой головного мозга нижележащими центрами. При создании определенных условий, (“высаживании”), т.е. появляется условие, при котором начинает подключаться корковая регуляция, и возраст выделение мочи регулируется, т.е. подчиняется воле человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиология"