Шпаргалка по "Физиология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 экзаменационных вопросов.
...
8. Болевая чувствительность
9. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 448.63 Кб (Скачать файл)

Воздухоносные пути и дыхательный  путь начинается носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным Мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, которая вместе с пылевыми частицами, проникшими с вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек.

В носовой полости вдыхаемый  воздух согревается, частично очищается  от пыли и увлажняется. К моменту  рождения носовая полость ребенка  недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически  отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых  происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом  увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные  особенности носовой полости  детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание (поэтому дети часто  дышат с открытым ртом) Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты и др.

Скелет гортани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами. Гортань не только связывает глотку с трахеей, но и  участвует в речевой функции. Гортань у детей короче, уже  и располагается выше, чем у  взрослых. Наиболее интенсивно гортань  растет на 1-3 м годах жизни и  в период полового созревания. От нижнего  края гортани отходит трахея. Длина  ее увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускорение  роста трахеи отмечено в возрасте 14-16 лет. Окружность трахеи увеличивается  соответственно увеличению. Объёма грудной  клетки. Трахея разветвляется на два  бронха; правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.

Легкие. С возрастом существенно изменяется и структура нового органа дыхания- легких. Первичный бронх, вступив в рот легких, образует бронхиальное дерево. Самые тонкие точки его называют бронхиолами. Бронхиолы разветвляются альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков- альвеол. Альвеолы являются дачной частью дыхательного пути.

Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плеврой.

Легкие у детей растут главным  образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр  альвеолы 0,07 мм), у взрослого уже  достигает 0,2 мм). До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их •дельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.

Обмен газов между атмосферным  воздухом, находящимся альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.

Различают диафрагмальное дыхание  с незначительным участием межреберных  мышц (у новорожденных). Это связано  с тем, что у детей раннего  возраста ребра имеют малый изгиб  и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые.

Диафрагмальный тип дыхания  сохраняется до второй половины первого  года жизни.

По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей станови грудно-реберным с преобладанием диафрагмального.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи  с развитием плечевого пояса  все более начинает преобладать  грудной тип дыхания, и к 7 годам  он становится выраженным.

В 7-8 лет выявляются половые отличия  в типе дыхания: мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания  девочек – грудной. Заканчивается  половая дифференцировка дыхания  к 14-17 годам.

Дыхание новорожденного ребенка частое поверхностное. У детей первого  года жизни частота дыхательных  движений в минуту во время бодрствования 50-60, а во время сна 35-40. У детей 1-2 года во время бодрствовав частота дыхания 35-40, у 2-4 летних 25-35 и 4-6 летних 23-циклонов в минуту. У детей школьного возраста происходит дальнейшая частота  дыхания ( 18-20 раз в минуту).

Состояние здоровья детей и подростков. Заболевания

Под здоровьем следует  понимать не только отсутствие заболеваний  или каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличие высокого уровня функционирования различных систем, а также гармоничность физического вития.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Пока организм держится в  полном равновесии со средой, пока он един с нею, самочувствие его будет  самым нормальным, о таком организме  говорят, что он здоров. Но здоровье и равновесие организма зависят  от состояния внутренней среды, от функционирования органов и систем, составляющих организм. И стоит только нарушить функцию  одного органа, как нарушается целая  система, что приводит организм к  болезни.

Здоровый ребенок адекватно  реагирует на внешнее раздражение, т.е. на внешнюю среду. Например, в  ответ на снижение температуры воздуха  изменяется деятельность сердечно- сосудистой системы и дыхания; изменение освещенности рабочей поверхности стола влечет изменение стояния светопринимающего аппарата глаза и т.д. Все это приспосабливает организм к среде, и в поведении его не наблюдается нарушений, т.к. происходит указанное уравновешивание.

Следовательно, здоровый организм всегла обладает значительными резервами  сил и возможностей, позволяющих  сохранить уравновешенность с внешней  и внутренней средой под контролем  центральной нервной системы. Нарушение  этой уравновешенности создает неадекватность или заболевание.

Для поддержания равновесия организма со средой имеет значение возраст, физическое развитие ребенка, его общее состояние, а также  состояние и функциональная устойчивость его нервной системы.

Оценку состояния здоровья детей и подростков дают основание  совокупности четырех критериев: наличие  и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень  функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих критериев  дети и подростки распределяются на пять групп:

  1. группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
  2. группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим забоеваниям;
  3. группа – дети и подростки, бльные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями;
  4. группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в сотоянии субкомпенсации, со сниженными функциолнальными возможностями;
  5. дети этой группы здоровья не посещают детского учреждения общего профиля.

Как отмечалось выше, больезнь проявляется нарушением нормального  функционирования организма человека, сопровождаясь определенными признаками или симптомами.

Различают: соматические, пограничные, инфекционные заболевания.

Соматические заболевания. От слова “coma” — тело, сопровождающееся нарушением деятельности отдельных органов или систем, касающиеся только самого ребенка. Это могут быть заболевания физиологических систем: нервной системы, анализаторов, желез внутренней секреции, костно-мышечной системы и др. сюда же относят большую группу аллергических заболеваний, травм и несчастных случаев. От больного ребенка к здоровому эта группа заболеваний не передается.

Пограничные заболевания. Вызываются микробом, приводящим к заболеванию отдельных органов, но не передающих это заболевание здоровому ребенку (ангина, ревматизм, порок сердца и большинство заболеваний заканчивающихся на –ит (ренит, гастрит, колит, неврит и т.д.)за исключением эпидеменингита, эпидпаротита, эпидгепатита, полиомелита).

Инфекционные заболевания. Характеризуются наличием возбудителя – болезнетворного микроорганизма, приводящего к заболеванию ребенка. Общими признаками инфекционных заболеваний является возможность передачи болезнетворных микроорганизмов от больного к здоровому. Источником инфекции могут быть больные или выздоравливающие люди, Еще выделяющие микробы, а также здоровые бактерио- и вирусоносители.

Пути распространения  инфекции. В способах передачи инфекций различают:

Контактый путь – это результат соприкосновения с больными или предметами, бывшими в употреблении у больного.

Воздушно-капельный – это передача микробов от источника инфекии по воздуху и с каплями (брызгами) при дыхании и кашле.

Инъекционый – это распространени инфекции через кровь.

Следующий путь – это  распространение через укусы  насекомых, грызунов или животных.

Каждый возбудитель инфекционного  заболевания проникает в организм через определенное место. Это место  получило название входных ворот  инфекции.

Входными воротами инфекции являются:

- слизистые оболочки носа  и дыхательных путей;

-                   поврежденная кожа;

-                   желудочно-кишечный тракт;

-                   половые органы.

Периоды заболеваний

Скрытый (инкубационный), длится от нескольких часов до нескольких месяцев. Этот период сменяется следующим периодом – пробромальный период – который сопровождается в основном катаральными явлениями (повышение температуры тела, чувство разбитости, головная боль, снижение аппетита, насморк и т.д.)

Следующий период – разгар заболевания, сопровождается появлением прзнаков или симптомов, характерных  для данного заболевания.

Заключительный период –  исход заболевания:

-  выздоровление;

-  летальный (смерть);

-  осложнение;

-  переход в хроническую форму;

-  рецидив.

Проникновение в организм человека тех или болезнетворных микроорганизмов не у всех людей  вызывает заболевание. У человека имеются  факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

К неспецифическим факторам относят кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и  не допускающий их во внутреннюю среду  организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки пожиратели –  фагоциты. Общие защитные факторы  не обладают выраженными избирательными (специфическими) действиями на возбудителей инфекции.

Решающими факторами в  борьбе с инфекциями являются специфические  факторы, которые вырабатываются в  организме. Они обуславливают специфическую  невосприимчивость организма к  той инфекции, против которой они  выработаны. Эту форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обуславливает  защиту против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости  данного индивидуума к другим инфекциям.

Иммунный процесс –  это ответ организма на определенного  рода раздражение, вторжение чужеродного  агента – антигена. Защищая организм от нашествия антигенов и их токсинов, кровь вырабатывает особые белковые тела-антитела и антитоксины, которые  обезвреживают микробов и их токсины, вступая с ними в реакцию самого различного характера.

Различают:

общий                          специфический

врожденный                 приобретенный

естественный                искусственный

активный                      пассивный

временный                   пожизненный

стойкий                        нестойкий

иммунитет

Общий иммунитет обеспечивается комплексным взаимодействием деятельности всех органов и систем, направленных на предупреждение заболевания, которое  в основном обеспечивается деятельностью  нервной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем.

Для формирования общего иммунитета необходимо закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

Специфический иммунитет  формируется против конкретных инфекционных заболеваний в результате образования  в крови высокоактивных  биологических веществ, способных вступать в борьбу с микробами или их токсинами.

Специфический иммунитет  делится на врожденный приобретенный.

Врожденный передается от матери, через кровь, с материнским молоком.

Приобретенный иммунитет  возникает после перенесенных заболеваний  или в результате прививок.

Естественный иммунитет  вырабатывается самим организмом.

Искусственный иммунитет  возникает в результате введения в организм ослабленных возбудителей или токсинов той или иной болезни. Ослабленные таким путем возбудители  болезни и их яды вызывают выработку  против них соответствующих защитных веществ (антител и антитоксинов). В этом случае организм активно участвует  в создании невосприимчивости к  той или другой болезни. Пример искусственного иммунитета являются профилактические прививки.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиология"