Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность
Воздухоносные пути и дыхательный путь начинается носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным Мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, которая вместе с пылевыми частицами, проникшими с вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек.
В носовой полости вдыхаемый
воздух согревается, частично очищается
от пыли и увлажняется. К моменту
рождения носовая полость ребенка
недоразвита, она отличается узкими
носовыми отверстиями и практически
отсутствием придаточных пазух,
окончательное формирование которых
происходит в подростковом возрасте.
Объем носовой полости с
Скелет гортани образован
Легкие. С возрастом существенно изменяется и структура нового органа дыхания- легких. Первичный бронх, вступив в рот легких, образует бронхиальное дерево. Самые тонкие точки его называют бронхиолами. Бронхиолы разветвляются альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков- альвеол. Альвеолы являются дачной частью дыхательного пути.
Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плеврой.
Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм), у взрослого уже достигает 0,2 мм). До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их •дельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.
Обмен газов между атмосферным воздухом, находящимся альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.
Различают диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц (у новорожденных). Это связано с тем, что у детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые.
Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни.
По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей станови грудно-реберным с преобладанием диафрагмального.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.
В 7-8 лет выявляются половые отличия
в типе дыхания: мальчиков становится
преобладающим брюшной тип
Дыхание новорожденного ребенка частое поверхностное. У детей первого года жизни частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования 50-60, а во время сна 35-40. У детей 1-2 года во время бодрствовав частота дыхания 35-40, у 2-4 летних 25-35 и 4-6 летних 23-циклонов в минуту. У детей школьного возраста происходит дальнейшая частота дыхания ( 18-20 раз в минуту).
Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания
Под здоровьем следует понимать не только отсутствие заболеваний или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического вития.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Пока организм держится в полном равновесии со средой, пока он един с нею, самочувствие его будет самым нормальным, о таком организме говорят, что он здоров. Но здоровье и равновесие организма зависят от состояния внутренней среды, от функционирования органов и систем, составляющих организм. И стоит только нарушить функцию одного органа, как нарушается целая система, что приводит организм к болезни.
Здоровый ребенок адекватно реагирует на внешнее раздражение, т.е. на внешнюю среду. Например, в ответ на снижение температуры воздуха изменяется деятельность сердечно- сосудистой системы и дыхания; изменение освещенности рабочей поверхности стола влечет изменение стояния светопринимающего аппарата глаза и т.д. Все это приспосабливает организм к среде, и в поведении его не наблюдается нарушений, т.к. происходит указанное уравновешивание.
Следовательно, здоровый организм всегла обладает значительными резервами сил и возможностей, позволяющих сохранить уравновешенность с внешней и внутренней средой под контролем центральной нервной системы. Нарушение этой уравновешенности создает неадекватность или заболевание.
Для поддержания равновесия организма со средой имеет значение возраст, физическое развитие ребенка, его общее состояние, а также состояние и функциональная устойчивость его нервной системы.
Оценку состояния здоровья
детей и подростков дают основание
совокупности четырех критериев: наличие
и отсутствие в момент обследования
хронических заболеваний, уровень
функционального состояния
На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп:
Как отмечалось выше, больезнь
проявляется нарушением нормального
функционирования организма человека,
сопровождаясь определенными
Различают: соматические, пограничные, инфекционные заболевания.
Соматические заболевания. От слова “coma” — тело, сопровождающееся нарушением деятельности отдельных органов или систем, касающиеся только самого ребенка. Это могут быть заболевания физиологических систем: нервной системы, анализаторов, желез внутренней секреции, костно-мышечной системы и др. сюда же относят большую группу аллергических заболеваний, травм и несчастных случаев. От больного ребенка к здоровому эта группа заболеваний не передается.
Пограничные заболевания. Вызываются микробом, приводящим к заболеванию отдельных органов, но не передающих это заболевание здоровому ребенку (ангина, ревматизм, порок сердца и большинство заболеваний заканчивающихся на –ит (ренит, гастрит, колит, неврит и т.д.)за исключением эпидеменингита, эпидпаротита, эпидгепатита, полиомелита).
Инфекционные заболевания. Характеризуются наличием возбудителя – болезнетворного микроорганизма, приводящего к заболеванию ребенка. Общими признаками инфекционных заболеваний является возможность передачи болезнетворных микроорганизмов от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, Еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.
Пути распространения инфекции. В способах передачи инфекций различают:
Контактый путь – это результат соприкосновения с больными или предметами, бывшими в употреблении у больного.
Воздушно-капельный – это передача микробов от источника инфекии по воздуху и с каплями (брызгами) при дыхании и кашле.
Инъекционый – это распространени инфекции через кровь.
Следующий путь – это распространение через укусы насекомых, грызунов или животных.
Каждый возбудитель
Входными воротами инфекции являются:
- слизистые оболочки носа и дыхательных путей;
- поврежденная кожа;
- желудочно-кишечный тракт;
- половые органы.
Периоды заболеваний
Скрытый (инкубационный), длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Этот период сменяется следующим периодом – пробромальный период – который сопровождается в основном катаральными явлениями (повышение температуры тела, чувство разбитости, головная боль, снижение аппетита, насморк и т.д.)
Следующий период – разгар заболевания, сопровождается появлением прзнаков или симптомов, характерных для данного заболевания.
Заключительный период – исход заболевания:
- выздоровление;
- летальный (смерть);
- осложнение;
- переход в хроническую форму;
- рецидив.
Проникновение в организм человека тех или болезнетворных микроорганизмов не у всех людей вызывает заболевание. У человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.
К неспецифическим факторам относят кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки пожиратели – фагоциты. Общие защитные факторы не обладают выраженными избирательными (специфическими) действиями на возбудителей инфекции.
Решающими факторами в
борьбе с инфекциями являются специфические
факторы, которые вырабатываются в
организме. Они обуславливают
Иммунный процесс – это ответ организма на определенного рода раздражение, вторжение чужеродного агента – антигена. Защищая организм от нашествия антигенов и их токсинов, кровь вырабатывает особые белковые тела-антитела и антитоксины, которые обезвреживают микробов и их токсины, вступая с ними в реакцию самого различного характера.
Различают:
общий специфический
врожденный приобретенный
естественный искусственный
активный пассивный
временный пожизненный
стойкий нестойкий
иммунитет
Общий иммунитет обеспечивается
комплексным взаимодействием
Для формирования общего иммунитета необходимо закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
Специфический иммунитет формируется против конкретных инфекционных заболеваний в результате образования в крови высокоактивных биологических веществ, способных вступать в борьбу с микробами или их токсинами.
Специфический иммунитет делится на врожденный приобретенный.
Врожденный передается от матери, через кровь, с материнским молоком.
Приобретенный иммунитет возникает после перенесенных заболеваний или в результате прививок.
Естественный иммунитет вырабатывается самим организмом.
Искусственный иммунитет
возникает в результате введения
в организм ослабленных возбудителей
или токсинов той или иной болезни.
Ослабленные таким путем