Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:29, шпаргалка
1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.
1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.
Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.
Физиология изучает течение жизненных процессов на уровне всего организма, отдельных органов и систем органов, а также на уровне отдельных клеток и молекул. На современном этапе развития физиологии она вновь объединяется с науками, когда-то отделившимися от неё: биохимией, молекулярной биологией, цитологией и гистологией.
Различия между анатомией и физиологией
Анатомия описывает
структуры (строение) организма в статическом состоя
Физиология описывает процессы и явления организма в динамике (т.е. в движении, в изменении).
Связь с другими науками:
Гигиена
изучает влияние условий быта,
учебы и труда на здоровье людей.
Базируясь на анатомии и физиологии,
она разрабатывает нормы
В психологии и педагогике
Психология — наука о психической, «душевной» деятельности человека. С помощью анатомии и физиологии она выявляет зависимость психической деятельности (мышления, сознания) от физиологических процессов, протекающих в организме человека. Анатомия и физиология - основа для понимания биологической сущно¬сти человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагаю¬щими при разработке режима жизни детей; организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-мате¬риальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, кото¬рые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста.
2. Организм человека как единая целостная система. Уровни организации организма.
Организм человека — это целостная система, которая владеет свойствами: обменом веществ и энергии, раздражимостью, гомеостазом, саморегуляцией, саморепродукцией, адаптацией, ростом и развитием.
Организм — это единое целое, в котором строение и функции всех клеток, тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение обмена веществ и функций любой клетки, ткани, органа и систем органов вызывает изменения обмена веществ других клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому обмен веществ и функции клеток, тканей и органов, изолированных из организма, отличаются от происходящих в организме. Следовательно, непосредственный перенос закономерностей изолированных частей организма на целый организм недопустим. Целому организму свойственны функции, отсутствующие в изолированных частях, например размножение, приводящее к образованию новых организмов, поведение, мышление.
3. Понятии о росте и развитии детского орг-а
Понятие рост и развитие детского
организма
Рост и развитие человека является непрерывным
и поступательным процессом который начинается
с момента оплодотворения яйцеклетки. Он включает тесно связанные
между собой факторы:
1) собственно рост (непрерывное
увеличение длины, объема и массы тела
за счет увеличения количества клеток
(кости, легкие) или их размеров (мышцы.
Нервная ткань))
2) дифференцировка (Дифференцировка — это процесс, в результате которого клетка становится специализированной, т.е. приобретает химические, морфологические и функциональные особенности) органов и тканей. Т.е.
3) приобретения
организмом характерных для
Отдельные органы
и системы созревают постепенно и завершают
свое развитие в разные периоды жизни. Это обусловлено особенностями
функционирования детского организма. Основными этапами развития
являются эмбриональный (внутриутробный)
и постнатальный (начинается с момента
рождения). В эмбриональный период закладываются
все органы, ткани, происходит их дифференцировка. В постнатальный период (период
детства) продолжают развиваться органы
и системы, происходит качественная перестройка
функций организма. Для лучшего понимания и систематизации
этих процессов разработаны различные
варианты периодизации развития ребенка.Одна
из них, в основе которой лежат морфофункциональные
и психологические критерии (по А.А. Маркосян)
приведена ниже:
Новорожденный (1-10 дней);
Грудной период (10 дней - 1 год);
Раннее детство (1-3 года);
Первое детство (4-7 лет);
Второе детство (8-12 лет - мальчики, 8-11 лет
- девочки);
Подростковый период (13-16 лет - мальчики,
12-15 лет девочки);
Юношеский период (17-21 год - юноши, 16-20 лет
- девушки;
Зрелый возраст - I период - 22-35 лет для мужчин,
21-35 - для женщин;
Зрелый возраст - II период - 36-60 лет для
мужчин, 35-55 - для женщин;
Преклонный возраст - 61-74 - для мужчин, 56-74
- для женщин;
Старческий возраст - 75-90 лет;
Долгожители - 90 лет и более.
Для педагогов более удобной является
периодизация, построенная на основе педагогических
и социальных критериев:
Немовлячий - до одного года
Предшкольного - с 1 до 3 лет;
Дошкольное - с 3 до 6-7 лет;
Младший школьный - с 6 до 11-12 лет;
Средний школьный - с 11-12 до 15 лет;
Старший школьный - с 15 до 17-18 лет.
Наряду с типичными для каждого возрастного
периода характеристиками существуют
и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья,
условий жизни, степени развития нервной
системы.
4. Физическое и психическое развитие. Свойства роста и развития: непрерывность, гетерохромность, гармоничность.
Физическое
развитие ребенка, представляет собой
процесс биологического
созревания клеток, тканей, органов и
всего организма в целом. Внешне оно характеризуется
увеличением размеров частей тела ребенка
и изменении функциональной деятельности
его различных органов и систем. Психическое
развитие представляет собой процесс
формирования познавательной деятельности
детей и подростков (совершенствование
процессов ощущения, восприятия, памяти
и др.), развитие у них чувств и воли, формирование
различных свойств личности: темперамента,
характера, способностей, потребностей
и интересов. Физическое и психическое
развитие дУгей и подростков не только
связаны между собой, но и взаимно обусловливают
друг друга. Это свидетельствует о том,
что развитие ребенка есть единый и целостный
процесс. Общеизвестно, что существенные
дефекты в развитии головного мозга, несмотря
на адекватное обучение и воспитание ребенка,
непременно нарушают и его психическое
развитие. С другой стороны, дефекты в
обучении и воспитании нормального ребенка
могут привести к необратимым структурным и функциональным
нарушениям деятельности его мозга.
О тесной связи между физическим и психическим
развитием детей и подростков свидетельствует
также тот факт, что после методически
правильно спланированных уроков физической
культуры и спортивных занятий в значительной
степени повышается умственная работоспособность
школьников, связанная с улучшением таких
психических процессов, как внимание,
восприятие и память.
Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.
Гетерохронность проявляется в трех видах:
а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.
б) Средний темп развития.
в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.( Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.
Непрерывность – постоянный рост тела, мышц, органов, клеток, костей и всего остального без торможения.
5. Возростная переодизация. Онтогенез и его периоды
Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза. В пределах трех возрастных этапов (эволюционного, стабильного и инволюционного) согласно схеме возрастной периодизации, одобренной Академией педагогических наук, выделяется двенадцать возрастных периодов постнатального развития. При этом до 7 и после 75 лет их границы не имеют половых различий. В промежутке между указанными возрастами границы этих периодов у женщин смещены на более ранние сроки, чем у мужчин
Онтогене́з (от греч. οντογένεσ
Растущий организм всегда развивается индивидуально. Определенное значение в этом процессе имеют критические(сенсетивные) периоды индивидуального развития. Особенностью этих периодов является высокая чувствительность организма к различным внешним раздражителям, с которыми он мало или совсем не взаимодействовал в предыдущий возрастной период.
Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии